МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 декабря 1992 года N 33
Об утверждении Типовых положений
о государственных природных заказниках и памятниках природы
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1992 г. N 659-р и поручения Правительства Российской Федерации от 23 июля 1992 г. N ВМ-П42-27054
приказываю:
1. Утвердить Типовое положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации (приложение 1) и Типовое положение о памятниках природы в Российской Федерации (приложение 2).
2. Управлению заповедного дела (Степаницкий), Главному организационно-распорядительному управлению (Касумян) довести указанные Типовые положения до сведения территориальных органов по охране природы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.
Приложение 1
к приказу Минприроды России
от 14 декабря 1992 года N 33
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о государственных природных заказниках
в Российской Федерации
I. Общие положения
1. Государственными природными заказниками объявляются природные комплексы участков суши и водного пространства, ценные в природоохранном, экологическом и эстетическом отношении и предназначенные для сохранения, воспроизводства или восстановления одних видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным, регламентированным и рациональным использованием других.
2. В зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов государственные природные заказники могут иметь федеральное (общереспубликанское) и региональное значение.
3. Государственными природными заказниками не могут быть объявлены природные комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников и национальных природных парков.
4. Государственные природные заказники находятся в ведении специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований в области охраны окружающей природной среды.
II. Цели объявления природных комплексов заказниками
5. Целями объявления природных комплексов государственными природными заказниками являются:
сохранение природных комплексов в естественном состоянии;
сохранение, воспроизводство и восстановление природных ресурсов;
поддержание экологического баланса.
III. Профиль государственных природных заказников
6. В зависимости от конкретных задач охраны окружающей природной среды и природных ресурсов заказники могут иметь различный профиль, в том числе могут быть:
ландшафтными (комплексными), предназначенными для сохранения и восстановления особо ценных или типичных (эталонных) природных ландшафтов и их составных частей;
биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для охраны и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира, в том числе рыбных запасов, для сохранения и восстановления численности видов живых организмов, ценных в хозяйственном, научном и эстетическом отношении, а также редких и исчезающих биологических видов и их генофонда;
палеонтологическими, предназначенными для сохранения мест находок и скоплений остатков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое научное значение;
гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими и т.п.), предназначенными для сохранения и восстановления водных объектов и экосистем, а также прилегающих к ним участков суши, обеспечивающих оптимальный гидрологический баланс;
геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождений минералов и других полезных ископаемых, примечательных форм рельефа и связанных с ними элементов ландшафта и т.п.).
IV. Порядок образования государственных
природных заказников
7. Государственные природные заказники федерального (общереспубликанского) значения образуются Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, согласованному с органами исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.
8. Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, Советами народных депутатов, краев, областей, автономных образований по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, местными Советами народных депутатов, а также собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами соответствующих участков земли и акватории.
9. Изменение границ, реорганизация и ликвидация государственных природных заказников осуществляется в том же порядке, что и их образование.
10. Объявление природных комплексов государственными природными заказниками производится, как правило, без изъятия занимаемого ими земельного участка у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Отвод земельных участков для заявленной цели допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке.
11. Собственникам земель, землевладельцам и землепользователям, на землях которых располагаются государственные природные заказники, могут предоставляться льготы по земельному налогу в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и республик, входящих в состав Российской Федерации.
V. Режим государственных природных заказников
12. На территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограничены хозяйственная рекреация и иная деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде, в том числе:
распашка земель;
рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;
промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы, добывание морских млекопитающих и водных беспозвоночных, иные виды пользования животным миром;
сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;
предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;
проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;
строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;
применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;
сплав леса;
взрывные работы;
проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавсредств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;
любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов.
13. Конкретные задачи, профиль и особенности каждого государственного природного заказника федерального (общереспубликанского) значения определяются Положением о нем, утвержденным специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов краев, областей, автономных образований.
14. Конкретные задачи, профиль и особенности режима каждого государственного природного заказника регионального значения определяются Положением о нем, утверждаемым органом исполнительной власти республики в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов краев, областей, автономных образований по согласованию с местными Советами народных депутатов, собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами участков земли и акватории.
15. Установленный для каждого государственного природного заказника режим обязаны соблюдать все без исключения физические и юридические лица, в том числе собственники, владельцы, пользователи и арендаторы участков земли и акватории, входящие в границы государственного природного заказника.
16. Государственные природные заказники обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.
17. Государственные природные заказники в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
18. Расходы по обеспечению режима, а также по проектированию и созданию государственных природных заказников производятся за счет государственного бюджета органа государственной власти, принявшего решение о его организации, а также внебюджетных государственных и общественных экологических фондов.
VI. Охрана государственных природных заказников
19. Охрана государственных природных заказников может осуществляться силами специальной службы охраны, входящей в состав государственных органов, в ведении которых находятся заказники, а также должностными лицами специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей природной среды, осуществляющих государственный экологический контроль.
20. К охране государственных природных заказников могут привлекаться специализированные инспекции, службы и иные формирования предприятий, учреждений, организаций и объединений граждан, осуществляющие ведомственный и общественный экологический контроль и надзор за соблюдением установленного порядка природопользования.
VII. Контроль за соблюдением режима государственных
природных заказников
21. Контроль за соблюдением установленного режима государственных природных заказников осуществляется органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, автономной области и автономных округов, местными Советами народных депутатов, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
Приложение 2
к приказу Минприроды России
от 14 декабря 1992 года N 33
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о памятниках природы в Российской Федерации
I. Общие положения
1. Памятниками природы объявляются отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении и нуждающиеся в особой охране государства.
2. В зависимости от своей уникальности, экологической, научной и иной ценности природные объекты и комплексы могут быть объявлены памятниками природы федерального и регионального значения.
3. Памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы.
II. Цели объявления объектов памятниками природы
4. Основной целью объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.
III. Основные категории памятников природы
5. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:
участки живописных местностей;
эталонные участки нетронутой природы;
участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.);
места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;
лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
небольшие дендрологические парки;
природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля, группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.);
геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе);
геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
участки гор, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;
природные гидроминеральные комплексы;
термальные источники, месторождения лечебных грязей;
береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т.п.);
отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).
IV. Порядок объявления природных объектов
памятниками природы
6. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения Правительством Российской Федерации по представлениям специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, согласованным с исполнительными органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
7. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения решениями органов исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, Советов народных депутатов краев, областей, автономной области и автономных округов по представлению специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.
8. Объявление природных объектов и комплексов памятниками природы производится, как правило, без изъятия земельных участков, на которых они расположены, у собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Отвод земельных участков для заявленных целей допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке.
9. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.
V. Обеспечение режима охраны памятников природы
10. На территории расположения памятников природы и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов.
11. Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, которым эти земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование.
12. Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков, или, по согласованию с ними, иными физическими или юридическими лицами.
Возможность, источники, порядок, размеры и формы компенсации расходов физическим и юридическим лицам, обеспечивающим режим охраны памятников природы, определяются органом исполнительной власти, принявшим решение об объявлении природного комплекса или объекта памятником природы.
13. Передача памятника природы под охрану предусматривается в решении государственного органа об объявлении природного объекта или комплекса памятником природы, принимаемым по согласованию с физическими или юридическими лицами, под охрану которым передается памятник природы, что закрепляется в паспорте памятника природы.
14. На каждый памятник природы заводится паспорт, оформляемый специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и утверждаемый решением государственного органа об объявлении природных объектов и комплексов памятником природы.
15. В паспорте памятника природы указываются:
наименование памятника природы и его значение (федеральное, региональное);
местонахождение памятника природы;
краткое описание памятника природы;
описание границ памятника природы и его охранной зоны;
площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно);
режим охраны, установленный для памятника природы;
допустимые виды использования памятников природы;
установленный режим охранной зоны памятника природы;
наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименование и юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима.
Кроме того, паспорт памятника природы включает:
фотографии размером не менее 9х12 см, иллюстрирующие на момент составления паспорта состояние памятников природы и его наиболее ценных участков или отдельных объектов;
карту-схему, позволяющую ясно представить границы и местонахождение памятника природы и его охранной зоны.
16. Копии паспорта памятника природы должны храниться собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, физическими и юридическими лицами, взявшими на себя обязательства по обеспечению установленного режима охраны памятника природы, местной администрацией и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
17. Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
18. Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
19. Расходы по обеспечению установленного режима памятников природы и их охранных зон возмещаются за счет государственного бюджета органа государственной власти, принявшего решение об их объявлении, а также внебюджетных государственных и общественных экологических фондов.
VI. Использование памятников природы
20. Использование памятников природы допускается в следующих целях:
научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение функционирования и развития природных экосистем и их компонентов и т.п.);
эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов и т.п.);
рекреационных (транзитные прогулки);
природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.);
иных, в том числе производственных, целях, не противоречащих задачам объявления данных природных объектов и комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны.
21. Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника. Режимом охраны памятника для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.
22. Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными государственными органами в обеспечении охраны окружающей природной среды, осуществляющими контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы.
VII. Государственный учет памятников природы
23. Государственный учет и инвентаризация памятников природы, а также выявление природных объектов и комплексов с целью их последующего объявления памятниками природы осуществляется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
VIII. Контроль за соблюдением режима охраны
памятников природы
24. Контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы и их охранных зон осуществляется органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, автономной области и автономных округов, местными Советами народных депутатов, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
Текст документа сверен по:
официальная рассылка