УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
охраны окружающей среды
и природных ресурсов
Российской Федерации
В.Ф.Костин
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Председателя
Комитета Российской Федерации
по геологии и использованию недр
В.Б.Мазур
СОГЛАШЕНИЕ
о взаимодействии органов Минприроды России и
Роскомнедра в части государственного контроля
за охраной окружающей природной среды
на объектах недропользования
27 марта 1995 года
Настоящее Соглашение составлено на основании Законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "О недрах", Положения о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Положения о Комитете Российской Федерации по геологии и использованию недр и Положения об органах государственного геологического контроля в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 09.09.93 N 899, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды".
Соглашение устанавливает основные направления и принципы взаимодействия Минприроды России и Роскомнедра и их территориальных органов при осуществлении государственного контроля за охраной окружающей среды на объектах недропользования.
При осуществлении контрольной деятельности на объектах недропользования компетенция Минприроды России и Роскомнедра и их территориальных органов распределяется следующим образом:
- Минприроды России осуществляет государственный экологический контроль за воздействием недропользования на состояние атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, естественных ландшафтов, растительного и животного мира, а также на состояние водной среды и дна внутренних водоемов, территориального моря, морей исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации за границей исключительной экономической зоны и участков Мирового океана, закрепленных за Российской Федерацией;
- Роскомнедра осуществляет государственный контроль за рациональным использованием недр при недропользовании ниже подошвы слоя почвы и донного ила до глубины, доступной для геологического изучения и освоения. Контроль осуществляется на площадках, определенных лицензиями на право пользования недрами, а также на площадях региональных и других геологических работ, осуществляемых без лицензии.
Настоящее Соглашение может быть расторгнуто, изменено или дополнено только по согласованию Сторон.
1. Государственный экологический контроль и контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется на следующих объектах недропользования:
- геологического изучения недр;
- добычи полезных ископаемых и использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).
2. Основными направлениями взаимодействия Минприроды России и Роскомнедра в части государственного контроля на объектах недропользования является контроль за:
- соблюдением недропользователями требований Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды";
- выполнением недропользователями условий охраны окружающей среды, установленных в лицензиях на право пользования недрами и согласованных Минприроды России или его территориальными органами;
- выполнением при осуществлении работ по геологическому изучению недр требований регламентов, методических руководств и иных нормативных документов в части охраны недр, утвержденных Роскомнедра, и в части охраны окружающей природной среды - Минприроды России;
- соблюдением недропользователями условий размещения извлекаемых из недр горных пород и полезных ископаемых, обеспечивающих выполнение требований охраны окружающей природной среды;
- соблюдением требований охраны окружающей природной среды в пределах участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность в части соблюдения условий содержания природных геологических заповедников, стратотипических и опорных резервов, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры.
3. Распределение функций Минприроды России и Роскомнедра при осуществлении государственного контроля за рациональным использованием, охраной недр и окружающей природной среды.
+----------------------------------------------------------------+
| Роскомнедра | Минприроды России |
+-------------------------------+--------------------------------|
| 1 | 2 |
+-------------------------------+--------------------------------|
|В рамках государственного |1. В рамках координации дея- |
|контроля за рациональным ис- |тельности специально уполномо- |
|пользованием и охраной недр |ченных органов в области охраны |
|осуществляет контроль за: |окружающей природной среды на |
| |объектах недропользования осу- |
|- соблюдением всеми пользова- |ществляет: |
|телями недр, независимо от ве- | |
|домственной подчиненности и |- рассмотрение результатов |
|форм собственности, требований |контрольной деятельности Госге- |
|законодательства о недрах; |олконтроля на объектах недро- |
| |пользования в части охраны ок- |
|- выполнением государственных |ружающей природной среды; |
|и региональных программ разви- | |
|тия и использования минераль- |- внесение предложений по про- |
|но-сырьевой базы, а также соб- |ведению внеплановых проверок |
|людением при производстве гео- |состояния окружающей среды на |
|логических работ, выполняемых |объектах недропользования, ока- |
|за счет государственных |зывающих негативное воздействие |
|средств, требований, методичес-|на природную обстановку; |
|ких указаний и иных документов,| |
|регламентирующих их проведение;|- привлечение специалистов |
| |Госгеолконтроля, в пределах их |
|- полнотой изучения геологи- |компетенции, для работы в сос- |
|ческого строения недр, горно - |таве комиссий по нештатным си- |
|технических, гидрогеологичес- |туациям и др. |
|ких и других условий разработ- | |
|ки разведанных месторождений |2. Осуществляет государствен- |
|полезных ископаемых, строитель-|ный экологический контроль за: |
|ства и эксплуатации подземных | |
|сооружений, не связанных с до- |- выполнением недропользовате- |
|бычей полезных ископаемых; |лями экологических требований |
| |законодательства Российской Фе- |
|- соблюдением недропользовате- |дерации на объектах недрополь- |
|лями установленного законода- |зования; |
|тельством о недрах порядка | |
|пользования недрами, требований|- соблюдением владельцами ли- |
|(правил, норм) и обязанностей |цензий на недропользование эко- |
|по рациональному использованию |логических условий, определен- |
|и охране недр, условий пользо-|ных в лицензиях, а также лими- |
|вания недрами, определенных в |тов выбросов, сбросов загрязня- |
|лицензиях; |ющих веществ в окружающую сре- |
| |ду; |
|- работами по охране от заг- | |
|рязнения и истощения подземных |- соблюдением норм качества |
|вод всех типов; |водной среды и донных отложений |
| |и сохранением биологических ре- |
|- правильностью разработки |сурсов внутренних водоемов, |
|месторождений в части выемки |территориального моря, морей |
|запасов и комплексности исполь-|исключительной экономической |
|зования полезных ископаемых; |зоны Российской Федерации при |
| |разведке и разработке минераль- |
|- правильностью разработки и |ных ресурсов в недрах под этими |
|охраны минеральных ресурсов, |водными объектами и в недрах |
|залегающих в недрах под дном |континентального шельфа Рос- |
|внутренних водоемов, территори-|сийской Федерации за границами |
|ального моря, морей исключи- |исключительной экономической |
|тельной экономической зоны Рос-|зоны, а также участков дна Ми- |
|сийской Федерации, континен- |рового океана, закрепленных за |
|тального шельфа Российской Фе- |Российской Федерацией; |
|дерации за границами исключи- | |
|тельной экономической зоны и |- соблюдением норм экологи- |
|участков Мирового океана, зак- |ческой безопасности при разме- |
|репленных за Российской Фе- |щении (складировании, хранении) |
|дерацией; |попутно добываемых, временно |
| |неиспользуемых полезных ископа- |
|- учетом состояния движения за-|емых, вскрышных пород, отходов |
|пасов и потерь полезных ископа-|горного и перерабатывающих про- |
|емых и содержащихся в них цен- |изводств, а также норм других |
|ных компонентов при их добыче,|вредных воздействий, оказывае- |
|недопущением порчи разрабатыва-|мых недропользователями на ок- |
|емых и расположенных рядом мес-|ружающую природную среду как в |
|торождений полезных ископаемых |границах горного отвода, так и |
|в результате проводимых горных |за его пределами; |
|работ, соблюдением очередности | |
|отработки выемочных единиц, не-|- порядком проведения наблюде- |
|допущением выборочной отработки|ний в рамках деятельности еди- |
|месторождений; |ной системы экологического мо- |
| |ниторинга; |
|- сохранением и учетом попутно | |
|добываемых, временно не исполь-|- правильностью исчисления |
|зуемых полезных ископаемых, ра-|сумм платежей за загрязнение |
|циональным использованием |окружающей среды выбросами, |
|вскрышных пород, отходов горно-|сбросами, размещением отходов |
|го и перерабатывающего произ- |недропользования и соблюдением |
|водств и правильным их размеще-|установленного порядка внесения |
|нием; |платежей. |
| | |
|- предотвращением самовольного| |
|пользования недрами, необосно-|3. Участвует в комиссиях по: |
|ванной и самовольной застройки|- приемке выполненных работ по |
|площадей залегания полезных ис-|ликвидации и консервации пред- |
|копаемых, работами по предотв-|приятий по добыче полезных иско-|
|ращению негативных последствий,|паемых и объектов недропользо- |
|связанных с пользованием недра-|вания, не связанных с добычей |
|ми и отрицательно влияющих на|полезных ископаемых; |
|сохранность эксплуатируемых и| |
|находящихся на консервации гор-|- приемке в эксплуатацию |
|ных выработок и буровых сква-|предприятий, осуществляющих до- |
|жин, а также подземных сооруже-|бычу полезных ископаемых и ис- |
|ний; |пользование недр в целях, не |
| |связанных с добычей полезных |
|- достоверностью и обоснован- |ископаемых. |
|ностью представляемых недро- | |
|пользователями материалов для |4. Согласовывает материалы по |
|списания с учета предприятий |созданию и устанавливает эколо- |
|запасов полезных ископаемых, |гические требования по содержа- |
|утративших промышленное значе- |нию природных геологических за- |
|ние, потерянных в процессе до- |поведников, стратотипических и |
|бычи и не подтвердившихся при |опорных разрезов, отдельных ге- |
|разработке месторождений; |ологических памятников природы, |
| |уникальных скоплений ископаемой |
|- соблюдением установленного |фауны и флоры и осуществляет |
|порядка расчета и правильностью|государственный экологический |
|исчисления размеров платежей за|контроль за их соблюдением. |
|право пользования недрами; | |
| | |
|- соблюдением установленных | |
|норм и правил ликвидации и кон-| |
|сервации предприятий по добыче | |
|полезных ископаемых и объектов | |
|недропользования, не связанных | |
|с добычей полезных ископаемых. | |
+-------------------------------+--------------------------------+
4. Порядок реализации Соглашения.
4.1. Взаимодействие осуществляется путем:
- разработки планов совместных проверок и их проведения на объектах недропользования;
- разработки нормативных документов, регламентирующих порядок проведения государственного экологического и геологического контроля на объектах недропользования;
- создания совместных комиссий и проведения оперативных проверок состояния окружающей среды при возникновении нештатных ситуаций на объектах недропользования;
- обмена оперативной информацией о выявленных нарушениях в части охраны окружающей среды и недр при проведении проверок, выполненных контрольными органами Сторон.
4.2. Взаимодействие в области государственного контроля Минприроды России и Роскомнедра осуществляется:
на уровне центральных аппаратов в части:
- организации совместных проверок на объектах федерального значения и по поручениям Правительства Российской Федерации;
- совместной подготовки законопроектов, разработки и пересмотра нормативных документов по вопросам государственного экологического и государственного геологического контроля;
- обмена сводной информацией о результатах контрольной деятельности в области охраны окружающей природной среды на объектах недропользования;
на уровне территориальных (региональных) органов Минприроды России и Роскомзема в части:
- организации и проведения на объектах недропользования совместных проверок по направлениям и функциям, перечисленным в п. п. 2 и 3 настоящего Соглашения;
- обмена информацией о результатах контрольной деятельности в области охраны окружающей природной среды на объектах недропользования;
- выполнения поручений Минприроды России и Роскомнедра, в том числе проведение совместных оперативных проверок при возникновении нештатных ситуаций.
4.3. Сроки проведения совместных проверок и перечень рассматриваемых вопросов определяются согласованным годовым планом работ Минприроды России и Роскомнедра.
4.4. Контрольные органы Минприроды России и Роскомнедра обязуются бесплатно обеспечивать друг друга действующими ведомственными инструкциями, методическими указаниями, другими регламентирующими контрольную деятельность документами, необходимыми для проведения проверок.
Текст документа сверен по:
Экологическое право России.
Сборник норм.прав.документов,
1997 год