ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2002 года Дело N А21-2483/02-С1
[Кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о правомерности действий таможни по проверке таможенных деклараций истца и осуществления таможенного контроля после выпуска товаров, поскольку эти действия совершены в соответствии с требованиями таможенного законодательства и в сроки, установленные ТК РФ]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Бухарцева С.Н., судей Хохпова Д.В., Закордонской Е.П., при участии от ОАО "СПИ-РВВК" Паршикова В.М. (доверенность от 09.09.2002 N 1141) и Бойченко С.И. (доверенность от 09.09.2002 N 1137), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "СПИ-РВВК" на решение от 30.05.2002 (судьи: Приходько Е.Ю., Сергеева И.С., Можегова Н.А.) и постановление апелляционной инстанции от 31.07.2002 (судьи: Карамышева Л.П., Лобанова Е.А., Шкутко О.Н.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-2483/02-С1, установил:
Открытое акционерное общество "СПИ-РВВК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Калининградской таможне (далее - таможня) о признании незаконными действий таможни по приостановлению таможенного оформления экспортных грузов, заявленных по девяти грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД): NN 10205030/180202/0004640, 10205030/180202/0004641, 10205030/180202/0004643-10205030/180202/0004649, а также действий по запрещению выпуска экспортных грузов, заявленных по трем ГТД: NN 10205030/040202/0004179, 10205030/040202/0004180, 10205030/040202/0004181.
Решением суда от 30.05.2002 действия таможни, выразившиеся в запрещении выпуска экспортных грузов по трем ГДТ, признаны недействительными. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.07.2002 решение суда в части признания недействительными действий таможни, выразившихся в запрещении выпуска экспортных грузов по трем ГТД, отменено и в удовлетворении иска в этой части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении иска как незаконные и иск удовлетворить. По мнению подателя жалобы, судом дана неправильная правовая оценка, повлекшая несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела.
В отзыве на кассационную жалобу таможня, указывая на законность постановления апелляционной инстанции, просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы.
Таможня о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, общество 14.02.2002 подало в таможню три ГТД для оформления товара (алкогольной продукции) в режиме экспорта. Названные ГТД приняты таможней и 16.02.2002 на ГТД таможней поставлен штамп "выпуск разрешен".
В связи с поступлением телетайпограммы Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК Российской Федерации) от 12.02.2002 об усилении контроля за экспортом алкогольной продукции, в частности за законностью использования товарных знаков на алкогольную продукцию, выпуск товара по указанным трем ГТД 20.02.2002 таможней запрещен для проведения дополнительной проверки.
На основании телетайпограммы ГТК Российской Федерации от 12.02.2002 в период таможенного оформления алкогольной продукции по девяти ГТД, поданным 18.02.2002, таможня 19.02.2002 уведомила общество о необходимости представить лицензионный договор с Минсельхозпродом России. Указанный договор обществом не представлен. Тем не менее, 28.02.2002 таможней дано разрешение на вывоз груза по девяти ГТД.
На основании информации Калининградской таможни прокуратурой Калининградской области по факту незаконного использования товарных знаков при оформлении экспорта алкогольной продукции в отношении общества 27.02.2002 возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 180 УК Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 10 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации) таможенные органы должны пресекать незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности. В статье 20 ТК Российской Федерации указано, что вывоз из Российской Федерации отдельных товаров может быть запрещен исходя из соображений защиты права собственности, в том числе защиты интеллектуальной собственности.
Право таможни требовать и проверять документы, необходимые для таможенного контроля, в том числе лицензионный договор, предусмотрено статьями 180 и 182 ТК Российской Федерации.
Согласно статье 193 ТК Российской Федерации вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств таможенный контроль за ними может проводиться в любое время, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации. В указанном случае таможенные органы Российской Федерации вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами. Проверка может проводиться в местах нахождения декларанта, любого иного лица, прямо или косвенно имеющего отношение к указанным операциям или владеющего необходимыми документами.
Следовательно, вне зависимости от выпуска товаров, таможенный контроль этого товара может проводиться в любое время. Кроме того, пунктом 9 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств, утвержденного приказом ГТК Российской Федерации от 16.07.2001 N 672, предусмотрено, что продолжительность проведения таможенного контроля после выпуска товаров составляет не более 10 дней.
Статьей 194 ТК Российской Федерации предусмотрено, что проверка таможенной декларации, документов и досмотр товаров и транспортных средств осуществляются таможенным органом Российской Федерации не позднее десяти дней с момента принятия таможенной декларации и представления всех необходимых для таможенных целей документов и сведений.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о правомерности действий таможни по проверке таможенных деклараций общества и осуществления таможенного контроля после выпуска товаров, поскольку эти действия совершены в соответствии с требованиями таможенного законодательства и в сроки, установленные ТК Российской Федерации.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калининградской области от 31.07.2002 по делу N А21-2483/02-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "СПИ-РВВК" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.Бухарцев
Судьи
Д.В.Хохлов
Е.П.Закордонская
Текст документа сверен по:
рассылка