РЕЗОЛЮЦИЯ (77) 28*
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
О роли уголовного права в охране окружающей среды
Принята
Комитетом Министров
28 сентября 1977 года
на 275-м заседании
Представителей Министров
Комитет Министров,
считая, что различные аспекты современной жизни, особенно промышленное развитие, приводят к такой степени загрязнения окружающей среды, которая особенно опасна для общества;
считая, что здоровье людей, животных и растений и красота ландшафтов должны охраняться всеми возможными средствами;
считая, что хотя обращение к уголовному праву в этой сфере должно рассматриваться как последнее средство, тем не менее, и оно должно использоваться, когда другие меры не соблюдаются или являются неэффективными или неадекватными;
считая, что интересам государств-членов Совета Европы отвечает разработка общей политики, направленной на эффективную охрану окружающей среды;
принимая во внимание выводы 7-й конференции министров юстиции государств Европы, проведенной в Базеле в 1972 году,
Рекомендует Правительствам государств - членов тщательно изучить все проблемы, затронутые в докладе, для возможного принятия одной или более предложенных мер, принимая во внимание основные принципы их конституций и их уголовного права. Эти меры могут быть следующими:
1) изучение уголовных наказаний за вред, причиненной окружающей среде, при одновременном сохранении традиционных наказаний в виде штрафов и лишения свободы (возможно, условного) в самых серьезных случаях:
a) введение и этой области специальных видов денежных наказаний, таких, как ежедневные штрафы (astreintes), дневных штрафов, отложенных штрафов и условных штрафов;
b) распределение доходов от денежных взысканий за загрязнение среды, уплаченных природопользователями;
c) введение в этой области мер, таких, как восстановление исходного состояния, распоряжение о чем указывается вместе с отложенным наказанием в виде лишения свободы, общественных работ, дисквалификации (в качестве основных наказаний) и опубликование приговоров;
2) повторное изучение принципов уголовной ответственности, в частности, для возможного введения в некоторых случаях ответственности для корпоративных организаций, государственных или частных;
3) изучение целесообразности криминализации действий и упущений, которые виновно (умышленно или неосторожно) подвергают жизнь и здоровье людей или имущество большой ценности потенциальной опасности;
4) повторное изучение уголовной процедуры по делам об охране окружающей среды и, в частности:
a) создание специальных судов и прокуратур, которые занимались бы делами, связанными с охраной окружающей среды;
b) средства наделения лиц или групп правом становиться участником уголовного разбирательства для защиты интересов общества;
c) создание специального уголовного реестра лиц, осужденных за загрязнение, независимо общего уголовного реестра;
d) исключение из-под амнистии серьезных преступлений против окружающей среды.
Привлекает внимание к преимуществам, которые отдельные государства-члены могут получить от постепенного объединения в единое собрание, в частности, уголовных положений об охране окружающей среды для:
a) последующей консолидации на национальном уровне, т.е. кодификации всего законодательства об окружающей среде настолько, насколько это окажется желательным и выполнимым;
b) возможной будущей гармонизации всего законодательства государств - членов Совета Европы в этой области,
Рекомендует Правительствам государств-членов обеспечить широкое распространение в своих заинтересованных департаментах доклада Европейского Комитета по проблемам преступности о роли уголовного права в охране окружающей среды.
Предлагает Правительствам государств-членов каждые пять лет направлять Генеральному Секретарю Совета Европы доклад о действиях, предпринятых в соответствии с рекомендациями, которые содержатся в настоящей Резолюции.
Текст документа сверен по:
Совет Европы и Россия.
Сборник документов - М.: Издательство
"Юридическая литература",
2004 год