КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГЕОЛОГИИ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕДР
ПРИКАЗ
от 3 марта 1994 года N 41
Об утверждении Положения о территориальных комиссиях
по запасам полезных ископаемых Комитета Российской
Федерации по геологии и использованию недр. Об
утверждении Инструкции о порядке проведения
государственной экспертизы геологических материалов
территориальными комиссиями по запасам полезных
ископаемых
В целях выполнения возложенных на Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр и его территориальные подразделения функций по государственной экспертизе геологической информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность, а также обеспечения условий для эффективной деятельности территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ)
приказываю:
1. Утвердить Положение о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр (приложение 1).
2. Утвердить Инструкцию о порядке проведения государственной экспертизы геологических материалов территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых (приложение 2).
3. Установить, что рассмотрению в ТКЗ подлежат материалы по:
общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам, имеющим местное значение;
участкам недр, используемым с целью строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
месторождениям полезных ископаемых, подпадающих под перечень, утвержденный письмом Роскомнедр от 14.04.93 N ВО-61/904, а также по иным месторождениям, перечень которых согласовывается с Роскомнедрами.
4. Руководителям территориальных подразделений Роскомнедр принять необходимые меры по организационному обеспечению деятельности территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ).
5. ГП "Геолэкспертиза" (Бежанову) разработать и представить на утверждение в срок до 15 апреля 1994 года нормы и расценки по оплате труда специалистов, привлекаемых для проведения государственной геологической экспертизы информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Председателя
комитета Российской Федерации по
геологии и использованию недр
В.П.Щербаков
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом Комитета Российской
Федерации по геологии и
использованию недр
от 3 марта 1994 года N 41
Положение
о территориальных комиссиях по запасам полезных
ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии
и использованию недр
1. Территориальные комиссии по запасам (ТКЗ) образуются в составе соответствующих территориальных подразделений Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр с целью исполнения возложенных на Комитет и его территориальные подразделения функций по государственной экспертизе геологической информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность.
2. Основной задачей территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых является оценка достоверности информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр и возможности использования этой информации в намеченных целях.
3. В соответствии с основной задачей территориальные комиссии по запасам:
- организуют и проводят в пределах своей компетенции экспертизу геологической информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, включая технико-экономические показатели их освоения, и дают заключение о возможности использования указанных объектов в хозяйственных и иных целях;
- утверждают кондиции (технические условия) для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах и участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, и их учета в государственных балансах;
- рассматривают при необходимости результаты оперативного учета запасов полезных ископаемых, осуществляемого в процессе их геологического изучения или добычи, и дают заключения о возможности использования этих данных;
- рассматривают по заявкам юридических лиц материалы подсчета запасов полезных ископаемых и оценки участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, независимо от степени их изученности и дают соответствующие заключение по поставленным перед ними вопросам;
- выполняют экспертизу геологической информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр в связи с их переоценкой по результатам эксплуатационных работ и необходимостью пересмотра условий пользования;
- обобщают результаты экспертизы и готовят предложения по совершенствованию геологического изучения, охраны и использования недр и их ресурсов;
- анализируют данные государственного и оперативного учета месторождений полезных ископаемых и участков недр промышленного назначения, готовят предложения по совершенствованию учета запасов полезных ископаемых и участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, пересмотру подсчетных и оценочных кондиций;
- проводят государственную политику в вопросах экспертизы геологической информации о запасах, оценки и учета полезных ископаемых и иных свойствах недр;
- обеспечивают участие заинтересованных органов управления в рассмотрении результатов экспертизы информации о запасах и иных свойствах недр.
4. В своей деятельности территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых руководствуются законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями и указаниями Роскомнедр, другими нормативными актами и настоящим Положением. Они несут ответственность за обоснованность экспертных оценок информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, лицензионных материалов по предоставлению недр в пользование, а также за нарушение прав собственности на информацию, представленную им в процессе экспертизы, в том числе за нарушение ее конфиденциальности.
5. Территориальным комиссиям по запасам полезных ископаемых предоставляется право:
- привлекать к проведению государственной экспертизы информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр научные или иные организации, временные творческие коллективы, отечественных и иностранных специалистов на договорной или контрактной основе;
- требовать от организаций, предприятий и учреждений соблюдения установленного порядка представления и оформления геологической информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность;
- заключать договора с организациями, предприятиями и учреждениями, представляющими в комиссию технико-экономические обоснования (расчеты) и геологические материалы, на выполнение работ по экспертизе и апробации указанных материалов;
- получать в установленном порядке всю необходимую информацию об объектах экспертизы независимо от ведомственной принадлежности и прав пользования;
- предоставлять экспертам в установленном порядке необходимую для проведения экспертизы информацию с соблюдением существующих правил пользования этой информацией;
- отклонять или направлять на доработку экспертные заключения, выполненные с нарушениями законодательных норм, порядка проведения государственной экспертизы и требований настоящего Положения;
- рассматривать спорные вопросы по организации и проведению экспертизы, а также участвовать в обсуждении возникающих разногласий при их рассмотрении вышестоящими органами управления;
- заключать в установленном порядке хозрасчетные договора с организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на проведение обследований и консультаций по вопросам экспертизы;
- по согласованию с Роскомнедрами и его территориальными подразделениями:
- осуществлять проведение научно-методических разработок по совершенствованию государственной геологической экспертизы информации о запасах и иных свойствах недр, созданию и ведению автоматизированной системы учета ее результатов, проводить совещания, семинары и публиковать в печати информацию по вопросам, отнесенным к их компетенции;
- устанавливать деловые контакты с зарубежными специалистами и учреждениями по вопросам организации и проведения экспертизы информации о недрах.
6. Принятые территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых решения по вопросам, отнесенным к их компетенции, являются обязательными для организаций, предприятий и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм организации (собственности).
7. Численный состав и структура территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых утверждаются Роскомнедрами по представлению соответствующего территориального подразделения.
8. Территориальную комиссию по запасам полезных ископаемых возглавляет Председатель комиссии. Председатель комиссии и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности приказами Роскомнедр.
9. Персональный состав членов территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых и экспертов утверждается территориальным подразделением Роскомнедр по представлению Председателя комиссии.
10. Решения территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых принимаются большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании по рассмотрению результатов экспертизы при условии, что в заседании принимает участие не менее двух третей от общего числа ее членов.
11. Территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых ежегодно, в сроки, установленные Роскомнедрами, представляют заинтересованным организациям (по списку) информацию о результатах своей деятельности и предложения по повышению качества и эффективности геологического изучения, охраны и использования недр.
12. Содержание, оформление и порядок предоставления на экспертизу геологических материалов о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр устанавливаются нормативными документами Роскомнедр, настоящим Положением и Инструкцией по государственной экспертизе геологической информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр.
13. Представленные на экспертизу материалы о запасах полезных ископаемых и участках недр, предназначенных для использования в целях, не связанных с разработкой месторождений, рассматриваются территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых не позднее, чем в трехмесячный срок со дня их поступления, если иное не предусмотрено условиями договора по экспертизе.
14. Для проведения экспертизы материалов по конкретным объектам территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых:
- формируются на временной основе экспертные группы, численный и квалификационный состав которых определяется исходя из состава и назначения представленных материалов и задач экспертизы;
- назначается, по согласованию с привлекаемыми специалистами, руководитель экспертной группы и устанавливается распределение обязанностей между ее членами.
15. Достижение согласованности действий экспертов в процессе проведения экспертизы, а также подготовка сводного заключения экспертной группы, учитывающего результаты работы отдельных экспертов, возлагается на руководителя экспертной группы.
16. Решения территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых оформляются протоколами, копии которых вместе с материалами экспертизы направляются в организацию, представившую материалы, федеральный и территориальные геологические фонды и в местные органы исполнительной власти.
17. Финансирование деятельности территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, а также средств, полученных по договорам от организаций - заказчиков экспертизы.
18. Средства, выделяемые на проведение экспертизы, используются на оплату труда штатных сотрудников и экспертов, расходы по их командировкам и оформление экспертных материалов, а также организационное и информационное обеспечение экспертных работ, в том числе учет и анализ результатов экспертизы средствами компьютерной техники, и другие нужды по обеспечению государственной экспертизы.
19. Оплата экспертов, привлекаемых для проведения государственной геологической экспертизы, производится по нормам и расценкам, установленными Роскомнедрами.
Приложение 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом Комитета Российской
Федерации по геологии и
использованию недр
от 3 марта 1994 года N 41
Инструкция
о порядке проведения государственной экспертизы
геологических материалов территориальными комиссиями
по запасам полезных ископаемых
Настоящая Инструкция вводится в действие в соответствии с Положением о Комитете Российской Федерации по геологии и использованию недр, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.92 N 1017. Инструкция определяет основные требования к государственной экспертизе геологической информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр.
1. Общие положения
1.1. Государственная экспертиза геологической информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, (далее государственная геологическая экспертиза) проводится в целях создания условий для эффективного управления государственным фондом недр, их рационального и комплексного использования, а также определения платы и условий пользования недрами.
Государственная геологическая экспертиза предшествует принятию хозяйственных и иных решений по геологическому изучению, охране и использованию недр или проводится с целью контроля и оценки эффективности либо точности исполнения ранее принятых решений.
1.2. Предоставление участков недр в пользование для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных, а в отдельных случаях и наземных сооружений разрешается только после проведения государственной геологической экспертизы информации о природных свойствах этих участков.
При одновременном предоставлении недр для геологического изучения и добычи полезных ископаемых разработка месторождений может быть начата до проведения государственной геологической экспертизы при условии, что это предусмотрено лицензионным соглашением.
Указанная норма применяется для небольших и сложных по своим природным свойствам месторождений (россыпные месторождения золота, олова, месторождения оптического и камнесамоцветного сырья и подземных вод) и других, добычные работы на которых экономически целесообразно проводить одновременно с геологическим изучением, либо для тех объектов, оценка запасов которых в силу их природных свойств требует проведения опытно-эксплуатационных работ.
1.3. Государственная геологическая экспертиза информации о запасах полезных ископаемых и иных свойств недр проводится в связи с рассмотрением:
состояния и перспектив развития работ по формированию минерально-сырьевой базы и использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства (реконструкции) горнодобывающих предприятий, подземных сооружений для захоронения промышленных отходов, нефтегазохранилищ и других объектов, а также ответственных наземных сооружений промышленного и гражданского назначения (ГЭС, АЭС, каналов и др.);
проектов лицензионных соглашений и условий предоставления недр в пользование, а также в случае необходимости пересмотра ранее определенных показателей, вследствие установленного в процессе геологического доизучения и эксплуатации объектов несоответствия этих показателей проектным или лицензионным;
проектов комплексных схем использования и охраны природных ресурсов в части, относящейся к использованию и охране недр, в том числе проектов использования вторичного техногенного сырья, накопленного в отвалах горнодобывающего и перерабатывающего производств;
вопросов формирования федерального резервного фонда месторождений полезных ископаемых и включения запасов полезных ископаемых по отдельным месторождениям в этот фонд;
состояния и эффективности использования запасов минерального сырья и участков недр, предназначенных для целей, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;
материалов о денежных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
споров и разногласий по вопросам геологического изучения, охраны и использования ресурсов недр, а также по вопросам использования информации о недрах.
1.4. Основной задачей государственной геологической экспертизы является анализ и оценка соответствия геологических и других материалов, содержащих информацию о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, установленным стандартам (правилам, нормам), современному уровню научно-технического прогресса и возможности использования этих материалов в намеченных целях.
1.5. В соответствии с основной задачей государственная геологическая экспертиза оценивает:
достоверность данных о количестве, качестве, составе, технологических и иных свойствах запасов полезных ископаемых, а также свойствах недр, определяющих возможность их использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
полноту и достоверность географо-экономических, геологических, горно-технических, гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических и иных условий освоения месторождений полезных ископаемых и участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей минерального сырья;
обоснованность выводов и предложений по оценке, охране и использованию недр, в том числе выводов и предложений о целесообразности и направлениях развития работ по расширению минерально-сырьевой базы, степени подготовленности запасов и участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей, для последующего геологического изучения или промышленного освоения, а также предложений по предоставлению недр в пользование;
результаты и качество поисковых, разведочных и иных работ по геологическому изучению и оценке недр, эффективность использования государственных и иных средств, направляемых на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
последствия, в том числе связанные с воздействием работ на окружающую среду, и условия реализации программ, проектов, технико-экономических обоснований и других документов, явившихся обоснованием для производства работ по геологическому изучению, охране и использованию недр;
эффективность использования разведанных запасов полезных ископаемых и участков недр, предназначенных для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также эффективность мер по ограничению вредного воздействия работ на недра и окружающую природную среду.
1.6. Объектами государственной геологической экспертизы являются все виды геологических и иных материалов, содержащих информацию о запасах полезных ископаемых и участках недр, пригодных для использования в целях, не связанных с разработкой месторождений, в том числе:
отчеты о результатах геолого-съемочных, поисково-разведочных, гидрогеологических и инженерно-геологических, научно-исследовательских, включая изыскания под строительство объектов промышленного и гражданского назначения, и других видов работ по геологическому изучению недр;
геологическая и горно-технологическая документация, полученная в процессе геологического изучения и использования недр, включая данные по эксплуатации месторождений полезных ископаемых и участков недр;
технико-экономические обоснования и проекты горнодобывающих предприятий и других объектов, сооружение которых связано с использованием недр;
проекты лицензионных соглашений на предоставление недр в пользование;
программы, (схемы) и проекты развития и проведения поисковых, разведочных, горнодобычных и иных видов работ, относящихся к геологическому изучению, охране и использованию недр.
1.7. Государственная геологическая экспертиза проводится с учетом назначения экспертизы, состава, полноты и детальности представляемых на экспертизу материалов, технической политики, осуществляемой органами государственной власти и управления в вопросах использования недр, существующей конъюнктуры на минеральное сырье и достижений научно-технического прогресса.
1.8. Государственная геологическая экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения и использования недр при условии, что представленные на экспертизу материалы позволяют дать объективную оценку основных параметров и экономического потенциала запасов полезных ископаемых или других свойств недр, соответствующую стадии их изучения.
2. Основные требования к информации о запасах
полезных ископаемых и иных свойств недр
Информация о запасах полезных ископаемых и участках недр, используемых в целях, не связанных с добычей минерального сырья, представляемая на государственную геологическую экспертизу, должна содержать все необходимые данные для оценки промышленного значения последствий, которые могут быть получены в результате хозяйственного освоения этих запасов и участков, в том числе:
2.1. Информация о разведанных запасах должна содержать:
сведения о географо-экономическом положении месторождения, климате, рельефе, гидрографической сети, транспортных и энергетических коммуникациях, населении и населенных пунктах, промышленном и сельскохозяйственном производстве, возможности использования местных ресурсов в процессе освоения и разработки месторождения (запасов);
данные о возможных потребителях основной и побочной продукции, которая может быть получена при вскрытии и разработке запасов полезных ископаемых, и возможном экономическом эффекте с учетом ожидаемых отрицательных последствий добычи и переработки на окружающую среду и затрат на выполнение природоохранных мероприятий;
данные о проведенных поисковых, разведочных, гидрогеологических и других работах, в том числе научно-исследовательских и проектно-изыскательских, состоянии геологической изученности месторождения и района, основных результатах этих работ и уровне их использования для оценки запасов и условий разработки месторождения;
сведения о геологическом строении месторождения, составе, возрасте, фациальной и формационной принадлежности вмещающих пород, их распространении, мощностях и условиях залегания, основных геологических структур (складчатых и разрывных) и других элементах геологического строения, оказывающих влияние на морфологию, состав и пространственное размещение запасов полезных ископаемых и условия их разработки;
сведения о горно-технических, гидрогеологических, инженерно-геологических и иных условиях эксплуатации месторождений полезных ископаемых, в том числе физико-механических свойствах пород, их устойчивости, возможности проявления суффузионных процессов и динамических ударов, газо- и взрывоопасности, динамике подземных вод и вероятных притоках в горные выработки, возможности использования этих вод для целей водоснабжения и о мерах по предотвращению развития процессов, которые могут осложнить отработку запасов полезных ископаемых;
данные о количестве, качестве и условиях залегания полезных ископаемых, в том числе сведения о составе и других свойствах полезного ископаемого, определяющих направления его использования, количестве, форме и размерах залежей, содержании основных и попутных компонентов, наличии и характере распределения вредных примесей;
данные опробования и результаты химических и других видов анализов пород и полезного ископаемого, включая данные внутреннего и внешнего контроля анализов;
сведения о наличии в пределах месторождения других видов полезных ископаемых и ценных компонентов, которые могут извлекаться попутно с основным полезным ископаемым и найти применение, а также о вмещающих породах, извлекаемых в процессе разработки месторождения, и их пригодности для промышленного использования (в качестве стройматериалов и др.);
сведения о технологической изученности полезного ископаемого, соответствии научно-методического уровня оценки технологических свойств полезного ископаемого современному уровню переработки аналогичного минерального сырья и принятым показателям, учтенным в ТЭО кондиций, степени учета комплексного характера руд, изученности возможности использования отходов и воздействии принятой технологии переработки полезного ископаемого на окружающую среду;
для разрабатываемых месторождений - результаты эксплуатационной деятельности, включая данные эксплуатационной (промысловой) разведки, в том числе о количестве и качестве извлекаемых запасов, потерях, разубоживании, извлечении основных и попутных компонентов при добыче и переработке, о соответствии подсчетным и проектным или лицензионным показателям, а также по использованию отходов добычи и переработки и экономические показатели добычи и переработки (себестоимость, прибыль и др.);
при значительном несоответствии фактических показателей добычи и переработки подсчетным и проектным или лицензионным, подтвержденном результатами эксплуатационной разведки, добычи и переработки, - сведения о размерах неподтверждения и причинах, следствием которых явилось это неподтверждение;
сведения о кондициях для подсчета запасов, включая основной и альтернативный варианты, влиянии каждого из вариантов на экономические показатели освоения месторождения;
данные подсчета запасов основных и попутно извлекаемых полезных ископаемых, а также вскрышных пород, раздельно по залежам и категориям запасов, типам и сортам, с приведением выполненных расчетов и определений всех параметров запасов (содержаний, мощностей, объемов и количества поправочных коэффициентов и др.);
сведения об источниках информации с указанием вида материала (документа), года публикации (составления) и принадлежности (авторство, организация), включая перечень первичной документации, а в необходимых случаях и саму документацию горных выработок, скважин и иных видов геологоразведочных, добычных и иных работ, связанных с изучением, оценкой, подготовкой к эксплуатации и собственно отработкой полезного ископаемого;
сведения о природоохранных и ресурсосберегающих мероприятиях, их назначении (задачах), способах организации и исполнения, ожидаемых затратах и эффективности.
2.2. Информация о прогнозных запасах полезных ископаемых должна включать:
2.2.1. Для прогнозных запасов в месторождениях полезных ископаемых:
сведения о месторождении, его расположении, состоянии изученности, геологическом строении, составе, морфологии и условиях размещения залежей полезного ископаемого в геологических структурах;
данные о структуре разведанных запасов, если таковые имеются, их количестве, качестве и технико-экономических показателях освоения;
результаты проведенных поисковых, геофизических, геохимических и других работ, на основании которых выполнена оценка прогнозных ресурсов, включая цифровые и аналоговые экстраполяции геологических данных, использованных для обоснования прогнозных построений, площадей и глубин распространения полезных ископаемых;
оценку прогнозных запасов (принципы оценки, обоснования контуров распространения, мощностей, содержаний и других подсчетных параметров);
общие сведения и соображения о горно-геологических, гидрогеологических, инженерно-геологических и других природных особенностях нахождения прогнозных запасов;
соображения о возможности и целесообразности промышленного освоения прогнозных запасов и дальнейшего их геологического доизучения.
2.2.2. Для прогнозных запасов вне месторождений полезных ископаемых (негеометризованные запасы):
сведения о территориальном размещении благоприятных формаций (рудоносных и иных), их распространенности и положении в геологических структурах, глубинах и формах залегания, особенностях состава и строения, стратиграфических, литологических и иных признаках выделения, характер отображений этих формаций в геофизических и геохимических полях;
сведения о предполагаемых формах концентрации полезного ископаемого и геологических обстановках, наиболее благоприятных для обнаружения запасов полезного ископаемого, литологических, петрографических, структурных и других факторах контроля оруденения;
соображения об ожидаемых типах и размерах месторождений, составе руд, принципы и методы определения этих параметров;
сведения о работах, на основе которых выполнены прогнозные оценки, и соображения о целесообразных направлениях дальнейшего геологического изучения прогнозируемых объектов.
2.3. Информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе наземных зданий и сооружений должна содержать:
сведения о географо-экономическом положении и условиях освоения (эксплуатации) участка;
характеристику сооружения, размещаемого на данном участке недр (его назначение, основные параметры, намечаемые сроки ввода и эксплуатации, технико-экономические и стоимостные показатели), и кроме того, для участков недр, предназначенных для размещения продукции и отходов, - сведения о конструкции приемных скважин и емкостей;
сведения о геологическом строении участка, составе, возрасте и условиях залегания горных пород, в зависимости от технических условий, определяемых назначением и свойствами сооружения, а также наличии полезных ископаемых, в том числе тех, которые могут быть использованы при сооружении объекта;
сведения о горно-геологических, горно-технических, гидрогеологических, инженерно-геологических и иных условиях эксплуатации сооружения, суффозионных и гидродинамических процессах, проявлениях внутреннего и поверхностного карста, динамике и возможных водопритоках и других процессах, которые могут оказывать влияние на показатели и условия эксплуатации сооружений;
результаты исследований физико-механических свойств пород, их химического состава и иных свойств в зависимости от технических условий, определяемых назначением и свойствами сооружения. По участкам недр, предназначенным для захоронения радиоактивных и высокотоксичных отходов, не поддающихся очистке, кроме того результаты оценки надежности водоупорных пород, используемых непосредственно для захоронения твердых отходов или изолирующих в плане и разрезе геологические образования, выбранные в качестве коллекторов для размещения стоков, а также совместимости вмещающих пород и закачиваемых (складируемых) отходов - приемистости коллекторов, скорости распространения и безопасности ореола закачиваемых стоков;
технико-экономическое обоснование целесообразности использования данного участка недр для строительства проектируемого сооружения;
данные о влиянии работ по эксплуатации сооружения и собственно сооружения на состояние недр и окружающей природной среды, а также мерах по предотвращению ущерба, оказываемого сооружением на недра и эту среду.
Полнота и детальность сведений, предоставление которых предусмотрено настоящим Положением, зависят от назначения экспертизы, сложности (природных свойств) объекта, характера и цели (назначения) работ, значения этих сведений для оценки объекта и обоснования его геолого-экономических и других показателей освоения и эксплуатации.
Содержащиеся в информации данные должны обеспечивать возможность проверки выводов и расчетов без личного участия авторов.
Текстовые, графические и табличные материалы, содержащие информацию о запасах полезных ископаемых и участках недр, предназначенных для использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, должны быть оформлены в соответствии с требованиями инструкций Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, Государственной комиссии Российской Федерации по запасам полезных ископаемых и правил ведения делопроизводства.
3. Основные требования к оформлению результатов
государственной геологической экспертизы
3.1. Результаты государственной геологической экспертизы оформляются в виде заключения, в котором отражаются основные особенности объекта, информация по которому подлежит государственной экспертизе, и дается оценка:
соответствия представленных материалов требованиям, установленным настоящей Инструкцией и другими нормативными актами;
полноты использования и достоверности результатов проведенных работ, а также достаточности последних для обоснования предлагаемого вида хозяйственной деятельности;
соответствия примененной или предлагаемой методики и технологии ведения работ природным особенностям и условиям нахождения объекта;
обоснованности содержащихся в представленных материалах построений, расчетов, оценок, выводов и заключений;
целесообразности и возможности применения информации для обоснования предлагаемого вида ее хозяйственного использования;
эффективности предлагаемых (или реализуемых) технических, инженерных, экономических, природоохранных и иных решений по геологическому изучению, оценке и промышленному освоению запасов полезных ископаемых и участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей минерального сырья.
3.2. Детальность освещения отдельных вопросов в процессе экспертизы определяется ее назначением, спецификой представленных материалов и природных свойств объекта, а также исходя из необходимости обеспечить обоснованные предложения по намеченным (предлагаемым) видам деятельности.
3.3. Заключение по экспертизе рассматривается на заседаниях территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых с привлечением заинтересованных организаций и лиц. Результаты рассмотрения оформляются протоколом, который является неотъемлемой частью заключения.
3.4. Разногласия, возникающие между организацией, преставившей материалы на экспертизу и территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых по оценке результатов экспертизы оформляются в виде приложения к протоколу заседания комиссии.
3.5. Заключение по экспертизе вместе с протоколом заседания территориальной комиссии по запасам направляется в организацию, представившую материалы на экспертизу, федеральный и территориальный геологические фонды и в местные органы исполнительной власти.
3.6. В случае выявившегося в процессе экспертизы несоответствия материалов установленным требованиям территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых возвращает эти материалы организации, их представившей, с мотивированным изложением причин, послуживших основанием для их возврата.
3.7. При несогласии с выводами экспертизы организация, представившая материалы, вправе поставить вопрос перед территориальной комиссией по запасам или Роскомнедрами о проведении повторной экспертизы.
3.8. При необходимости Роскомнедра вправе отменить решения, принятые территориальными комиссиями по вопросам государственной экспертизы информации о запасах и иных свойств недр и назначить повторную экспертизу.