Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901950053.htm

    
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 28 февраля 2005 года N 115


Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт"

    
    
Приказываю:
    
    1. Утвердить прилагаемое заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт", подготовленное экспертной комиссией на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об организации и проведении государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" от 15 декабря 2004 года N 302.
    
    2. Установить срок действия указанного заключения - 5 лет.
    
    

ВРИО Руководителя
А.Б.Малышев


УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 28 февраля 2005 года N 115

    
    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обоснования деятельности по обращению с опасными отходами ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт"



27 января 2005 года

    
    
    Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, образованная в соответствии с приказом N 340 от 27 декабря 2004 года в составе руководителя - д.т.н. Клушина В.Н., ответственного секретаря - Г.Д.Вайнера, членов комиссии - Байдаковой Н.В., Ковальчука В.Ю., Соловьева Г.С., рассмотрела материалы обоснования деятельности по обращению с опасными отходами ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт".
    
    На государственную экологическую экспертизу ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" (юридический, фактический и почтовый адрес: 450001, Республика Башкортостан, г.Уфа, пр. Октября, д.1) в виде копий и оригиналов представлены:
    
    1. аннотация,
    
    2. общие сведения о предприятии, сведения об основной хозяйственной деятельности,
    
    3. основные положения обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами,
    
    4. оценка возможного неблагоприятного воздействия, планируемые мероприятия по предотвращению и/или смягчению возможного неблагоприятного воздействия отходов на окружающую природную среду,
    
    5. сведения о готовности выполнения лицензионных требований, о намечаемой деятельности, связанной с образованием опасных отходов, о намечаемой деятельности по сбору, использованию, транспортированию и размещению опасных отходов,
    
    6. согласования Управлений МПР России по регионам,
    
    7. согласования органов СЭС по регионам,
    
    8. лимиты на размещение опасных отходов,
    
    9. договора на сдачу отходов специализированным предприятиям, с копиями лицензий,
    
    10. свидетельства профессиональной подготовки лиц на деятельность по обращению с опасными отходами,
    
    11. перечень утвержденных ПНООЛР, ПДВ по площадкам предприятия,
    
    12. паспорта опасных отходов,
    
    13. иные приложения в виде копий различной документации по характеризуемым вопросам.
    
    Основным направлением деятельности заявителя является оказание услуг в виде обеспечения владельцев автотранспортной техники горюче-смазочными материалами через сеть автозаправочных станций (АЗС). Общество располагает филиалами (сетями автозаправочных станций) в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Оренбургской области, а также торговым филиалом в г.Ульяновске Ульяновской области. В Республике Башкортостан расположены АЗС N 6 АЗС N 6 (РБ, Туймазинский район, г.Октябрьский, 29 микрорайон, 3а), АЗС N 8 (РБ, Туймазинский район, 1316 км а/д Самара - Уфа - Челябинск.), АЗС N 10 (РБ, Туймазинский район, д.Тюменяк, ул.Клубная, д.2/1), АЗС N 18 (РБ, г.Туймазы, ул.Салавата Юлаева, д.2), АЗС N 23 (РБ, г.Туймазы, ул.Гафурова, 41), АЗС N 24 (РБ, г.Белебей, Юго-западная окраина, на объездной дороге Приютова - Уфа), АЗС N 32 (РБ, Бакалинский район, с.Бакалы, ул.Мостовая, д.12), АЗС N 35 (РБ, Туймазинский район, 1350 км а/д Самара - Уфа - Челябинск), АЗС N 7 (РБ, Илишевский район, с.Верхнеяркеево, микрорайон "Южный", ул.Бакалинская, д.6), АЗС N 9 (РБ, Илишевский район, с.Андреевка, перекресток дорог Андреевка - Верхнеяркеево и Дюртюли - Груздевка), АЗС N 17 (РБ, г.Дюртюли, ул.Садовая, д.4), АЗС N 20 (РБ, г.Нефтекамск, ул.Энергетиков, д.2), АЗС N 27 (РБ, г.Нефтекамск, ул.К.Маркса, 13), АЗС N 16 (РБ, г.Мелеуз, ул.Береговая, д.28, "МЕЛЕУЗ"), АЗС N 19 (РБ, Мелеузовский район, п.Зирган, ул.Революционеров, д.147-149, "ЗИРГАН"), АЗС N 26 (РБ, г.Стерлитамак, Оренбургский тракт, 31), АЗС N 29 (РБ, г.Стерлитамак, ул.Совхозная, 30, "СТРОЙМАШ"), АЗС N 30 (РБ, г.Стерлитамак, ул.Профсоюзная, 26, "СОДА"), АЗС N 41 (РБ, Гафурийский район, 3-й км Красноусольский - Табынск), АЗС N 74-У (РБ, г.Стерлитамак, пересечение ул.Техническая и Пр.Ленина "хим.заводское кольцо"), 23, АЗС N 3 (РБ, Уфимский район, д.Уптино, ул.Центральная, д.1/1 "УПТИНО"), АЗС N 4 (РБ, Уфимский район, район аэропорта "Уфа" д.Березовка, д.53, "АЭРОПОРТ"), АЗС N 5 (РБ, г.Уфа, Кировский район, ул.С.Перовской, д.30), АЗС N 12 (РБ, г.Уфа, Советский район, пр.Октября, д.1/1 "ВОЛАДАРСКОГО"), АЗС N 13 (РБ, г.Уфа, Орджоникидзевский район, ул.Д.Донского, д.7), АЗС N 21 (РБ, Салаватский район, между д.Чулпан и д.Комсомол с левой стороны а/тр.Кропачево-Месягутово, возле завода "Полипресс-кургазак"), АЗС N 22 (РБ, Кушнаренковский район, с.Кушнаренково, ул.Большевистская), АЗС N 25 (РБ, г.Уфа, Орджоникидзевский район, 31 км а/д Уфа-Бирск в районе ст.Загородная), АЗС N 31 (РБ, Иглинский район, Майский с/с, 1548 км а/д Самара - Уфа - Челябинск.), АЗС N 33 (РБ, г.Уфа, Демский район, ул.Центральная - ул.Правды), АЗС N 42 (РБ, Благовещенский район, на а/д Уфа-Бирск у с.Удельный Дуваней), Офис (РБ, г.Уфа, Проспект Октября, 1), Склад нефтепродуктов "Кандры"(РБ, Туймазинский район п. Кандры, ул.Советская, д.1А), Склад нефтепродуктов "Стерлитамак" (РБ, г.Стерлитамак, ул.40 проезд N 1).
    
    Филиал заявителя в Республике Татарстан располагает АЗС NN 1 (г.Казань), 9 (Елабужский район, перекресток а/д Казань - Наб.Челны и Елабуга - Менделеевск - Поспелово-1), 12 (Бавлинский район, Кзыл-Ярский с/с, 1280 км а/д Москва - Челябинск), 36 (г.Бугульма, Бавлинский выезд), 37 (г.Бугульма, ул.Гафиатуллина, д.2а), 38 (Северный район, 1204 км а/д Самара - Уфа - Челябинск), 39 (г.Азнакаево, микрорайон Тукая, район парка "Тарсус"), 40 (г.Бугульма, ул.Ленина, д.127а), 101 (г.Бавлы, 27 микрорайон, ул.Сайдашева), 102 (г.Лениногорск, ул.Чайковского, д.17а), 103 (Менделеевский район, 20 км а/д Менделеевск - Ижевка - Псеево), 104 (г.Елабуга, перекресток а/д Казань - Наб.Челны- Менделеевск - Поспелово-2), 105 (Верхнеуслонский район, Набережно-Морквашский с/с, д.Десятидворики), а также мастерской (г.Бугульма, ул.Мотажная, 7/1а) и гаражом (г.Бугульма, ул.Мотажная, 7/1б).
    
    Филиал в Оренбургской области имеет АЗС NN 28 (г.Оренбург, Дзержинский район, ул.Джангильдина, 32), 34 (г.Оренбург, Проспект Братьев Коростылевых, 165), 43 (г.Оренбург, Загородное шоссе), 19 (Волжский район, 29 км автодороги Самара - Оренбург), 22 (г.Самара, Октябрьский район, ул.Ново-Садовая, 301а), 23 (Волжский район, 26 км автодороги Самара - Бугуруслан, поселок Спутник), а также складом (г.Оренбург, ул.Донгузская, 68а) и производственным корпусом (г.Оренбург, ул.Донгузская, 68а). В филиале г.Ульяновска Ульяновской области производственные единицы отсутствуют, так как его работа состоит в продаже фасованных масел (с этой целью заключены договора со сторонними организациями на предоставление торговых площадей и помещений).
    
    Автозаправочные станции, находящиеся на балансе ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт", оснащены одинаковым оборудованием и построены по типовым проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы территориальных органов МПР Российской Федерации (в материалах указаны даты выдачи и номера положительных заключений экспертиз). Общество имеет собственную специализированную автотранспортную технику для перевозки нефтепродуктов от нефтебаз до АЗС.
    
    Слив доставленных на АЗС нефтепродуктов в подземные емкости осуществляют самотеком с помощью гофрированных рукавов диаметром 76 мм и герметичных муфтовых соединений, которыми их соединяют со сливными патрубками бензовозов и расположенными в приемных колодцах подземных резервуаров патрубками трубопроводов налива нефтепродуктов. Из подземных резервуаров нефтепродукты центробежными насосами топливораздаточных колонок подают в баки автотранспортной техники клиентов. Среднее проектное количество заправок автомашин составляет 250 в сутки. На ряде АЗС заявителя имеются пункты замены масел, на которых производят сервисную замену масел и фильтров. Все производственное оборудование заявителя входит в состав автозаправочных станций и складов временного хранения нефтепродуктов. Каждая АЗС включает операторную, подземные емкости для приема и хранения нефтепродуктов, подземную емкость для сбора ливневых стоков, заправочные "островки" с топливораздаточными колонками.
    
    Склады временного хранения нефтепродуктов у заявителя оборудованы подземными емкостями (группами резервуаров) для приема и хранения нефтепродуктов, автоматическими системами налива автоцистерн светлыми нефтепродуктами (АСН-5М "Дельта"), установками нижнего и верхнего слива нефтепродуктов в емкости на ж/д эстакадах и уровнемерами для контроля объема налива нефтепродуктов в емкости.
    
    На АЗС реализуют бензин марок Аи 95, Аи 92, Аи 76 и дизельное топливо. Эти нефтепродукты хранят в подземных емкостях (резервуарах) типа Р50-0732/99, имеющих антикоррозионное покрытие и снабженных датчиками автоматического контроля герметичности и верхнего уровня, а также дыхательными колонками с огневыми предохранителями. Площадки над подземными емкостями (размером 15,5х12,4 м) покрыты щебнем слоем 15 см и огорожены по периметру кирпичной кладкой высотой 40 см. Слив нефтепродуктов в подземные емкости осуществляют с заливочной площадки, оборудованной приемными патрубками с быстроразъемными устройствами, а также приямком и трубопроводом отвода разлившегося нефтепродукта в аварийную емкость.
    
    Доставку нефтепродуктов на АЗС производят автоцистернами со складов временного хранения нефтепродуктов, принадлежащих ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" и сторонним организациям (в последнем случае в соответствии с заключенными договорами). Реализация нефтепродуктов (заправку транспорта топливом) осуществляется через ТРК типа "Спектр" (2 единицы на 14 заправочных рукавов). Каждую АЗС обслуживают в среднем 6 человек.
    
    На всех АЗС и складах временного размещения нефтепродуктов заявителя установлены однотипные локальные очистные сооружения (установки локальной очистки сточных вод типа SuperPek 1408 М с блоком доочистки) для обработки ливневых и талых вод (информация о технических характеристиках этих ЛОС представлена в приложении анализируемых материалов). Установками очистки от загрязняющих веществ выбросов в атмосферу и утилизации отходов заявитель не располагает.
    
    Согласно представленной информации, деятельность заявителя сопровождает образование 16 разновидностей отходов общей массой 663 т/год. Сведения о них приведены в виде таблицы, содержащей наименования отходов, их коды по ФККО, характеристику опасных свойств, происхождение, агрегатное состояние, физическую форму, компонентный состав и нормативы образования отходов. В области обращения с опасными отходами заявитель осуществляет их сбор, временное хранение и передачу (транспортирование) для переработки, утилизации, обезвреживания и захоронения сторонним специализированным организациям.
    
    На складах временного хранения и АЗС при хранении нефтепродуктов в резервуарах образуется шлам, который извлекают при зачистке резервуаров. При ликвидации случайных проливов нефтепродуктов образуется песок, загрязненный бензином и дизельным топливом. При очистке ливневых и талых сточных вод на ЛОС образуются всплывающие в нефтеловушках пленки углеводородов, осадки промливневых стоков и сорбент, загрязненный нефтепродуктами. При обслуживании оборудования образуются ветошь, загрязненная нефтепродуктами, и резиноасбестовые отходы (отходы паронита). При эксплуатации автотранспортной техники образуются отработанные пневматические шины, аккумуляторный электролит, свинцовые аккумуляторы, масляные фильтры, замасленная ветошь, автомобильные масла и резиноасбестовые отходы (паронит). На пунктах замены масел отдельных АЗС образуются отработанные масла и масляные фильтры. Помимо этого образуются отходы выгребных ям, мусор от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли, а также бытовых помещений, отработанные и бракованные ртутные люминесцентные лампы.
    
    Места временного хранения опасных отходов оборудованы в соответствии с действующими нормами и правилами. Объекты временного размещения отходов расположены на территории производственных площадок заявителя в специально отведенных местах, оборудованных в соответствии с утвержденными инструкциями, разработанными на основании требований действующих нормативных документов. Условия временного размещения отходов охарактеризованы в анализируемых материалах в табличном виде.
    
    Отработанные ртутьсодержащие лампы хранят на закрытых складах. Их упаковка, транспортировка и хранение отвечают требованиям ГОСТ 25834-83 "Лампы электрические, маркировка, упаковка, транспортировка и хранение" и ГОСТ 21575-76 "Ящики из гофрированного картона". Транспортирование этих отходов осуществляют в специальных контейнерах или в упаковках с мягкими прокладками, исключающими их разрушение. Списанные АКБ собирают в специальном изолированном и имеющем естественную вентиляцию помещении с бетонным полом, стены, двери и потолок которого окрашены стойкой к воздействию паров серной кислоты краской. Специально отведенных мест хранения для шламов очистки трубопроводов и емкостей в подразделениях заявителя нет. Эти отходы по мере образования сразу вывозит Исполнитель работ по зачистке в соответствии с заключенными договорами. Порядок обращения с этими отходами регламентирован ГОСТ 21046-86 "Нефтепродукты отработанные", Инструкция об организации сбора и рационального использования отработанных нефтепродуктов в РФ (приказ Минтопэнерго РФ от 25.09.98 N 311) и Положением о системе обращения с нефтеотходами в ООО "ЛУКОЙЛ- Уралнефтепродукт". Нет специально отведенных мест и для хранения уловленных в нефтеловушках нефтепродуктов и осадков ливневых стоков. Эти отходы образуются в первой и второй секциях ЛОС, откуда их периодически извлекает и вывозит Исполнитель в соответствии с заключенными договорами. Отсутствуют также специально отведенные места хранения отработанных сорбентов, насыщенных нефтепродуктами. Этот отход образуется в третьей секции ЛОС, откуда его периодически извлекает и вывозит Исполнитель в соответствии с заключенными договорами. Песок, содержащий более 15% бензина, а также отработанные масляные фильтры и замасленную ветошь аккумулируют в металлических контейнерах с крышками "под откос", установленных в специально отведенных местах с асфальтированной поверхностью. Отработанные масла аккумулируют в специальных емкостях, расположенных внутри металлических контейнеров, в специально отведенных местах с асфальтированной поверхностью. Изношенные покрышки хранят на территории в специально отведенных и оборудованных местах, обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности и возможность применения грузоподъемных механизмов. При хранении изношенные шины защищены от внешних воздействий (влаги, загрязнений). ТБО, утильные резиноасбестовые изделия и смет с территории хранят в специально отведенных местах в металлических контейнерах с крышками. Содержимое выгребных ям (шамбо) по мере их опорожнения сразу вывозит Исполнитель в соответствии с заключенными договорами. Эти отходы, а также мусор (смет) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли, осадки очистных сооружений ливневых стоков и всплывающие пленочные нефтепродукты нефтеуловушек собирают механизировано с привлечением спецтехники в соответствии с заключенными договорами. Другие отходы собирают ручным способом и временно хранят в специально отведенных местах перед последующей передачей специализированным организациям согласно заключенным договорам для обезвреживания, использования и захоронения. Копии договоров на передачу отходов представлены в рассматриваемых материалах.
    
    Специализированные объекты размещения отходов (полигоны, шламохранилища, амбары и др.) у заявителя отсутствуют. Все места хранения отходов являются временными. В них производят накопление отходов до формирования транспортной партии, после чего их сдают согласно заключенным договорам. В этой связи, как отмечает заявитель, мониторинг природных сред в местах временного размещения отходов в его подразделениях не ведут. Вместе с тем, в соответствии с заключенными с аттестованными лабораториями договорами (их документальные свидетельства в материалах не представлены) в подразделениях заявителя (на АЗС) реализован контроль качества очистки ливневых и сточных вод, а также состояния загрязнения воздушного бассейна.
    
    Заявитель не планирует деятельности, связанной с использованием и обезвреживанием отходов. Собственными транспортными средствами он перевозит только отработанные пневматические шины, масляные фильтры, свинцовые аккумуляторы и слитый из них электролит, отработанные и бракованные ртутные и люминесцентные лампы, замасленную ветошь и загрязненный нефтепродуктами песок. Транспортные средства, перевозящие опасные отходы, специально оборудованы для этой цели и снабжены соответствующими знаками. Перевозку заявитель осуществляет с соблюдением требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах и в соответствии с "Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" (Минтранс РФ, зарегистрированы в МЮ РФ 18.12.95, рег. N 997).
    
    С целью оценки характера и масштабов возможного негативного воздействия на окружающую среду ожидаемых результатов осуществления намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами в рассматриваемых материалах заявителем приведены в табличном виде разработанные в соответствии со стандартом ISO 14001 реестр важнейших экологических аспектов деятельности ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" и матрица приоритетов этих аспектов, не снабженные, однако, какими либо итоговыми выводами. В рассматриваемых материалах представлен (также в виде таблицы) план мероприятий предотвращения и/или минимизации негативного воздействия отходов на окружающую среду, содержащий наряду с преимущественно формальными позициями (передача сторонним организациям ..., дальнейшее обеспечение ...) два конкретных пункта (NN 1 и 7). Заявителем разработаны, утверждены и согласованы в установленном порядке в территориальных органах МПР РФ по месту нахождения филиалов ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" паспорта опасных отходов, копии которых приведены в приложении представленных на экспертизу материалов. Заместитель главного инженера (начальник отдела) и ведущий специалист по промышленной и экологической безопасности ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" имеют выданные Башкирским межотраслевым институтом повышения квалификации свидетельства о профессиональной подготовке (в объеме 112 часов) лиц на право работы с опасными отходами (копии соответствующих документов представлены в приложении анализируемых материалов). ГУПР МПР России по Республике Башкортостан и по Оренбургской области наряду с ФГУ ЦГСЭН в Республике Башкортостан считают возможным оформление заявителем лицензии на право обращения с опасными отходами.
    
    

Перечень и характеристика отходов, образующихся в филиалах ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт"

    
    




таблица

Наименование отхода

Код по ФККО

Опасные свойства

Намечаемый вид деятельности

Норматив образования отходов, т/год

Ртутные лампы, люминесцентные

353 301 00 13 01 1

Токсичность

О + С + Т

0,28

ртутьсодержащие трубки отработанные и брак





Кислота аккумуляторная серная отработанная

521 001 01 02 01 2

Токсичность

О + С + ОВ

0,056

Аккумуляторы свинцовые отработанные не разобранные со слитым электролитом

921 101 01 13 01 3

Токсичность

О + С + Т

0,164

Шлам очистки трубопроводов и емкостей (резервуаров)

546 015 01 04 03 3

Пожаро-
опасность

О + С + Т

2,86

Песок, загрязненный бензином (количество бензина 15% и более)

314 023 04 04 03 3

Пожаро-
опасность

О + С + Т

14,0

Всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей)

546 002 00 06 03 3

Пожаро-
опасность

О + С + Т

6,38

Осадки очистных сооружений промливневых стоков

547 000 00 00 00 3

Токсичность

О + С + Т

10,8

Сорбент, загрязненный нефтепродуктами

549 000 00 00 00 3

Пожаро-
опасность

О + С + Т

1,26

Фильтры масляные загрязненные

187 301 00 01 03 3

Пожаро-
опасность

О + С + Т

6,84

Обтирочный материал, загрязненный маслами (ветошь)

549 027 01 01 03 3

Пожаро-
опасность

О + С + Т

1,5

Масла автомобильные отработанные

541 002 02 02 03 3

Пожаро-
опасность

О + С + Т

45,6

Шины пневматические отработанные

575 002 04 13 00 4

Не установлены

О + С + Т

14,75

Резиноасбестовые отходы (паронит)

575 003 00 01 00 4

Не установлены

О + С + Т

2,3

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный

912 004 00 01 00 4

Не установлены

О + С + Т

129,56

Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (смет)

912 012 00 01 00 5

Не установлены

О + С + Т

322,55

Отходы (осадки) из выгребных ям (в т.ч. фекалии)

951 000 00 00 00 5

Не установлены

О + С + Т

104,4

    
    О - образование; С - сбор; Т - транспортирование.
    
    

Выводы:

    
    1. Рассмотрев материалы обоснования деятельности по обращению с опасными отходами ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт", экспертная комиссия отмечает, что они по объему и содержанию соответствуют требованиям законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности.
    
    2. Заявитель располагает собственной материально-технической базой, квалифицированным персоналом и необходимой нормативно-методической документацией, позволяющими производить подлежащую лицензированию деятельность с соблюдением требований установленного природоохранного законодательства, санитарно-эпидемиологических, гигиенических и противопожарных норм и правил.
    
    3. По результатам анализа представленной документации, с учетом положительных заключений специально уполномоченных государственных органов, экспертная комиссия считает возможной реализацию ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" деятельности по обращению с опасными отходами. Перечень опасных отходов, составленный по данным заявителя, приведен в таблице.
    
    
    

Руководитель комиссии
В.Н.Клушин

Ответственный секретарь
Г.Д.Вайнер

Члены комиссии:
Н.В.Байдакова
В.Ю.Ковальчук
Г.С.Соловьев

    
    

Текст документа сверен по:
рассылка