Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901983505.htm

     

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 6 июня 2006 года N 03-06-02-02/75


[Об уплате земельного налога налогоплательщиками при отсутствии
кадастровой стоимости земельных участков]

         
    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу уплаты земельного налога налогоплательщиками при отсутствии кадастровой стоимости земельных участков сообщает следующее.
    
    В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
    
    Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
    
    Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
    
    При этом пунктом 4 статьи 391 Кодекса определено, что если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи Кодекса, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
    
    На основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
    
    Учитывая изложенное, в случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения необходимо учитывать следующее.
    
    1) Если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года, то в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.
    
    В отношении таких земельных участков налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по истечении налогового (отчетного) периода "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам).
    
    После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик обязан в соответствии со статьей 81 Кодекса представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, а в случае, если кадастровая стоимость земельного участка доведена до налогоплательщика до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогу за третий квартал календарного года, то - и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых платежей.
    
    2) Если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления не определен, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). После утверждения такого порядка и получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик в соответствии со статьей 81 Кодекса обязан представить уточненную налоговую декларацию, а при условии, описанном в первом случае, - и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года.
    
    3) Если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщиков определены, но до сведения налогоплательщика в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, представить уточненную налоговую декларацию, а при условии, описанном в первом случае, - и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года.
    
    При этом считаем, что если налог (авансовые платежи по налогу) налогоплательщиком не уплачены в установленные сроки по независящим от него причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться.
    
    Пунктом 14 статьи 396 Кодекса установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
    
    В то же время, учитывая, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков официально доводятся до налоговых органов органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, при проведении камеральной проверки "нулевых" налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) налоговым органам следует доводить до сведения налогоплательщиков полученную информацию о кадастровой стоимости земельных участков, которая в установленном порядке до них не доведена.
    
    Относительно налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, земельный налог исчисляется налоговыми органами исходя из утвержденной, на соответствующий налоговый период кадастровой стоимости земельных участков и уплачивается с учетом пункта 4 статьи 57 Кодекса.
    
    

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.Моторин

    


  Письмо Федеральной налоговой службы
от 15.05.2006 N 01-2-02/570

    
    
    Федеральная налоговая служба в связи с запросами налоговых органов и налогоплательщиков просит дать разъяснения действующего законодательства в отношении вопросов, связанных с исчислением и уплатой земельного налога в соответствии с главой 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
    
    В соответствии с положениями главы 31 Кодекса объектами налогообложения  земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
    
    Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
    
    Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
    
    Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
    
    При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
    
    В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
    
    Как показывает практика, возможны ситуации, когда результаты кадастровой оценки земель, представленные территориальными органами Роснедвижимости на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в срок не утверждены.
    
    Так, например, постановлением Правительства Калужской области результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения утверждены 26.02.2006, соответственно в Тульскрй области - 24.03.2006, в Вологодской областей - 13.03.2006, в Приморском крае - 10.04.2006. До настоящего времени результаты государственной кадастровой оценки указанной категории земель не утверждены в Орловской, Нижегородской, Пермской, Сахалинской областях, а также в Коми-Пермяцком АО, Усть-Ордынском Бурятском АО.
    

    В то же время, из информации, поступившей в ФНС России, следует, что первый срок уплаты авансовых платежей по земельному налогу по муниципальным образованиям, например, Тульской области установлен на 15.04.-20.04.2006, Усть-Ордынского Бурятского АО - на 15.04.-30.04.2006.
    
    Учитывая, что порядок исчисления и уплаты земельного налога (в том числе авансовых платежей по земельному налогу) по земельным участкам, кадастровая стоимость которых не определена (не утверждена или в срок не утверждена), главой 31 "Земельный налог" Кодекса не урегулирован, ФНС России просит дать разъяснения по следующим вопросам:
    
    - в случае недоведения кадастровой стоимости земельного участка до налогоплательщика, обязан ли он представлять налоговую отчетность в налоговый орган, если обязан, то какая кадастровая стоимость должна быть отражена в налоговой отчетности;
    
    - уплачивается ли земельный налог (в том числе авансовые платежи по земельному налогу), если кадастровая стоимость земельных участков не утверждена или в срок не утверждена;
    
    - правомерны ли действия налогового органа по начислению земельного налога, в случае, если налогоплательщик не представил налоговую отчетность, а в базе налогового органа имеется информация о наличии объекта налогообложения и его кадастровой стоимости, при этом в налоговых органах отсутствует информация о доведении до налогоплательщика кадастровой стоимости земельного участка;
    
    - в случае неуплаты налога (авансовых платежей по налогу) в установленные сроки в результате того, что до налогоплательщика не доведена кадастровая стоимость земельного участка, правомерны ли действия налогового органа по начислению пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу).
    

    
    
Текст документа сверен по:
Финансовая газета. Региональный выпуск,
N 27, 06.06.2006 (Письмо Минфина РФ)
рассылка  (Письмо ФНС)