Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901969912.htm


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 февраля 2006 года N 266-р


[Об одобрении Концепции развития национальной системы стандартизации]


    1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития национальной системы стандартизации.

    2. Федеральным органам исполнительной власти учитывать положения Концепции развития национальной системы стандартизации при проведении работ в области технического регулирования.


Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков



ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 февраля 2006 года
N 266-р


КОНЦЕПЦИЯ
развития национальной системы стандартизации


I. Введение

    Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации до 2010 года и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития национальной системы стандартизации.

    Концепция подготовлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и с учетом международных нормативных документов в области стандартизации.

    Сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.

    Стандартизация является ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.

    Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования должна внести достойный вклад в экономическое развитие страны, при этом роль и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.

    Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

    Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации;

    Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;

    нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;

    основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.

    Национальные и международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов и содействия соблюдению их требований.

    Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:

    национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);

    научно-исследовательские организации по стандартизации;

    технические комитеты по стандартизации;

    разработчики стандартов.

    В состав фонда документов национальной системы стандартизации входят межгосударственные, государственные и национальные стандарты, отраслевые стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

    Фонд документов национальной системы стандартизации является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

    В рамках фонда документов национальной системы стандартизации сформировался ряд таких уникальных подсистем, как общетехнические системы стандартов, система стандартов безопасности труда, система стандартов безопасности при чрезвычайных ситуациях и другие. Подсистемой национальной системы стандартизации является система стандартизации оборонной продукции.

    Существующие проблемы национальной системы стандартизации во многом обусловлены переходным периодом реформы в области технического регулирования и являются сдерживающим фактором в достижении стратегических целей стандартизации.

    В Федеральном законе "О техническом регулировании" не в полной мере отражены положения, определяющие понятие, структуру, статус, участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросы финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов. Кроме того, указанным Законом не предусмотрены отраслевые стандарты и другие нормативные документы, значение которых для производителей продукции остается весьма существенным.

    По отдельным направлениям хозяйственной деятельности эффективность и значимость национальных стандартов снижается, поскольку они не полностью отражают результаты научно-технического прогресса. К тому же недостаточен уровень их гармонизации с международными стандартами.

    Ввиду отсутствия необходимых научных исследований и слабого притока профессиональных кадров в научно-исследовательские организации и технические комитеты по стандартизации, а также недостаточного финансирования ухудшается качество разработки национальных стандартов по целому ряду направлений стандартизации.

    Темпы обновления и актуализации фонда документов национальной системы стандартизации за последние годы снизились (необходимо ежегодно обновлять не менее 10 процентов фонда для поддержания его на приемлемом уровне).

    В связи со слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов, реорганизацией управления отраслями и отраслевыми научно-исследовательскими институтами активность технических комитетов по стандартизации в последние годы также снизилась.

    Российская Федерация является членом Международной организации по стандартизации, Международной электротехнической комиссии и Международного союза электросвязи, участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации. Несмотря на активное участие Российской Федерации в деятельности международных организаций, количество секретариатов технических комитетов, закрепленных за ней, явно недостаточно для реализации национальных интересов Российской Федерации.

    Проблемы действующей национальной системы стандартизации не позволяют в полной мере обеспечить необходимые темпы промышленного роста в нашей стране.

    В этой связи формирование национальной системы стандартизации, направленной на обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности российской экономики, должно осуществляться на основе комплексного выбора приоритетов в соответствии с намеченными стратегическими целями, принципами, задачами и направлениями развития национальной системы стандартизации.

    

II. Стратегические цели, принципы и задачи развития
национальной системы стандартизации

    В основу стратегии развития национальной системы стандартизации положены апробированные практикой и соответствующие международным принципам следующие принципы стандартизации:

    добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;

    применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям, а также случаев, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

    максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке национальных стандартов;

    обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации;

    недопустимость создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения стратегических целей стандартизации;

    обеспечение условий для единообразного применения национальных стандартов;

    обоснованность разработки национальных стандартов;

    открытость процессов разработки национальных стандартов;

    обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей;

    однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты;

    прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов;

    применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.

    Стратегическими целями развития национальной системы стандартизации являются:

    повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;

    обеспечение научно-технического прогресса;

    обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации;

    обеспечение единства измерений;

    обеспечение рационального использования ресурсов;

    обеспечение технической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;

    содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;

    содействие сохранению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран.

    Для эффективного развития национальной системы стандартизации и достижения стратегических целей необходимо:

    сформировать механизмы использования национальных стандартов в государственных интересах Российской Федерации, в том числе для выполнения международных обязательств и поддержки социально-экономической политики государства;

    обеспечить приоритетную разработку национальных стандартов, применяемых на добровольной основе, для соблюдения требований технических регламентов;

    обеспечить при разработке национальных стандартов баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей;

    сформировать экономические механизмы, обеспечивающие привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию;

    обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации для содействия успешному развитию секторов российской экономики с высоким потенциалом развития, а также для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг;

    применять при разработке стандартов метод программно-целевого планирования;

    оптимизировать процедуру разработки и принятия национальных стандартов с использованием международного опыта;

    усилить роль Российской Федерации и повысить ее авторитет в международной (региональной) стандартизации;

    повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов;

    повысить эффективность межгосударственной стандартизации.

    

III. Направления развития национальной системы стандартизации

    Направления развития национальной системы стандартизации включают в себя: совершенствование законодательных основ национальной системы стандартизации, усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации, развитие организационно-функциональной структуры национальной системы стандартизации, экономических основ стандартизации, фонда документов национальной системы стандартизации, информационного обеспечения в области стандартизации, совершенствование взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации, развитие работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по стандартизации.

    В целях совершенствования законодательных основ национальной системы стандартизации необходимо подготовить предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон "О техническом регулировании" в части:

    уточнения положений, определяющих понятие, структуру, статус, участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросов финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов;

    уточнения правовых вопросов, связанных с применением национальных стандартов при государственных заказах и использованием прав на объекты интеллектуальной собственности в стандартизации.

    Для усиления роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации необходимо:

    определить приоритетные направления развития стандартизации на среднесрочную перспективу;

    разработать механизмы применения национальных стандартов при формировании программ развития отраслей экономики, а также в сферах закупок продукции, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд;

    внедрить механизмы участия в разработке национальных стандартов представителей органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений, предпринимателей и потребителей;

    обеспечить развитие работ по общероссийским классификаторам, разработать общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, гармонизированный с классификацией Европейского союза.

    В целях развития организационно-функциональной структуры национальной системы стандартизации необходимо:

    провести мониторинг деятельности технических комитетов по стандартизации и подготовить предложения о их реструктуризации, слиянии или упразднении с учетом структуры технических комитетов международных организаций, разработать правила взаимодействия с техническими комитетами;

    разработать и реализовать новую модель отношений с научно-исследовательскими институтами по стандартизации с учетом их статуса, профессионального опыта, научных и технических возможностей;

    создать общественный совет по стандартизации, включающий в себя представителей федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, научно-технических обществ, общественных объединений, предпринимателей и потребителей;

    разработать и реализовать пилотный проект создания и функционирования отраслевых советов по стандартизации.

    В целях развития экономических основ стандартизации необходимо:

    разработать и внедрить экономически эффективные модели планирования, разработки, принятия и распространения национальных стандартов;

    реализовать на практике механизм приоритетного бюджетного финансирования разработки национальных стандартов, используемых для исполнения государственных функций и оказания государственных услуг;

    разработать механизмы привлечения к разработке стандартов представителей органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений, предпринимателей и потребителей;

    обеспечить развитие программно-целевого планирования разработки национальных стандартов на основе реализации ведомственных целевых программ.

    В целях развития фонда документов национальной системы стандартизации необходимо:

    провести анализ действующего фонда документов национальной системы стандартизации на соответствие современному научно-техническому уровню, пересмотреть или отменить национальные стандарты, противоречащие требованиям технических регламентов и не отвечающие задачам развития экономики;

    обеспечить разработку новых национальных стандартов и внести изменения в действующие стандарты в соответствии с современными достижениями науки и техники, учитывая необходимость гармонизации с международными стандартами и повышения конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг;

    повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов;

    оптимизировать процедуру разработки и принятия национальных стандартов с использованием международного опыта;

    провести анализ отраслевых стандартов и подготовить предложения, касающиеся их дальнейшего использования.

    В целях развития информационного обеспечения в области стандартизации необходимо:

    создать единую информационную систему, предназначенную для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

    внедрить новые информационные технологии при планировании, разработке, принятии и распространении стандартов.

    В целях совершенствования взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации необходимо:

    подготовить предложения по созданию под руководством Российской Федерации в рамках международных организаций по стандартизации новых технических комитетов в приоритетных для нашей страны направлениях стандартизации;

    активизировать участие Российской Федерации в деятельности Международной организации по стандартизации, Международной электротехнической комиссии, Европейского комитета по стандартизации, Европейского комитета по стандартизации в области электротехники и электроники, а также в деятельности таких региональных организаций, как Европейская экономическая комиссия ООН, форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", Азиатско-тихоокеанский комитет по стандартизации.

    В целях развития работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по стандартизации необходимо:

    сформировать систему подготовки и аттестации экспертов по стандартизации;

    разработать образовательные проекты, направленные на подготовку высококвалифицированных специалистов в области стандартизации;

    повысить эффективность программ профессиональной подготовки кадров, в том числе путем корректировки учебных планов учреждений профессионального образования, совместной организации программ переподготовки и повышения квалификации кадров и стажировок.

    

IV. Реализация Концепции

    Реализация Концепции должна осуществляться федеральными органами исполнительной власти на основе межведомственного плана мероприятий.

    Решение задач Концепции может обеспечиваться в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.

    Формирование национальной системы стандартизации будет осуществляться на основе реализации и ежегодного уточнения программы разработки национальных стандартов, адаптации действующей системы стандартизации к условиям добровольного применения стандартов, реформирования деятельности технических комитетов и активизации их участия в межгосударственной и международной стандартизации.

    Правительство Российской Федерации должно содействовать созданию условий для разработки и применения национальных стандартов, направленных на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, выполнение ее международных обязательств, осуществление деятельности органов государственной власти в области стандартизации, для финансирования разработки национальных стандартов, используемых в целях исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.

    Национальному органу по стандартизации необходимо разработать механизмы участия заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации и обеспечить координацию деятельности разработчиков стандартов в Российской Федерации.

    Федеральным органам исполнительной власти следует использовать национальные стандарты и осуществлять деятельность, направленную на расширение их применения, участвовать в организации разработки национальных стандартов.

    Федеральным органам исполнительной власти следует продолжить работы в сфере ведения и применения общероссийских классификаторов, разработку новых общероссийских классификаторов, гармонизированных с международными и региональными классификациями. Применение общероссийских классификаторов в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения и межведомственного информационного обмена, создания информационных систем и информационных ресурсов повышает эффективность государственного регулирования экономики.

    Разработка национальных стандартов за счет средств федерального бюджета должна соответствовать задачам социально-экономического развития страны.


    
Текст документа сверен по:
официальный электронный
текст НТЦ "Система"