Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/9030038.htm


МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 декабря 1992 года N 33


Об утверждении Типовых положений
о государственных природных заказниках и памятниках природы


    Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1992 г. N 659-р и поручения Правительства Российской Федерации от 23 июля 1992 г. N ВМ-П42-27054

    приказываю:

    1. Утвердить Типовое положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации (приложение 1) и Типовое положение о памятниках природы в Российской Федерации (приложение 2).

    2. Управлению заповедного дела (Степаницкий), Главному организационно-распорядительному управлению (Касумян) довести указанные Типовые положения до сведения территориальных органов по охране природы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.


Министр                                         В.И.Данилов-Данильян


Приложение 1
к приказу Минприроды России
от 14 декабря 1992 года N 33


ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о государственных природных заказниках
в Российской  Федерации


I. Общие положения


    1. Государственными природными заказниками объявляются природные комплексы участков суши и водного пространства, ценные в природоохранном, экологическом и эстетическом отношении и предназначенные для сохранения, воспроизводства или восстановления одних видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным, регламентированным и рациональным использованием других.

    2. В зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов государственные природные заказники могут иметь федеральное (общереспубликанское) и региональное значение.

    3. Государственными природными заказниками не могут быть объявлены природные комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников и национальных природных парков.

    4. Государственные природные заказники находятся в ведении специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований в области охраны окружающей природной среды.


II. Цели объявления природных комплексов заказниками


    5. Целями объявления природных комплексов государственными природными заказниками являются:

    сохранение природных комплексов в естественном состоянии;

    сохранение, воспроизводство и восстановление природных ресурсов;
    поддержание экологического баланса.


III. Профиль государственных природных заказников


    6. В зависимости от конкретных задач охраны окружающей природной среды и природных ресурсов заказники могут иметь различный профиль, в том числе могут быть:

    ландшафтными (комплексными), предназначенными для сохранения и восстановления особо ценных или типичных (эталонных) природных ландшафтов и их составных частей;

    биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для охраны и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира, в том числе рыбных запасов, для сохранения и восстановления численности видов живых организмов, ценных в хозяйственном, научном и эстетическом отношении, а также редких и исчезающих биологических видов и их генофонда;

    палеонтологическими, предназначенными для сохранения мест находок и скоплений остатков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое научное значение;

    гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими и т.п.), предназначенными для сохранения и восстановления водных объектов и экосистем, а также прилегающих к ним участков суши, обеспечивающих оптимальный гидрологический баланс;

    геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождений минералов и других полезных ископаемых, примечательных форм рельефа и связанных с ними элементов ландшафта и т.п.).


IV. Порядок образования государственных
природных заказников


    7. Государственные природные заказники федерального (общереспубликанского) значения образуются Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, согласованному с органами исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.

    8. Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, Советами народных депутатов, краев, областей, автономных образований по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, местными Советами народных депутатов, а также собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами соответствующих участков земли и акватории.

    9. Изменение границ, реорганизация и ликвидация государственных природных заказников осуществляется в том же порядке, что и их образование.

    10. Объявление природных комплексов государственными природными заказниками производится, как правило, без изъятия занимаемого ими земельного участка у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Отвод земельных участков для заявленной цели допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке.

    11. Собственникам земель, землевладельцам и землепользователям, на землях которых располагаются государственные природные заказники, могут предоставляться льготы по земельному налогу в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и республик, входящих в состав Российской Федерации.


V. Режим государственных природных заказников


    12. На территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограничены хозяйственная рекреация и иная деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде, в том числе:

    распашка земель;

    рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;

    промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы, добывание морских млекопитающих и водных беспозвоночных, иные виды пользования животным миром;

    сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;

    предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;

    проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;

    строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;

    применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;

    сплав леса;

    взрывные работы;

    проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавсредств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;

    любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов.

    13. Конкретные задачи, профиль и особенности каждого государственного природного заказника федерального (общереспубликанского) значения определяются Положением о нем, утвержденным специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов краев, областей, автономных образований.

    14. Конкретные задачи, профиль и особенности режима каждого государственного природного заказника регионального значения определяются Положением о нем, утверждаемым органом исполнительной власти республики в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов краев, областей, автономных образований по согласованию с местными Советами народных депутатов, собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами участков земли и акватории.

    15. Установленный для каждого государственного природного заказника режим обязаны соблюдать все без исключения физические и юридические лица, в том числе собственники, владельцы, пользователи и арендаторы участков земли и акватории, входящие в границы государственного природного заказника.

    16. Государственные природные заказники обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.

    17. Государственные природные заказники в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

    18. Расходы по обеспечению режима, а также по проектированию и созданию государственных природных заказников производятся за счет государственного бюджета органа государственной власти, принявшего решение о его организации, а также внебюджетных государственных и общественных экологических фондов.


VI. Охрана государственных природных заказников


    19. Охрана государственных природных заказников может осуществляться силами специальной службы охраны, входящей в состав государственных органов, в ведении которых находятся заказники, а также должностными лицами специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей природной среды, осуществляющих государственный экологический контроль.

    20. К охране государственных природных заказников могут привлекаться специализированные инспекции, службы и иные формирования предприятий, учреждений, организаций и объединений граждан, осуществляющие ведомственный и общественный экологический контроль и надзор за соблюдением установленного порядка природопользования.


VII. Контроль за соблюдением режима государственных
природных заказников


    21. Контроль за соблюдением установленного режима государственных природных заказников осуществляется органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, автономной области и автономных округов, местными Советами народных депутатов, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.


Приложение 2
к приказу Минприроды России
от 14 декабря 1992 года N 33


ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о памятниках природы в Российской  Федерации


I. Общие положения


    1. Памятниками природы объявляются отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении и нуждающиеся в особой охране государства.

    2. В зависимости от своей уникальности, экологической, научной и иной ценности природные объекты и комплексы могут быть объявлены памятниками природы федерального и регионального значения.

    3. Памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы.


II. Цели объявления объектов памятниками природы


    4. Основной целью объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.


III. Основные категории памятников природы


    5. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

    участки живописных местностей;

    эталонные участки нетронутой природы;

    участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.);

    места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;

    лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

    небольшие дендрологические парки;

    природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

    уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля, группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.);

    геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе);

    геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

    местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

    участки гор, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

    природные гидроминеральные комплексы;

    термальные источники, месторождения лечебных грязей;

    береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т.п.);

    отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).


IV. Порядок объявления природных объектов
памятниками природы


    6. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения Правительством Российской Федерации по представлениям специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, согласованным с исполнительными органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    7. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения решениями органов исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, Советов народных депутатов краев, областей, автономной области и автономных округов по представлению специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

    8. Объявление природных объектов и комплексов памятниками природы производится, как правило, без изъятия земельных участков, на которых они расположены, у собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Отвод земельных участков для заявленных целей допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке.

    9. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.


V. Обеспечение режима охраны памятников природы


    10. На территории расположения памятников природы и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов.

    11. Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, которым эти земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование.

    12. Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков, или, по согласованию с ними, иными физическими или юридическими лицами.

    Возможность, источники, порядок, размеры и формы компенсации расходов физическим и юридическим лицам, обеспечивающим режим охраны памятников природы, определяются органом исполнительной власти, принявшим решение об объявлении природного комплекса или объекта памятником природы.

    13. Передача памятника природы под охрану предусматривается в решении государственного органа об объявлении природного объекта или комплекса памятником природы, принимаемым по согласованию с физическими или юридическими лицами, под охрану которым передается памятник природы, что закрепляется в паспорте памятника природы.

    14. На каждый памятник природы заводится паспорт, оформляемый специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и утверждаемый решением государственного органа об объявлении природных объектов и комплексов памятником природы.

    15. В паспорте памятника природы указываются:

    наименование памятника природы и его значение (федеральное, региональное);

    местонахождение памятника природы;

    краткое описание памятника природы;

    описание границ памятника природы и его охранной зоны;

    площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно);

    режим охраны, установленный для памятника природы;

    допустимые виды использования памятников природы;

    установленный режим охранной зоны памятника природы;

    наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименование и юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима.

    Кроме того, паспорт памятника природы включает:

    фотографии размером не менее 9х12 см, иллюстрирующие на момент составления паспорта состояние памятников природы и его наиболее ценных участков или отдельных объектов;

    карту-схему, позволяющую ясно представить границы и местонахождение памятника природы и его охранной зоны.

    16. Копии паспорта памятника природы должны храниться собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, физическими и юридическими лицами, взявшими на себя обязательства по обеспечению установленного режима охраны памятника природы, местной администрацией и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

    17. Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

    18. Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

    19. Расходы по обеспечению установленного режима памятников природы и их охранных зон возмещаются за счет государственного бюджета органа государственной власти, принявшего решение об их объявлении, а также внебюджетных государственных и общественных экологических фондов.


VI. Использование памятников природы

    20. Использование памятников природы допускается в следующих целях:

    научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение функционирования и развития природных экосистем и их компонентов и т.п.);

    эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов и т.п.);

    рекреационных (транзитные прогулки);

    природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.);

    иных, в том числе производственных, целях, не противоречащих задачам объявления данных природных объектов и комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны.

    21. Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника. Режимом охраны памятника для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.

    22. Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными государственными органами в обеспечении охраны окружающей природной среды, осуществляющими контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы.


VII. Государственный учет памятников природы

    23. Государственный учет и инвентаризация памятников природы, а также выявление природных объектов и комплексов с целью их последующего объявления памятниками природы осуществляется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.


VIII. Контроль за соблюдением режима охраны
памятников природы

    24. Контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы и их охранных зон осуществляется органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, автономной области и автономных округов, местными Советами народных депутатов, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.



Текст документа сверен по:
официальная рассылка