Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/58834730.htm


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 3 декабря 1998 года N 817


Об утверждении Инструкции о порядке
организации и проведения служебной проверки
в таможенных органах Российской Федерации

(с изменениями на 28 января 2000 года)

____________________________________________________________________
    Настоящий приказ признан утратившим силу на основании приказа ГТК России от 24 августа 2001 года N 850.
    Приказ ГТК России от 24 августа 2001 года N 850 отменен в связи с отказом Минюста России в государственной регистрации на основании приказа ГТК России от 6 августа 2002 года N 842.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    приказом ГТК России от 23 декабря 1999 года N 910;
    приказом ГТК России от 28 января 2000 года N 67.
____________________________________________________________________

    

    Во исполнение требований пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 21.07.98 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и пункта 20 Дисциплинарного устава таможенной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.11.98 N 1396,

приказываю:

    1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации и проведения служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации (далее - Инструкция).

    2. Заместителям председателя ГТК России, начальникам управлений и самостоятельных отделов ГТК России, начальникам региональных таможенных управлений, таможен, руководителям организаций ГТК России, начальникам подразделений таможенных органов принять названную Инструкцию к неукоснительному исполнению.

    3. Настоящий приказ довести до сведения всех сотрудников таможенных органов и организаций ГТК России.

    Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Председатель Комитета
генерал-полковник таможенной службы
В.Г.Драганов


Приложение
к приказу ГТК России
от 03.12.98 N 817


ИНСТРУКЦИЯ
о порядке организации и проведения служебной
проверки в таможенных органах Российской Федерации

(с изменениями на 28 января 2000 года)



I. Общие положения

    1. Настоящая Инструкция определяет в соответствии с пунктом 20 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации порядок организации и проведения служебной проверки по фактам нарушения служебной дисциплины (далее - дисциплина) сотрудникам таможенных органов Российской Федерации.

    2. Служебная проверка - форма исполнения начальником таможенного органа Российской Федерации или организации, ГТК России (далее - начальник таможенного органа) должностных обязанностей, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее Федерального закона) и подпунктом 9 пункта 8 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации (далее - Дисциплинарный устав).

    3. Служебная проверка (далее - проверка) проводится в целях установления обстоятельств, причин и условий нарушения служебной дисциплины (далее - проступок), совершенного сотрудником таможенного органа (далее - сотрудник) или чрезвычайного происшествия в таможенном органе (далее - чрезвычайное происшествие), а также для выяснения обстоятельств и цели указания недостоверных данных в личных рекомендациях кандидатов, оформляемых на службу в таможенные органы (пункт дополнен приказом ГТК России от 23 декабря 1999 года N 910 - см. предыдущую редакцию).

    4. Задачами проверки являются:

    1) установление обстоятельств, причин и условий совершения проступка или чрезвычайного происшествия;

    2) установление конкретного сотрудника, совершившего проступок и других причастных к его совершению лиц;

    3) определение степени виновности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей конкретными сотрудниками;

    4) выработка предложений о мере дисциплинарной или иной ответственности сотрудника, совершившего проступок;

    5) выработка рекомендаций по организации и проведению мероприятий предупредительно-профилактического характера, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению проступка (чрезвычайного происшествия).

    5. В ходе проверки в порядке, определенном настоящей Инструкцией, осуществляется гласный сбор и документальное оформление сведений, относящихся к проступку (чрезвычайному происшествию), в том числе:

    1) устанавливается, действительно ли имел место проступок (чрезвычайное происшествие), время, место, обстоятельства, при которых он был совершен;

    2) цели и мотивы совершения проступка (чрезвычайного происшествия);

    3) наличие вины в действиях либо бездействии конкретных сотрудников и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими сотрудниками;

    4) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного сотрудника;

    5) личные и деловые качества сотрудника, совершившего проступок (чрезвычайное происшествие);

    6) причины и условия, которые способствовали совершению проступка;

    7) характер и размер ущерба, причиненного сотрудником, совершившим проступок.

    6. Начальник таможенного органа при расследовании уголовного дела, возбужденного в отношении его сотрудника, обязан, одновременно с ходом расследования, организовать по месту службы проведение служебной проверки (пункт в редакции приказа ГТК России от 23 декабря 1999 года N 910 - см. предыдущую редакцию).

    7. Руководящий состав таможенного органа использует материалы проверки и рекомендации по ее результатам в своей повседневной деятельности в целях укрепления дисциплины подчиненных сотрудников, профилактике и недопущению проступков и чрезвычайных происшествий.


II. Организация проверки

    8. Поводом для назначения проверки являются:

    1) сведения о чрезвычайном происшествии - согласно перечню происшествий в таможенной системе Российской Федерации, определенному приказами ГТК России от 09.08.95 N 488 и от 17.09.97 N 557;

    2) совершение сотрудником однократного грубого нарушения дисциплины, предусмотренного пунктом 18 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации;

    3) факт нарушения дисциплины сотрудником, изложенный в представлении, сообщении (ориентировке) органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, другого государственного органа или его должностного лица, а также сведения содержащиеся в публикациях средств массовой информации, в письмах, заявлениях юридических или физических лиц;

    4) в иных случаях - по усмотрению начальника таможенного органа.

    9. Начальник таможенного органа, оценив сведения о характере проступка (чрезвычайном происшествии) и установив повод для проведения проверки, обязан принять незамедлительные меры к организации ее проведения в отношении подчиненных сотрудников.

    Заместитель председателя ГТК России - назначает проведение проверки в отношении сотрудников курируемых подразделений центрального аппарата ГТК России.

    10. Проверка должна быть начата не позднее 3 дней с момента получения информации, которая явилась поводом для ее назначения, и закончена, как правило, не позднее 20 дней со дня ее назначения, если иной срок не установлен начальником таможенного органа.

    В отдельных случаях (отсутствие лиц или документов, которые могут существенно повлиять на результаты и выводы проверки, необходимость получения информации из другого таможенного органа, отдаленных населенных пунктов, пребывание сотрудника, в отношении которого проводится проверка, в отпуске или его болезнь, а также в других случаях) срок проведения проверки на основании приказа начальника таможенного органа может быть продлен, но не более чем на один месяц.

    11. Начальник таможенного органа в зависимости от обстоятельств совершения проступка может поручить проведение проверки конкретному сотруднику или группе сотрудников (далее - комиссия).

    Сотрудник (председатель комиссии) при проведении проверки действует от имени начальника, который ее назначил.

    12. Сотрудник, совершивший проступок, приказом начальника таможенного органа в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Федерального закона может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей.

    13. Временное отстранение от исполнения должностных обязанностей сотрудника, входящего в номенклатуру назначения начальника вышестоящего таможенного органа, производится по согласованию с указанным руководителем.

    14. Сотрудник, временно отстраненный от исполнения должностных обязанностей, находится в распоряжении непосредственного начальника или начальника того структурного подразделения таможенного органа, которому он подчинен в приказе об отстранении.

    15. При временном отстранении сотрудника от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие его несанкционированный доступ к табельному боевому оружию, специальным средствам, средствам вычислительной техники и оргтехники, служебным документам и материалам (пункт дополнен приказом ГТК России от 23 декабря 1999 года N 910 - см. предыдущую редакцию).
    
    16. Проверка проводится на основании приказа (письменного указания или распоряжения) начальника таможенного органа, в котором указываются (абзац в редакции приказа ГТК России от 23 декабря 1999 года N 910 - см. предыдущую редакцию):

    1) повод для проведения проверки, сведения о проступке или о чрезвычайном происшествии, должность сотрудника, в отношении которого проводится проверка, его специальное звание, фамилия, имя, отчество;

    2) в случае временного отстранения сотрудника от исполнения должностных обязанностей - дата отстранения и на какой срок;

    3) должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, уполномоченного провести проверку (или состав комиссии, ее председатель);

    4) срок представления начальнику таможенного органа материалов проверки и заключения по ее результатам.

    17. Для проведения проверки в состав комиссии в зависимости от специфики совершенного проступка (чрезвычайного происшествия) включаются сотрудники Управления кадровой службы, Управления организации таможенной службы, Управления безопасности, Правового управления, Регионального таможенного управления по борьбе с таможенными правонарушениями или сотрудники аналогичных структурных подразделений таможенных органов на местах (абзац в редакции приказа ГТК России от 23 декабря 1999 года N 910 - см. предыдущую редакцию).

    При необходимости в состав комиссии могут включаться сотрудники других структурных подразделений таможенного органа.

    18. Работу комиссии организует и направляет ее председатель, который несет ответственность за соблюдение сроков, полноту и объективность проведения проверки.

    19. Взаимодействие сотрудников при проведении проверки осуществляется в соответствии с "Временным порядком взаимодействия между структурными подразделениями центрального аппарата ГТК России, а также внутри других таможенных органов по предупреждению происшествий", утвержденным приказом ГТК России от 09.08.95 N 488.

    20. В компетенцию Управления собственной безопасности и его подразделений на местах входит проведение проверок по фактам (абзац в редакции приказа ГТК России от 23 декабря 1999 года N 910 - см. предыдущую редакцию):

    1) преступного посягательства в отношении сотрудника таможенного органа (членов его семьи) в связи с исполнением должностных обязанностей;

    2) возбуждения уголовного дела в отношении сотрудника;

    3) нападения на таможенные объекты, а также попыток агентурного внедрения преступных структур или несанкционированного технического (электронного) проникновения в таможенный орган;

    4) хищения (утраты) в таможенных органах боевого оружия, боеприпасов к ним или специальных средств, а также секретной или конфиденциальной информации, защита которой отнесена к компетенции Управления безопасности и его подразделений на местах;

    5) несоблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудником подразделения безопасности таможенного органа.

    21. Координация взаимодействия между подразделениями при проведении проверок возлагается на Главное управление кадров и кадровые аппараты таможенных органов на местах (пункт в редакции приказа ГТК России от 23 декабря 1999 года N 910 - см. предыдущую редакцию).

    22. Приказ (письменное распоряжение) начальника таможенного органа о назначении проверки - основание для получения сотрудником, проводящим проверку (членами комиссии), объяснений в письменном виде на имя начальника таможенного органа от сотрудников по вопросам, относящимся к проверке, ознакомления с документами таможенного органа (либо их изъятие), имеющими отношение к совершенному проступку (чрезвычайному происшествию), истребования их копий, а также получения заключений от специалистов по конкретным вопросам таможенного дела.

    23. В состав комиссии для проведения проверки не привлекается:

    1) сотрудник, совершивший проступок, по которому проводится проверка;

    2) родственник сотрудника, в отношении которого проводится проверка, или имеющий с последним дружеские (неприязненные) отношения сотрудник;

    3) сотрудник, прямо подчиненный по службе сотруднику, в отношении которого проводится проверка.

    24. Сотрудник (председатель комиссии), проводящий проверку имеет право:

    1) вызывать сотрудников, а также приглашать граждан и получать от них на имя начальника, назначившего служебную проверку, письменные объяснения или иную информацию по существу проводимой проверки;

    2) знакомиться с соответствующими документами таможенного органа, в случае необходимости приобщать их (или копии) к материалам проверки (в других организациях ознакомление с документами и снятие с них копий осуществляется с разрешения их руководителя);

    3) требовать от сотрудников таможенного органа предоставления документов или информации, относящейся к проводимой проверке, для ознакомления с ними или приобщения к материалам проверки;

    4) привлекать по согласованию с начальником таможенного органа сотрудников (работников) в качестве экспертов или для выполнения в пределах их компетенции разовых поручений в интересах проверки;

    5) получать консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;

    6) готовить проекты поручений или запросов в другие таможенные органы о предоставлении необходимой информации или выяснении обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проверки;

    7) выезжать на место совершения проступка (чрезвычайного происшествия);

    8) документально оформлять сведения о совершении проступка (чрезвычайного происшествия) и фиксировать его место:

    - исполнять схемы места совершения проступка (чрезвычайного происшествия), фотографировать его, а также производить видеозапись;

    - составлять справки по содержанию изученных в ходе проверки документов, которые не представляется возможным приобщить к материалам проверки;

    - производить фотографирование, аудио- и видеозапись с согласия сотрудников и других лиц, дающих объяснения;

    - составлять справки об осмотре служебных документов и предметов;

    - временно изымать служебные документы или имущество таможенного органа.

    25. Временное изъятие служебных документов или имущества производится по акту, первый экземпляр которого передается сотруднику, ответственному за их хранение под расписку о получении акта. Второй экземпляр акта вместе с документами приобщаются к материалам проверки. В акте также указывается, где хранится изъятое имущество или кому из сотрудников оно передано под ответственное хранение.

    26. Истребование документов (или их копий) из государственных органов, от юридических и физических лиц производится сотрудником, проводящим проверку на основании запроса начальника таможенного органа.

    27. На основании письменного запроса сотрудника, проводящего проверку, непосредственный начальник сотрудника, в отношении которого проводится проверка, обязан в установленные в запросе сроки представить на последнего служебную характеристику.

    28. Сотрудник (председатель комиссии), проводящий проверку, обязан:

    1) руководствоваться требованиями настоящей Инструкции;

    2) ознакомить сотрудника, в отношении которого проводится проверка, с приказом, являющимся основанием для проведения проверки, и требованиями настоящей Инструкции;

    3) соблюдать права и свободы человека и гражданина;

    4) принять все меры, необходимые для всестороннего, объективного изучения и документального оформления сведений о всех обстоятельствах проступка (чрезвычайного происшествия) и сотрудниках, причастных к его совершению;

    5) рассматривать и приобщать к материалам проверки заявления, относящиеся к проверке и поступающие при ее проведении;

    6) обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов проверки, не разглашать ее результаты до утверждения начальником таможенного органа заключения о результатах проверки, а также принимать необходимые меры по соблюдению требований режима секретности (подпункт дополнен приказом ГТК России от 23 декабря 1999 года N 910 - см. предыдущую редакцию);

    7) незамедлительно письменно информировать начальника таможенного органа о нарушениях законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов ГТК России, установленных в ходе проверки;

    8) составить по итогам работы заключение о результатах проверки;

    9) выработать предложения о мере дисциплинарной, материальной и иной ответственности виновного сотрудника и мерах по профилактике проступка (чрезвычайного происшествия);

    10) представить начальнику таможенного органа в установленные сроки материалы и заключение о результатах проверки.

    29. Сотрудник (председатель комиссии), на которого возложено проведение проверки, проводит необходимую подготовительную работу, которая может включать в себя:

    1) разработку плана проведения проверки;

    2) изучение законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, подлежащим выяснению в ходе проверки;

    3) изучение документов таможенного органа и личных дел сотрудников, имеющих отношение к проступку (чрезвычайному происшествию);

    4) анализ данных о состоянии служебной дисциплины, изучение материалов предыдущих проверок;

    5) другие мероприятия в зависимости от конкретных обстоятельств совершения проступка (чрезвычайного происшествия).

    30. Начальник таможенного органа при необходимости утверждает план проведения проверки, инструктирует сотрудника (председателя комиссии) по конкретным вопросам, подлежащим выяснению в ходе ее проведения.

    31. Начальник таможенного органа обязан обеспечить полноту и объективность проверки, соблюдение законности при ее проведении, оказывать всяческое содействие комиссии в предоставлении необходимой информации и создании условий для ее работы, а также своевременно информировать о ходе и результатах проверки начальника вышестоящего таможенного органа (пункт в редакции приказа ГТК России от 23 декабря 1999 года N 910 - см. предыдущую редакцию).


III. Порядок проведения проверки

    32. В ходе проверки устанавливаются и документально оформляются сведения, относящиеся к проступку (чрезвычайному происшествию), указанные в пункте 5 настоящей Инструкции в целях решения задач, определенных пунктом 4 настоящей Инструкции.

    33. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

    1) давать письменные объяснения с изложением своего мнения по поводу совершенного проступка, заявлять о доказательствах по существу своего объяснения;

    2) требовать приобщения к материалам проверки представляемых им документов и материалов;

    3) подать заявление об отводе сотрудника от проведения проверки, с конкретными доводами, объясняющими отвод.

    4) Ознакомиться в случае установления нарушений в его действиях по окончании проверки с ее материалами и заключением о результатах проверки, что удостоверяется подписью сотрудника, в отношении которого проводилась проверка, на заключении о результатах проверки. В случае отказа от ознакомления с заключением или от подписи сотрудник, проводивший проверку, составляет акт.

    34. Сотрудник, проводящий проверку, непосредственно получает письменные объяснения от сотрудника, совершившего проступок. По требованию сотрудника, проводившего проверку, письменные объяснения обязаны представить и другие сотрудники, имеющие отношение к проступку (чрезвычайному происшествию).

    35. При необходимости вопросы, по которым даются объяснения, могут задаваться сотрудником, проводящим проверку, в письменной форме.

    36. После получения письменного объяснения сотрудник, проводящий проверку, обязан в этом документе сделать запись о дате, времени и месте получения объяснения и указать свои должность, специальное звание, фамилию, имя и отчество, скрепив запись своей подписью.

    37. В случае отказа сотрудника от письменных объяснений составляется акт, в котором указываются:

    1) место, день и время составления акта;

    2) должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество сотрудника, составившего акт, и сотрудников, которые присутствовали при отказе от письменных объяснений;

    3) содержание причин отказа сотрудника от письменных объяснений, которые излагаются в произвольной форме.

    Акт подписывается сотрудником, составившим его и двумя членами комиссии, либо другими сотрудниками, которые присутствовали при отказе от письменных объяснений (Приложение N 1).

    38. По завершении проверки сотрудник (председатель комиссии) составляет заключение о результатах служебной проверки (далее заключение), в котором излагаются:

    1) основание и повод проведения проверки, должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество, сотрудника (состав комиссии), ее проводившего;

    2) сведения о времени, месте, обстоятельствах совершения проступка (чрезвычайного происшествия);

    3) сведения о сотруднике, совершившем проступок (должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество, год рождения, образование, время службы в таможенных органах, в занимаемой должности) и других лицах, причастных к совершению проступка (чрезвычайному происшествию);

    4) мотивы и цели совершения сотрудником проступка (какие конкретно требования законов Российской Федерации, нормативных правовых актов ГТК России нарушены), степень виновности сотрудника;

    5) причины и условия совершения проступка (чрезвычайного происшествия);

    6) причинную связь проступка с должностными обязанностями сотрудника;

    7) предложения о дисциплинарной ответственности виновных сотрудников;

    8) данные о характере и размерах причиненного ущерба, предложения о порядке его возмещения;

    9) предложения о проведении с сотрудниками таможенного органа необходимых воспитательно-профилактических мероприятий.

    39. В тексте заключения даются ссылки на соответствующие страницы материала проверки.

    Заключение подписывается сотрудником, проводившим проверку (членами комиссии) и утверждается начальником таможенного органа.

    40. При несогласии с выводами или с содержанием отдельных положений заключения член комиссии, подписав заключение приобщает к нему свою объяснительную записку, в которой излагает свое особое мнение.

    41. Материал проверки формируется в дело, в которое приобщаются:

    1) документ (или его копия), содержащий сведения, послужившие поводом для назначения проверки;

    2) копия приказа о назначении проверки;

    3) объяснения сотрудников и иных лиц;

    4) первичные документы (подлинники или ксерокопии);

    5) справочные материалы;

    6) служебная характеристика на сотрудника, в отношении которого проводилась проверка;

    7) другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам;

    8) заключение о результатах проверки;

    9) копия приказа по результатам проведения проверки (если приказ издавался);

    10) копия ответа автору заявления о результатах проверки и принятых мерах.

    Материал проверки нумеруется постранично, прошнуровывается и по нему составляется опись, которая заверяется сотрудником (председателем комиссии), проводящим проверку.

    42. Копия заключения по результатам служебной проверки приобщается к личному делу сотрудника, в отношении которого она проводилась, и направляется в подразделение собственной безопасности таможенного органа для использования по службе.

    43. Если в ходе проверки или по ее результатам будет обнаружено, что сотрудник совершил действия, указывающие на признаки преступления, начальник таможенного органа обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания или предварительного следствия.

    44. Сотрудник, проводивший проверку, подготавливает по ее результатам проект приказа, как правило, совместно с уполномоченными на то сотрудниками кадровой и юридической служб таможенного органа.

    45. Начальник таможенного органа незамедлительно, но не позднее 3 дней, после утверждения заключения о результатах служебной проверки, проведение которой находится на контроле вышестоящего начальника таможенного органа, направляет последнему копии заключения и соответствующего приказа.

    46. Материалы служебной проверки предоставляются для ознакомления только с разрешения начальника, назначившего ее проведение, по запросу органов прокуратуры или в иных случаях по решению начальника таможенного органа.

    47. По завершении проверки ее материалы хранятся в кадровых подразделениях в течение 3 лет, после чего подлежат уничтожению в установленном порядке (пункт в редакции приказа ГТК России от 28 января 2000 года N 67  - см. предыдущую редакцию).



Приложение 1
к Инструкции о порядке организации и
проведения служебной проверки в
таможенных органах Российской Федерации

____________________________________________________________________
                (наименование таможенного органа)

г.Нск                                   "___" _____________ 199__ г.

АКТ

    Мною___________________________________________________________
             (должность, специальное звание, ф.и.о.)

составлен настоящий акт о нижеследующем:

сегодня __________________в ________________________________________
        (время)            (указать место, в том числе N служебного
                                        кабинета)

в присутствии_______________________________________________________
         (указать должность, специальные звания, ф.и.о.сотрудников)

____________________________________________________________________

сотрудник___________________________________________________________
             (должность, специальное звание, ф.и.о.)

отказался от предоставления письменных объяснений___________________
                                                    (указать
__________________________________________. Свой отказ от письменных
      существо вопроса)
объяснений ___________________мотивировал:__________________________
             (ф.и.о.)
____________________________________________________________________
 (в произвольной форме изложить причины отказа от предоставления

____________________________________________________________________
                           объяснений)

____________________________________________________________________

Содержание данного акта подтверждаем личными подписями

______________________________ подпись __________________________
(должность, спец.звание)        дата       (инициалы, фамилия)

______________________________ подпись ___________________________
(должность, спец.звание)        дата       (инициалы, фамилия)

                        Настоящий акт составили
____________________________ подпись ___________________________
(должность, спец.звание)      дата         (инициалы, фамилия)



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений