ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 8 декабря 2006 года N 1066
Об утверждении Программы научно-технической
деятельности НТЦ ЯРБ, выполняемой в 2007 году
за счет средств федерального бюджета
Приказываю:
Утвердить прилагаемую Программу научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ, выполняемую в 2007 году за счет средств федерального бюджета (ПНТД-07).
УТВЕРЖДЕНА
приказом руководителя Ростехнадзора
от 8 декабря 2006 года N 1066
ПРОГРАММА
научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ,
выполняемая в 2007 году за счет
средств федерального бюджета
(по статье "Обеспечение деятельности
подведомственных учреждений)
(ПНТД-07)
Сокращения
AC |
- |
атомная станция |
ПНТД-07 |
- |
Программа научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ, выполняемая в 2007 году за счет средств федерального бюджета |
ИЯУ |
- |
исследовательская ядерная установка |
МД |
- |
методический документ |
МТО |
- |
межрегиональный территориальный округ Ростехнадзора |
НД |
- |
нормативный документ |
НИР |
- |
научно-исследовательская работа |
НТЦ ЯРБ |
- |
Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности |
ОИАЭ |
- |
объекты использования атомной энергии |
ОЯТЦ |
- |
объекты ядерного топливного цикла |
ПС |
- |
программные средства |
РБ |
- |
руководство по безопасности |
РВ |
- |
радиоактивные вещества |
РД |
- |
руководящий документ |
Ростехнадзор, Служба |
- |
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору |
РУ |
- |
реакторная установка |
ТЗ |
- |
техническое задание |
ТР |
- |
технический регламент |
ФНП |
- |
федеральные нормы и правила |
ЯТЦ |
- |
ядерный топливный цикл |
ЯРБ |
- |
ядерная и радиационная безопасность |
ЯМ |
- |
ядерные материалы |
ЯУ |
- |
ядерная установка |
1. Общие положения
Программа научно-технической деятельности НТЦ ЯРБ, выполняемая за счет средств федерального бюджета в 2007 году (ПНТД-07), разрабатывается и реализуется в течение этого отчетного периода.
ПНТД-07 направлена на дальнейшее планомерное и эффективное развитие и совершенствование научно-технической поддержки деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях на ОИАЭ.
Мероприятия ПНТД-07 являются или продолжением работ, начатых в предшествующие годы, или новыми темами.
Ответственным исполнителем работ по ПНТД-07 является Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности.
1.1. Цели ПНТД-07
Основными целями мероприятий, включенных в ПНТД-07, является получение результатов, способствующих эффективному выполнению задач, стоящих перед Службой. Все мероприятия ПНТД-07 оформлены в следующие пять направлений:
- Научно-техническое обеспечение контроля и надзора за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью;
- Научно-техническое обеспечение лицензирования деятельности на объектах использования атомной энергии;
- Разработка требований и рекомендаций по содержанию документов, обеспечивающих безопасность объектов использования атомной энергии;
- Информационное обеспечение деятельности Ростехнадзора при использовании атомной энергии;
- Выполнение текущих поручений центрального аппарата Ростехнадзора.
1.2. Основание для включения работ в ПНТД-07
Основанием для включения работ в состав ПНТД-07 являются:
- Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу;
- Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401;
- Предложения от структурных подразделений Службы;
- Утвержденные ТЗ на НИР (для переходящих тем);
- Программа приоритетных направлений научных исследований для целей деятельности Ростехнадзора;
- Постановления Коллегии Ростехнадзора.
1.3. Структура ПНТД-07
Мероприятия ПНТД-07 в составе пяти, названных выше направлений, включают:
- анализ и обобщение опыта эксплуатации ОИАЭ;
- организацию научно-технического обеспечения деятельности инспекторов Ростехнадзора на ядерноопасных объектах;
- организацию и проведение аттестации программных средств;
- организацию разработки ТР и ФНП, внесение изменений в действующие ФНП, разработку заключений и предложений на нормативно-правовые и нормативно-технические документы, а также Нормы безопасности МАГАТЭ;
- разработку рекомендаций органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в том числе рекомендаций для контроля и надзора за безопасностью при использовании атомной энергии;
- проведение НИР для целей разработки и анализа принципов и критериев регулирования ЯРБ;
- организация семинаров для инспекторов Ростехнадзора, ведение фонда научно-технической информации, банков данных, включая данные о НИР;
- подготовку и издание журнала "Ядерная и радиационная безопасность".
1.4. Обзор проблем и обоснование
включенных в ПНТД-07 мероприятий
Общее число планируемых тем на 2007 год - 30. По первому направлению - 6 тем НИР, в том числе по анализу опыта эксплуатации - 4, по научно-техническому обеспечению деятельности инспекторов - 2. Во второе направление включено 2 темы НИР. По третьему направлению будет выполняться 18 тем, в том числе по проведению НИР для целей разработки и анализа принципов и критериев регулирования ЯРБ - 9 тем. По четвертому и пятому направлениям планируется по 2 темы.
В рамках мероприятий первого направления в 2007 году будут выполняться анализы нарушений в работе АС, ИЯУ, объектов ЯТЦ и ЯУ судов. С учетом накопленного опыта предусматривается дальнейшее сопровождение баз данных о нарушениях. В рамках этих НИР будут выполняться работы, которые позволяют:
- выявлять тенденции в динамике нарушений при эксплуатации ОИАЭ;
- оценивать состояние ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации ОИАЭ, в том числе в 2006 году и в 2007 году;
- определять наиболее "слабые" системы (элементы), конструкции в ядерных установках по мере выработки ими технических ресурсов;
- вырабатывать предложения для Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по регулированию безопасности;
- оценивать необходимость разработки и корректировки нормативной документации.
Для различных типов ОИАЭ работы будут выполняться по отдельным темам НИР. Учитывая, что такие НИР выполняются постоянно, в пределах каждого года анализ нарушений совершенствуется. В частности, заключения на годовые отчеты по безопасности АС будут разрабатываться и передаваться в Управление по регулированию безопасности атомных станций в течение года, не дожидаясь сводного отчета (через два месяца после поступления этих отчетов с АС в НТЦ ЯРБ).
В 2007 году будет завершена НИР "Адаптация разработанной МАГАТЭ информационной системы RAIS 3.0 для регулирования радиационной безопасности радиационно опасных объектов" и выпущен заключительный отчет "Итоги разработки RAIS 3.0. Предложения по внедрению".
Будет продолжена работа по теме "Совершенствование и поддержка полнотекстовой базы данных по нормативным документам". В последующие годы эта база данных станет интегрированной в системе Ростехнадзора.
Мероприятия второго направления включают работы по научно-техническому обеспечению деятельности Службы по лицензированию на ОИАЭ.
В 2007 году начнется работа по теме "Разработка, совершенствование и адаптация программного обеспечения для определения реактивности в РУ с реакторами ВВЭР при определении параметров активной зоны, важных для безопасности, расчетными методами", результаты которой будут использованы при выполнении экспертных работ по безопасности.
В состав работ данного направления включена тема НИР по организации экспертизы и аттестации программных средств, используемых при обосновании безопасности ОИАЭ. Как показал опыт экспертиз ПС, аттестация ПС направлена на повышение качества математических обоснований ЯРБ, использование верифицированных российских и зарубежных ПС в отечественной практике обоснования ЯРБ, развитие экспериментальных обоснований ЯРБ, а также стимулирует разработку новых отечественных ПС. В настоящее время аттестация ПС продолжает оставаться одним из важнейших элементов регулирующей деятельности Службы.
Работы третьего направления состоят в организации разработок технических регламентов по ЯРБ, а также в разработке, пересмотре и экспертизе нормативно-правовых и нормативно-технических документов, подготовке отзывов и замечаний на них.
В 2007 году будут продолжены работы по федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии по подготовке к опубликованию и утверждению отдельных ФНП, разрабатываемых за счет внебюджетных источников финансирования.
Введение в действие Федерального закона РФ "О техническом регулировании" определило необходимость выполнения комплекса работ по перестройке системы нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области использования атомной энергии, оформлению их в виде новой иерархической структуры, пересмотру действующих положений, требований и рекомендаций регулирующего органа в области использования атомной энергии.
Наравне с выполнением организационных работ по созданию ТР в области использования атомной энергии, планируется проводить работы по пересмотру действующих ФНП с целью их гармонизации с международным опытом и концепциями и проектами ТР.
В 2007 году будет выполняться новая НИР, в рамках которой будет разработана Концепция федерального закона "О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности" и первая редакция данного федерального закона.
В 2007 году в рамках НИР "Анализ применения ФНП в области использования атомной энергии" предусмотрена большая работа по пересмотру и корректировке действующих ФНП. В их числе следующие ФНП:
Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций. НП-004-97;
Правила устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности атомных станций. НП-010-98;
Общие положения по устройству и эксплуатации систем аварийного электроснабжения атомных станций. ПНАЭ Г-9-026-90;
Правила устройства и безопасной эксплуатации исполнительных механизмов органов воздействия на реактивность. ПНАЭ Г-7-013-89.
Эта НИР запланирована до 2008 года. В рамках этой работы будут разрабатываться новые редакции ФНП или РБ.
В 2006 году была проведена предварительная работа по анализу применения вновь введенных ФНП в области использования атомной энергии, направленных на регулирование технической безопасности на ОИАЭ. В результате взаимодействия с пользователями ФНП (организации Росатома, инспекторы и специалисты МТО Ростехнадзора) собраны замечания и предложения к тексту ФНП, регулирующих безопасность применяемых на ОИАЭ грузоподъемных кранов (НП-043-03), трубопроводов пара и горячей воды (НП-045-03), котлов и сосудов, работающих под давлением (НП-044-03), паровых и водогрейных котлов (НП-046-03). Этот материал служит основой для подготовки изменений в эти ФНП. Подготовка изменений в названные выше ФНП запланирована на 2007 год.
На постоянной основе выполняется анализ проектов Норм безопасности МАГАТЭ и подготавливаются замечания на эти проекты. Данная деятельность определена МАГАТЭ как одна из важнейших. В интересах России целесообразно проводить деятельность по гармонизации национальных подходов к обеспечению ядерной и радиационной безопасности с международным опытом.
В составе работ третьего направления в 2007 году будут разрабатываться руководства по безопасности и методические документы. Это следующие РБ и МД:
Мониторинг метеорологических и аэрологических условий на участках размещения объектов использования атомной энергии (РБ);
Инженерно-сейсмометрический мониторинг строительных конструкций объектов использования атомной энергии (РБ);
Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ЯТЦ (РБ);
Рекомендации по экспертизе детерминистских анализов безопасности АС (РБ);
Использование вероятностного анализа при рассмотрении заявок на изменение условий эксплуатации и периодичности подтверждения работоспособного состояния систем АС, важных для безопасности (МД).
Мероприятия третьего направления также включают целый раздел научных исследований по разработке и анализу принципов и критериев регулирования ЯРБ. Это научно-исследовательские работы различной тематической направленности.
Результаты этих работ необходимы при осуществлении надзорной деятельности, оценке аварийной готовности, обеспечении работы информационно-аналитического центра, а также при разработке нормативных документов и экспертизе безопасности ОИАЭ.
В 2007 году начнутся работы по ряду научно-исследовательских работ по темам:
Создание нормативных методик обоснования параметров радиационной нагрузки корпусов действующих и проектируемых реакторов типа ВВЭР с целью повышения надежности прогнозирования срока службы корпусов;
Классификация имевших место отказов оборудования ИЯУ и анализ возможности их использования в ВАБ ИЯУ;
Аналитические и экспериментальные исследования критериев безопасности и работоспособности сплавов циркония при радиационном повреждении структуры металла оболочек из сплава циркония для случаев высокой глубины выгорания ядерного топлива;
Разработка методологии и проведение оценок состояния радиационной безопасности на производственных объектах, не связанных с использованием атомной энергии.
В 2007 году будет завершена НИР по исследованию критериев безопасности с помощью аналитических тренажеров: "Моделирование эксплуатационных режимов и анализ нарушений для оценки безопасности атомных станций с использованием аналитических тренажеров". Особенностью этих исследований будет не только освоение математической модели нового аналитического тренажера с энергоблоком ВВЭР-440, установленного в НТЦ ЯРБ (ранее работы проводились на аналитическом тренажере с математическими моделями энергоблоков ВВЭР-1000 и РБМК-1000), но и моделирование аварий в режиме аварийного реагирования при нарушениях на АС с этим типом реактора. В 2007 году будет подготовлен "Альбом аварийных режимов АС с энергоблоком ВВЭР-440 для информационного аналитического центра". В 2007 году продолжатся работы по проведению аварийных тренировок для специалистов системы Ростехнадзора с применением возможностей аналитических тренажеров.
В 2007 году будет завершена НИР по применению методов математической статистики для учета и контроля ядерных материалов. Использование этих методов позволит учесть неопределенности в результатах измерений количества ядерных материалов на ядерно-опасных объектах. В 2007 году будет подготовлен заключительный отчет "Критерии для принятия решения в области учета и контроля ЯМ с применением методов математической статистики"".
Завершаются работы в рамках НИР "Анализ безопасности обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами на плавучих объектах и объектах их береговой инфраструктуры". В заключительном отчете будет систематизирована информация по надзорным объектам; будут проанализированы значимые события, связанные с безопасностью обращения с ЯМ и РВ и выработаны предложения Службе по регулированию безопасности на объектах.
В 2007 году по теме НИР "Анализ состояния систем очистки вентиляционного воздуха на предприятиях ядерного топливного цикла" предполагается завершить анализ состояния систем очистки вентиляционного воздуха на объектах ядерного топливного цикла по результатам отчетности за 2006 и 2007 годы. Это позволит получить полную информацию об общем состоянии систем очистки газов от радиоактивных веществ на различных предприятиях топливного цикла для использования полученной информации в деятельности по регулированию безопасности на ОИАЭ.
Будут завершены работы в рамках НИР "Адаптация количественных методов оценки безопасности для ЯУ ЯТЦ и ПХ отработавшего ядерного топлива".
В 2007 году будут продолжены работы по НИР "Оценка безопасности хранилищ радиоактивных отходов объектов ЯТЦ" и получены результаты прогнозных расчетов для оценки безопасности выбранных типов хранилищ радиоактивных отходов ЯТЦ. Результаты работы будут использоваться в экспертизах безопасности.
Мероприятия четвертого направления направлены на информационное обеспечение деятельности Службы. В 2007 году будут продолжены работы по совершенствованию поддержки деятельности инспекторов Ростехнадзора, комплектованию справочного фонда по научно-технической информации в области использования атомной энергии. НТЦ ЯРБ продолжит издание журнала "Ядерная и радиационная безопасность" и трудов НТЦ ЯРБ.
Мероприятия по пятому направлению предусматривают выполнение оперативных работ по текущим поручениям центрального аппарата Службы, в том числе подготовку материалов для конференций, семинаров, совещаний и другой оперативной информации по направлениям деятельности Службы. В составе мероприятий этого направления предусмотрена в виде отдельной темы работа по подготовке методических и справочных материалов в поддержку лицензирования видов деятельности, связанных с утилизацией плутония оружейного качества в Российской Федерации.
В составе этого направления могут выполняться также внеплановые отчеты по актуальным темам за счет повышения коэффициента использования рабочего времени и научного потенциала сотрудников НТЦ ЯРБ.
1.5. Обоснование финансовых затрат
Источник финансирования - федеральный бюджет на 2007 год.
Затраты на финансирование обоснованы в заявке Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (приложение к письму N КЧ-47/36 от 12.05.2006 в Министерство финансов Российской Федерации).
Опыт организации научных работ по поддержке регулирующей деятельности Службы позволяет утверждать, что запрашиваемые средства являются минимально достаточными для исполнения запланированных мероприятий ПНТД-07.
Значительная доля средств базового финансирования приходится на разработку нормативно-правовых и нормативно-технических документов, проведение аналитических исследований по разработке критериев и принципов безопасности, рекомендаций регулирующего органа.
К числу работ, требующих привлечения высококвалифицированных специалистов и соответствующих сложности решаемых задач программных средств, техники и оборудования, относятся также НИР по анализам безопасности (вероятностным и детерминистическим), включая анализы аварийных режимов, осуществляемые в режиме "реального времени", разработка баз данных, в том числе по анализу опыта эксплуатации ОИАЭ. Верификация и аттестация программных средств также требуют значительных трудовых ресурсов с целью качественного выполнения этих работ.
В рамках ПНТД-07 выполняется комплекс работ по оперативной научно-технической поддержке принятия решений Службой. Организуется контроль за исполнением и качеством работ, выполняемых НТЦ ЯРБ из других источников финансирования.
1.6. Стоимость работ
Для выполнения настоящей ПНТД-07 выделены финансовые средства в сумме 34,4604 млн.рублей (письмо на бюджетное финансирование в Министерство финансов РФ N КЧ-47/36 от 12.05.2006), составляющие базовое финансирование. Работы будут выполняться силами НТЦ ЯРБ с ограниченным привлечением специалистов сторонних организаций.
В основном тексте ПНТД-07 приведены только наиболее значимые выходные материалы. Приложение 1 содержит краткую информацию о мероприятиях ПНТД-07.
Оценка затрат исполнителем производилась по апробированной в предшествующие годы методике, приведенной в приложении 2.
1.7. Контроль за исполнением
программных мероприятий
Утвержденная ПНТД-07 является основанием для выполнения программных мероприятий. Функции участников работ по программным мероприятиям указаны в таблице раздела 2, в графе 1.
Контроль за исполнением мероприятий ПНТД-07 осуществляется:
- начальниками отделов НТЦ ЯРБ (организация выполнения работ, обеспечение сроков выполнения работ и качества научной продукции);
- управлениями Федеральной службы, являющимися заказчиками соответствующих НИР (за сроками выполнения работ, качеством выпущенной и представленной к приемке продукции, целевому и эффективному использованию выделенных средств).
Контроль за исполнением всей ПНТД-07 осуществляется:
- начальниками планового отдела и сектора координации НИР НТЦ ЯРБ (за сроками выполнения программных мероприятий, оформлением научной продукции, актов приемки-сдачи в соответствии с требованиями руководящих документов Федеральной службы;
- заместителями директора НТЦ ЯРБ по закрепленным за ними направлениям для обеспечения качества работ в процессе выполнения НИР;
- первым заместителем директора НТЦ ЯРБ (за организацией исполнения всех мероприятий ПНТД-07, сроками исполнения этих мероприятий, соответствием научной продукции требованиям Технических заданий на НИР, качеством научной продукции, передаваемой Заказчику работ).
Общий контроль осуществляют:
- директор НТЦ ЯРБ (исполнение всей ПНТД-07, обеспечение финансовыми и трудовыми ресурсами, техническими средствами, рациональное и целевое использование финансовых средств);
- Управление организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности Федеральной службы.
1.8. Пояснительная записка к представлению
информации о НИР раздела 2
ПНТД-07
В таблице раздела 2, в графе 2 указаны Заказчик (подразделение Федеральной службы) и исполнитель (подразделения НТЦ ЯРБ). Используемые сокращения (аббревиатуры названий подразделений) соответствуют структурам Федеральной службы и НТЦ ЯРБ.
Шифр темы в графе 3 включает регистрационный номер и период начала и завершения работ (в соответствии с требованиями ТЗ).
Цифры в графе 4 означают квартал и год.
В графе 5 указана стоимость работ в планируемом году.
В графе 6 приведены выходные отчетные материалы и ответственные исполнители. В случае недостаточного бюджетного финансирования допускается корректировка ПНТД-07 после определения приоритетов разработки наиболее актуальных НИР и обеспечения их базового и контрагентского финансирования в необходимом объеме.
Все объемы финансирования приведены в ценах 2006 года. Для оценки реальных трудозатрат эти объемы могут быть трансформированы в человеко-месяцы при минимальном размере оплаты труда на момент составления ПНТД-07, равном 1100 руб. в месяц.
2.1. Научно-техническое обеспечение контроля и
надзора за ядерной, радиационной,
технической и пожарной безопасностью
2.1.1. Анализ и обобщение оценок опыта эксплуатации ОИАЭ
N п/п |
Заказчик исполнитель |
Тема и номер НИР |
Срок испол- |
Финанси-рование |
Содержание работы и результат в 2007 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
6У |
Анализ нарушений в работе АС и годовых отчетов по безопасности АС. |
01.2007 |
400 |
1. Заключительный отчет: "Анализ нарушений в работе АС за 2006 год". |
|
|
2-12-2005-2007 |
04.2007 |
300 |
2. Заключение на годовые отчеты по безопасности АС за 2006 год. |
|
|
|
04.2007 |
300 |
3. Промежуточный отчет: "Анализ нарушений в работе АС за январь - октябрь 2007 года". |
|
|
|
04.2007 |
250 |
4. Заключительный отчет по теме: "Анализ нарушений в работе АС и годовых отчетов по безопасности АС". |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
2 |
8У |
Анализ нарушений в работе исследовательских ядерных установок |
01.2007 |
400 |
1. Заключительный отчет: "Анализ нарушений в работе ИЯУ за 2006 год". |
|
|
(ИЯУ) и годовых отчетов по безопасности ИЯУ. |
04.2007 |
300 |
2. Заключение на годовые отчеты по безопасности ИЯУ в 2006 году. |
|
|
|
04.2007 |
300 |
3. Промежуточный отчет: "Анализ нарушений в работе ИЯУ за январь - октябрь 2007 года". |
|
|
|
04.2007 |
250 |
4. Заключительный отчет по теме: "Анализ нарушений в работе исследовательских ядерных установок (ИЯУ) и годовых отчетов по безопасности ИЯУ". |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
3 |
7У |
Анализ нарушений в работе объектов ЯТЦ и годовых отчетов по безопасности |
01.2007 |
400 |
1. Заключительный отчет: "Анализ нарушений в работе объектов ЯТЦ за 2006 год" |
|
|
объектов ЯТЦ. |
04.2007 |
300 |
2. Заключение на отчеты по безопасности объектов ЯТЦ в 2006 году. |
|
|
|
04.2007 |
300 |
3. Промежуточный отчет: "Анализ нарушений в работе объектов ЯТЦ за январь-октябрь 2007 года" |
|
|
|
04.2007 |
250 |
4. Заключительный отчет по теме: "Анализ нарушений в работе объектов ЯТЦ и годовых отчетов по безопасности объектов ЯТЦ". |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
4 |
8У |
Анализ нарушений в работе ЯУ плавучих объектов и годовых отчетов по безопасности ЯУ |
01.2007 |
400 |
1. Заключительный отчет: "Анализ нарушений в работе ЯУ плавучих объектов в 2006 году". |
|
|
плавучих объектов. |
04.2007 |
300 |
2. Заключение на годовые отчеты по безопасности ЯУ плавучих объектов в 2006 году. |
|
|
|
04.2007 |
300 |
3. Промежуточный отчет: "Анализ нарушений в работе ЯУ плавучих объектов в первом полугодии 2007 года". |
|
|
|
04.2007 |
250 |
4. Заключительный отчет по теме: "Анализ нарушений в работе ЯУ плавучих объектов и годовых отчетов по безопасности ЯУ плавучих объектов". |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
2.1.2. Организация научно-технического обеспечения деятельности инспекторов Ростехнадзора на ядерноопасных объектах
N п/п |
Заказчик исполнитель |
Тема и номер НИР |
Срок испол- |
Финанси-рование |
Содержание работы и результат в 2007 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5 |
8У |
Адаптация разработанной МАГАТЭ информационной системы RAIS 3.0 для регулирования радиационной безопасности радиационно опасных объектов. |
02.2007 |
800 |
Промежуточный отчет о НИР: "Разработка технической и эксплуатационной документации адаптированной RAIS 3.0: отладка рабочей версии RAIS 3.0 для всех уровней регулирования на ограниченных выборках". |
|
|
|
04.2007 |
200 |
Заключительный отчет по НИР: "Итоги разработки RAIS 3.0. Предложения по внедрению". |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
6 |
НТЦ |
Совершенствование и поддержка полнотекстовой базы данных по нормативным документам. |
04.2007 |
850 |
Промежуточный отчет о НИР: "Результаты работ за 2007 год по совершенствованию и поддержке полнотекстовой базы данных по нормативным документам". |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
2.2. Научно-техническое обеспечение лицензирования деятельности на объектах использования атомной энергии
2.2.1. Организация и проведение аттестации программных средств
N п/п |
Заказчик исполнитель |
Тема и номер НИР |
Срок испол- |
Финанси-рование |
Содержание работы и результат в 2007 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
6У |
Разработка, совершенствование и адаптация программного обеспечения для определения |
03.2007 |
800 |
Промежуточный отчет о НИР: "Выбор тестовых примеров для оценки влияния внешнего источника на определение реактивности". |
|
|
реактивности в РУ с реакторами ВВЭР при определении параметров активной зоны, важных для безопасности, расчетными методами. |
|
|
Ответственный - |
8 |
НТЦ |
Организация экспертизы и аттестации программных средств, используемых при обосновании |
04.2007 |
1000 |
Отчет за 2007 год о результатах работы Совета по аттестации ПС и его секций с анализом опыта экспертизы. |
|
|
безопасности ОИАЭ. |
|
|
Ответственный - |
2.3. Разработка требований и рекомендаций по содержанию документов, обеспечивающих безопасность объектов использования атомной энергии
2.3.1. Организация разработки технических регламентов и федеральных норм и правил
N п/п |
Заказчик исполнитель |
Тема и номер НИР |
Срок испол- |
Финанси- |
Содержание работы и результат в 2007 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
9 |
7У |
Разработка проекта федерального закона "О государственном регулировании ядерной и |
02.2007 |
500 |
ТЗ, Концепция федерального закона "О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности". |
|
|
радиационной безопасности" |
04.2007 |
1000 |
Первая редакция федерального закона "О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности" |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
10 |
НТЦ |
Организация разработки технических регламентов (ТР) по |
04.2007 |
1500 |
Справки о состоянии разработки ТР (ежеквартально). |
|
|
ядерной и радиационной безопасности. |
|
|
Ответственный - |
11 |
НТЦ |
Организация рассмотрения и подготовки заключений на проекты НД по ядерной и радиационной |
04.2007 |
750 |
1. Справка по итогам рассмотрения НД и о состоянии разработки, утверждения и опубликования НД в 2007 году (ежеквартально). |
|
|
безопасности. |
04.2007 |
750 |
2. Справки по рассмотрению норм безопасности МАГАТЭ (за 1-е и 2-е полугодие 2007 года) |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
12 |
НТЦ |
Подготовка изменений к федеральным нормам и правилам НП-043-03, НП-044-03, |
02.2007 |
850 |
1. Промежуточный отчет о НИР с проектами изменений к НП-043-03, НП-044-03, НП-045-03, НП-046-03. |
|
|
НП-045-03, НП-046-03 с учетом опыта их применения на ОИАЭ. 2-26-2006-2007 |
04.2007 |
600 |
2. Окончательные редакции проектов изменений к НП-043-03, НП-044-03, НП-045-03, НП-046-03. |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
13 |
6У |
Анализ применения ФНП в области использования атомной энергии и разработка рекомендаций по их пересмотру в качестве документов Ростехнадзора. |
|
|
|
|
ОБ |
|
04.2007 |
500 |
1. Проект окончательной редакции ФНП для опубликования "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций". |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
|
ОБ |
|
01.2007 |
250 |
3*. Промежуточный отчет о НИР "Комментарии к требованиям ФНП "Общие положения по устройству и эксплуатации систем аварийного электроснабжения атомных станций. ПНАЭ Г-9-026-90" и предложения по его пересмотру. |
_______________ | |||||
|
|
|
|
|
Ответственный - |
|
ОБ |
|
04.2007 |
250 |
4. Промежуточный отчет о НИР "Общие положения по устройству и эксплуатации систем аварийного электроснабжения атомных станций". |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
|
ОБ |
|
01.2007 |
250 |
5. Промежуточный отчет о НИР "Комментарии к требованиям ФНП "Правила устройства и безопасной эксплуатации исполнительных механизмов органов воздействия на реактивность. ПНАЭ Г-7-013-89" и предложения по его пересмотру. |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
|
ОБ |
|
04.2007 |
250 |
6. Промежуточный отчет о НИР "Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации исполнительных механизмов органов воздействия на реактивность". |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
|
ОБ |
|
01.2007 |
250 |
7. Промежуточный отчет о НИР "Комментарии к требованиям ФНП "Правила устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности атомных станций. НП-010-98". |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
|
ОБ |
|
04.2007 |
250 |
8. Промежуточный отчет о НИР: "Рекомендации по устройству и эксплуатации локализующих систем безопасности атомных станций". |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
|
ООРД |
|
02.2007 |
250 |
9. Техническая справка с предложениями по пересмотру действующих ФНП для изменения их статуса с ФНП на РБ и для учета положений ФНП в технических регламентах. |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
|
ООРД |
|
04.2007 |
250 |
10. Промежуточный отчет о НИР: "Результаты учета требований НП-004-97, ПНАЭ Г-9-026-90, НП-010-98, ПНАЭ Г-7-013-89 в качестве документов Ростехнадзора при разработке технических регламентов". |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
2.3.2. Разработка рекомендаций государственного органа регулирования безопасности при использовании атомной энергии
N п/п |
Заказчик исполнитель |
Тема и номер НИР |
Срок испол- |
Финанси-рование |
Содержание работы и результат в 2007 году | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
14 |
7У |
Разработка руководств по безопасности при внешних воздействиях. |
04.2007 |
800 |
1. Первая редакция РБ "Мониторинг метеорологических и аэрологических условий на участках размещения объектов использования атомной энергии" и сводка отзывов. | |
|
|
|
04.2007 |
800 |
2. Первая редакция РБ "Инженерно-сейсмометрический мониторинг строительных конструкций объектов использования атомной энергии" и сводка отзывов. | |
|
|
|
|
|
Ответственный - | |
15 |
7У |
Оценка уровня культуры безопасности на предприятиях ЯТЦ. |
04.2007 |
800 |
Первая редакция РБ "Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ЯТЦ" и сводка отзывов. | |
|
|
|
|
|
Ответственный - | |
16 |
6У |
Разработка рекомендаций по экспертизе детерминистских анализов безопасности АС. |
03.2007 |
450 |
1. Промежуточный отчет о НИР "Определение перечня проблем для разработки рекомендаций по проведению экспертиз детерминистских анализов". | |
|
|
|
04.2007 |
400 |
2. Техническое задание на разработку РБ "Рекомендации по экспертизе детерминистских анализов безопасности АС". | |
|
|
|
|
|
Ответственный - | |
17 |
6У |
Разработка методических документов по использованию результатов анализа рисков ядерных и радиационных аварий от различных факторов для целей принятия и оптимизации регулирующих |
04.2007 |
450 |
1. Окончательная редакция МД "Использование вероятностного анализа при рассмотрении заявок на изменение условий эксплуатации и периодичности подтверждения работоспособного состояния систем АС, важных для безопасности". | |
|
|
решений по безопасности АС. |
|
|
Приказ об утверждении МД. | |
|
|
2-3-2005-2008 |
04.2007 |
450 |
2. ТЗ, первая редакция РБ "Основные рекомендации к вероятностному анализу безопасности атомных станций уровня 2 и 3" | |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
2.3.3. Разработка и анализ принципов и критериев регулирования ЯРБ
N п/п |
Заказчик, исполнитель |
Тема и номер НИР |
Срок испол- |
Финанси-рование |
Содержание работы и результат в 2007 году | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
18 |
6У |
Моделирование эксплуатационных режимов и анализ нарушений для оценки безопасности атомных станций с использованием |
04.2007 |
600 |
1. Промежуточный отчет о НИР: "Альбом аварийных режимов АС с энергоблоком ВВЭР-440 для информационного аналитического центра". | ||
|
|
аналитических тренажеров. |
04.2007 |
300 |
2. Заключительный отчет по теме: "Моделирование эксплуатационных режимов и анализ нарушений для оценки безопасности атомных станций с использованием аналитических тренажеров". | ||
|
|
|
|
|
Ответственный - | ||
19 |
7У |
Применение методов математической статистики для учета и контроля ядерных материалов. |
02.2007 |
650 |
1. Проект РД "Применение методов математической статистики для учета и контроля ядерных материалов". | ||
|
|
|
04.2007 |
400 |
2. Утвержденное РД "Применение методов математической статистики для учета и контроля ядерных материалов". | ||
|
|
|
04.2007 |
250 |
3. Заключительный отчет по теме: "Критерии для принятия решения в области учета и контроля ЯМ с применением методов математической статистики". | ||
|
|
|
|
|
Ответственный - | ||
20 |
7У |
Анализ состояния систем очистки вентиляционного воздуха на предприятиях ядерного топливного цикла. |
03.2007 |
450 |
1. Промежуточный отчет о НИР: "Анализ состояния систем очистки вентиляционного воздуха на объектах ЯТЦ (по результатам работы, проведенной в 2007 году)". | ||
|
|
|
04.2007 |
400 |
2. Заключительный отчет по теме: "Анализ состояния систем очистки вентиляционного воздуха на ПЯТЦ". | ||
|
|
|
|
|
Ответственный - | ||
21 |
7У |
Адаптация количественных методов оценки безопасности для ЯУ ЯТЦ и ПХ отработавшего |
02.2007 |
400 |
1. Промежуточный отчет о НИР: "Качественный и количественный анализ надежности систем ЯУ ЯТЦ и ПХ ОЯТ". | ||
|
|
ядерного топлива. |
04.2007 |
450 |
2. Заключительный отчет по теме, МД "Методические указания по проведению анализа риска систем ЯУ ЯТЦ и ПХ ОЯТ". | ||
|
|
|
|
|
Ответственный - | ||
22 |
7У |
Оценка безопасности хранилищ радиоактивных отходов объектов ЯТЦ. |
04.2007 |
950 |
Заключительный отчет по теме: "Результаты прогнозных расчетов для оценки безопасности выбранных типов хранилищ радиоактивных отходов объектов ЯТЦ". | ||
|
|
|
|
|
Ответственный - | ||
23 |
8У |
Анализ безопасности обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами на плавучих объектах и объектах их береговой инфраструктуры". |
04.2007 |
850 |
Заключительный отчет по теме: "Аналитический обзор проблем безопасности обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами на плавучих объектах и объектах их береговой инфраструктуры". | ||
|
|
2-23-2005-2007 |
|
|
Ответственный - | ||
24 |
8У |
Классификация имевших место отказов оборудования ИЯУ и анализ возможности их использования в ВАБ ИЯУ. |
04.2007 |
800 |
Отчет о НИР, содержащий систематизированную информацию по отказам оборудования ИЯУ и предложения по ее использованию в вероятностных анализах безопасности ИЯУ. | ||
|
|
|
|
|
Ответственный - | ||
25 |
6У |
Создание нормативных методик обоснования параметров радиационной нагрузки корпусов действующих и проектируемых реакторов типа ВВЭР |
04.2007 |
1100 |
Промежуточный отчет о НИР: "Определение перечня нормативных методик для обоснования параметров радиационной нагрузки корпусов действующих и проектируемых реакторов типа ВВЭР". | ||
|
|
с целью повышения надежности прогнозирования срока службы корпусов. |
|
|
Ответственный - | ||
26 |
6У |
Аналитические и экспериментальные исследования критериев безопасности и работоспособности сплавов циркония при радиационном |
04.2007 |
900 |
Промежуточный отчет о НИР: "Особенности повреждения структуры металла оболочек из сплава циркония для случаев высокой глубины выгорания ядерного топлива". | ||
|
|
повреждении структуры металла оболочек из сплава циркония для случаев высокой глубины выгорания ядерного топлива. |
|
|
Ответственный - |
2.4. Обеспечение Ростехнадзора научно-технической информацией
2.4.1. Организация семинаров для инспекторов Ростехнадзора, ведение фонда научно-технической информации и банков данных, включая данные о НИР
N п/п |
Заказчик, исполнитель |
Тема и номер НИР |
Срок испол- |
Финанси- |
Содержание работы и результат в 2007 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
27 |
6У, |
Проведение семинаров для |
03.2007 |
200 |
1. Отчет о работе семинаров. |
|
|
инспекторов системы Ростехнадзора в области использования атомной энергии; |
04.2007 |
200 |
2. Промежуточный отчет о НИР: "Результаты работ за 2007 год по комплектованию справочного фонда". |
|
|
комплектование справочного фонда по научно-технической |
04.2007 |
200 |
3. Ежеквартальные отчеты о выполненной работе. |
|
|
информации. |
|
|
Ответственный - |
2.4.2. Подготовка и издание журнала "Ядерная и радиационная безопасность"
N п/п |
Заказчик, исполнитель |
Тема и номер НИР |
Срок испол- |
Финанси-рование |
Содержание работы и результат в 2007 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
28 |
НТЦ |
Издание журнала "Ядерная и радиационная безопасность" |
04.2007 |
400 |
Выпуск 4-х номеров журнала "Ядерная и радиационная безопасность" |
|
|
2-33-2006-2008 |
|
|
Ответственный - |
2.5. Выполнение текущих поручений Ростехнадзора
N п/п |
Заказчик, исполнитель |
Тема и номер НИР |
Срок испол- |
Финанси- |
Содержание работы и результат в 2007 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
29 |
7У |
Подготовка методических и справочных материалов в поддержку |
04.2007 |
800 |
1. Технические справки по кварталам с приложением методических и справочных материалов. |
|
|
лицензирования видов деятельности, связанных с утилизацией плутония оружейного качества в Российской Федерации. |
04.2007 |
450 |
2. Промежуточный отчет: "Исследование аспектов ядерной и радиационной безопасности, связанных с использованием МОХ-топлива, выработанного из оружейного плутония, на существующих АС с реакторами типа БН-600 и ВВЭР-1000 и в перспективных реакторах". |
|
|
|
04.2007 |
400 |
3. Заключительный отчет по теме: "Подготовка методических и справочных материалов в поддержку лицензирования видов деятельности, связанных с утилизацией плутония оружейного качества в Российской Федерации". |
|
|
|
|
|
Ответственный - |
30 |
НТЦ |
Научная поддержка оперативной работы Федеральной |
04.2007 |
2060,4 |
Технические справки по кварталам. |
|
ОПО |
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по обеспечению регулирующей деятельности. |
|
|
Ответственный - |
Итого тем - 30.
Всего по ПНТД-07 - 34460,4 тыс.рублей.
Первый заместитель директора
И.В.Калиберда
Начальник ОПО НИР
Т.А.Алпатова
Начальник СК НИР
В.Г.Бедняков
Приложение 1
Краткая информация о темах ПНТД-07
N |
Заказчик |
п.ПНТД-07 |
Шифр темы |
Исполнитель |
Руководитель темы |
1 |
6У |
2.1.1.1 |
2-12-2005-2007 |
ОБ АС |
А.Л.Хазанов |
2 |
8У |
2.1.1.2 |
2-13-2005-2007 |
ОБ ИЯУ |
В.В.Маклаков |
3 |
7У |
2.1.1.3 |
2-14-2005-2007 |
ОБ ПТЦ |
С.В.Цветков |
4 |
8У |
2.1.1.4 |
2-16-2005-2007 |
ОБ ЯУС |
А.Я.Шульгин |
5 |
8У |
2.1.2.5 |
2-25-2005-2007 |
ОРБ |
П.М.Рубцов |
6 |
НТЦ ЯРБ |
2.1.2.6 |
2-9-2005-2008 |
ОНТИ |
Д.М.Ченыкаев |
7 |
6У |
2.2.2.7 |
2-22-2007-2009 |
ОЯБ |
А.И.Попыкин |
8 |
НТЦ ЯРБ |
2.2.2.8 |
2-27-2005-2007 |
ЛОАК |
И.Р.Уголева |
9 |
НТЦ ЯРБ |
2.3.1.9 |
1-3-2007-2007 |
ООРД |
В.П.Слуцкер |
10 |
НТЦ ЯРБ |
2.3.1.10 |
1-1-2004-2007 |
ООРД |
В.П.Слуцкер |
11 |
НТЦ ЯРБ |
2.3.1.11 |
1-2-2007-2009 |
ООРД |
В.П.Слуцкер |
12 |
6У |
2.3.1.12 |
2-26-2006-2007 |
ОНК |
В.Ш.Плеханов |
13 |
НТЦ ЯРБ |
2.3.1.13 |
2-29-2006-2008 |
ООРД |
В.П.Слуцкер |
14 |
6У, 7У, 8У |
2.3.2.14 |
2-6-2007-2008 |
ОУВВ |
Е.Г.Бугаев |
15 |
7У |
2.3.2.15 |
2-19-2007-2008 |
ОБ ПТЦ |
В.А.Денисов |
16 |
НТЦ ЯРБ |
2.3.2.16 |
2-11-2007-2009 |
ОБ АС |
Н.Н.Хренников |
17 |
6У |
2.3.2.17 |
2-3-2005-2008 |
ОАР |
А.В.Любарский |
18 |
6У |
2.3.3.18 |
2-17-2005-2007 |
ОСУ |
Г.А.Санковский |
19 |
7У |
2.3.3.19 |
2-2-2005-2007 |
ОУКФЗ |
Н.Ф.Андрюшин |
20 |
7У |
2.3.3.20 |
2-4-2005-2007 |
ОРБ |
В.А.Двухименный |
21 |
7У |
2.3.3.21 |
2-20-2005-2007 |
ОБ ПТЦ |
А.В.Обручников |
22 |
7У |
2.3.3.22 |
2-21-2005-2007 |
ОБ ПТЦ |
А.Г.Левин |
23 |
8У |
2.3.3.23 |
2-23-2005-2007 |
ОБ ЯУС |
В.П.Шемпелев |
24 |
8У |
2.3.3.24 |
2-5-2007-2009 |
ОБ ИЯУ |
В.В.Парамонов |
25 |
6У |
2.3.3.25 |
2-18-2007-2009 |
ОБ АС |
Г.И.Бородкин |
26 |
6У |
2.3.3.26 |
2-10-2007-2009 |
ОП |
А.Н.Любимов |
27 |
6У, 7У |
2.4.1.27 |
2-34-2006-2008 |
ОНТИ |
Т.В.Синицына |
28 |
НТЦ ЯРБ |
2.4.2.28 |
2-33-2006-2008 |
ОНТИ |
Т.В.Синицына |
29 |
7У |
2.5.29 |
2-28-2005-2007 |
ОЯБ |
А.А.Строганов |
30 |
НТЦ ЯРБ |
2.5.30 |
Поручения |
ОПО НИР |
Т.А.Алпатова |
Приложение 2
Методика расчета ориентировочных затрат по
основным направлениям НИР
Расчет ориентировочных затрат на выполнение НИР реализуется по следующей формуле (в тыс.руб.):
X = U + V + Y + Z,
где
X - общие затраты на выполнение работы;
U - прямая зарплата исполнителей;
V - накладные расходы (начисления, налоги, затраты на управленческий и вспомогательный персонал);
Y - приобретение оборудования, затраты на участие в работе инспекций;
Z - коммунальные, коммуникационные и транспортные затраты.
Нижеприведенные оценки затратных составляющих вытекают из хозяйственной практики НТЦ ЯРБ 2006 года.
Месячная минимальная зарплата (МЗ) = 1100 руб. на 1 сентября 2006 года.
1.1. Разработка первой, второй или окончательной редакции нормативного документа
А - месячный оклад работника (МЗ) - 5;
Б - число разработчиков документа - 2-5, чел.;
В - число экспертов-рецензентов документа - 6 чел.;
Г - средний срок разработки одной редакции документа до 6 месяцев;
Д - число редакций в год - 2.
При Б = 2 чел.
U = А х (Б + В) х Г х Д = 5 х (2 + 6) х 6 х 2 = 480 МЗ = 528 тыс.руб.;
Х = 3U = 1584 тыс.руб.
При Б = 5 чел.
U = 5х (5 + 6) х 6 х 2 = 660 (МЗ) = 726 тыс.руб.
X = 3U = 2178 тыс.руб.
Число разработчиков документа определяется экспертно с учетом числа проблемных вопросов.
1.2. Затраты на проведение одной НИР
А - средний месячный оклад работника (МЗ) - 4;
Б - среднее число работников - 3-10 чел;
Число участников определяется объемами исследований и числом проблемных вопросов.
При Б = 3 чел.
U = А х Б х 12 = 144 МЗ = 158,4 тыс.руб.;
X = 3 U = 475,2 тыс.руб.
При Б = 10 чел.
U= 4 х 10 х 12 = 480 МЗ = 528 тыс.руб.
X = 3U= 1584 тыс.руб.
1.3. Освоение и совершенствование кодов
А - месячный оклад работника (МЗ) - 4;
Б - число работников на 1 код - 2 чел.;
В - количество кодов - 1.
U = A x B x 12 x B = 4 x 2 x 12 x 1= 96 M3 = 105,6 тыс.руб.
X = 3U = 316,8 тыс.руб.
1.4. Аттестация кодов (Обеспечение работы Совета по аттестации)
А - гранд за участие в Совете (МЗ) - 0,3;
Б - гранд за участие в секции (МЗ) - 0,5;
В - число членов Совета - 20 чел.;
Г - число членов секций - 100 чел.;
Д - количество заседаний Совета - 4;
Е - количество заседаний секций - 2.
U = (А х В х Д) + (Б х Г х Е) = 24 + 100 = 124 МЗ = 136,4 тыс.руб.
X = 3U = 409,2 тыс.руб.
1.5. Разработка одного экспертного заключения по безопасности АС
А - месячный оклад эксперта (МЗ) - 5;
Б - срок экспертизы (месяц) - 5;
В - число экспертных вопросов 20-40;
Г - среднее число экспертов на один вопрос - 1,25;
При В = 20.
U = А х Б х В х Г= 5 х 5 х 20 х 1,25 = 625 МЗ = 687,5 тыс.руб.
X = 3U = 2062,5 тыс.руб.
При В = 40.
X = 3U = 4125 тыс.руб.
Текст документа сверен по:
рассылка