Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/780102501.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2001 года Дело N 977/5-к


[Иск о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей был удовлетворен, так как согласно ст.6 ТК РФ если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ТК РФ, то применяются правила международного договора]


   

     Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А. И. судей: Масловой О. П., Шутиковой Т. В. без участия представителей сторон, рассмотрев в заседании кассационную жалобу Ивановской таможни на решение от 22.06.01 и постановление апелляционной инстанции от 23.07.01 по делу N 977/5-к Арбитражного суда Ивановской области (судьи: Чижикова Т. Е., Борисова В. Н., Газиева Ф. А., Герасимов В. Д., Голиков С. Н., Муравьев И. К.), установил:

     общество с ограниченной ответственностью "Ивановская текстильная корпорация" (далее - ООО "Ивановская текстильная корпорация") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Ивановской таможне о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей от 04.06.01 N 16 о взыскании с предприятия 605 179 рублей 60 копеек.

     Решением от 22.06.01 иск удовлетворен.

     Постановлением апелляционной инстанции от 23.07.01 решение оставлено без изменения.

     Не согласившись с принятыми судебными актами, Ивановская таможня обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Ивановской области.

     Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно статья 30 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Федеральный закон от 24.03.01 N 31-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле", пункт 1 Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.06.01 N 542 "О мерах по усилению таможенного контроля в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств - участников СНГ".

     По мнению заявителя, таможенный орган правомерно осуществлял с 01.04.01 взыскание налога на добавленную стоимость с товаров, ввозимых из Азербайджана.

     ООО "Ивановская текстильная корпорация" в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразило, указав, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об уплате налога на добавленную стоимость на момент принятия судебных актов не было официально опубликовано, поэтому требование таможенного органа о взыскании этого налога являлось незаконным.

     Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.

     Правильность применения Арбитражным судом Ивановской области норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Как следует из материалов дела, ООО "Ивановская текстильная корпорация" по контракту от 10.11.2000 N К-12/00, заключенному с фирмой "Кюрдамир-Памбыг" (Азербайджан), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации 89 029 килограммов хлопкового волокна. Данный груз 18.04.01 продекларирован в Ивановской таможне по грузовой таможенной декларации N 13501/180401/000000195 в режиме "выпуск в свободное обращение" без уплаты таможенных платежей.

     04.06.01 Ивановская таможня направила ООО "Ивановская текстильная корпорация" требование об уплате таможенных платежей N 16 на сумму 605 179 рублей 60 копеек, согласно которому с налогоплательщика взыскивался налог на добавленную стоимость по заявленной декларации ввиду вступления в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29.11.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле". Данное Соглашение ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 24.03.01 N 31-ФЗ.

     Не согласившись с требованием таможенного органа, налогоплательщик обратился с иском в арбитражный суд.

     Арбитражный суд Ивановской области, удовлетворяя иск, исходил из того, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов в Собрании законодательства Российской Федерации не было официально опубликовано.

     Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов.

     29.11.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики заключено Соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле. Данное Соглашение ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 24.03.01 N 31-ФЗ.

     В соответствии со статьей 9 Соглашения оно вступает в силу с 1 января 2001 года.

     Статьей 4 названного Соглашения предусмотрено, что товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной стороны и вывозимые с таможенной территории государства другой стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством.

     В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и в случае, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного права.

     Согласно статье 6 Таможенного кодекса Российской Федерации если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом и иными актами законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

     Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные положения и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации "О международных договорах Российской Федерации" вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации. Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально опубликовываются по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации также в Бюллетене международных договоров (пункт 2 статьи 30 Закона).

     Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 11.01.93 N 11 "О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации" установлено, что вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат официальному опубликованию в ежемесячном "Бюллетене международных договоров" издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях также в газете "Российские вести".

     Таким образом, международный договор Российской Федерации должен доводиться до всеобщего сведения путем опубликования. Арбитражный суд применяет вступившие в силу и должным образом доведенные до всеобщего сведения международные договоры Российской Федерации - международно-правовые соглашения, заключенные Российской Федерацией с иностранным(и) государством(ами).

     Аналогичная позиция содержится в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 8 "О действии международных договоров в Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса".

     В спорном случае Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29.11.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле" не было еще в июне 2001 года опубликовано или иным образом доведено до всеобщего сведения.

     Учитывая изложенное, Арбитражный суд Ивановской области правомерно посчитал, что требование таможенного органа от 04.06.01 N 16 об уплате таможенных платежей (налога на добавленную стоимость) в сумме 605 179 рублей 60 копеек являлось недействительным.

     Вопрос о взыскании расходов по кассационной жалобе не рассматривался в связи с освобождением таможенного органа от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

     Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа  постановил:

     решение от 22.06.01 и постановление апелляционной инстанции от 23.07.01 Арбитражного суда Ивановской области по делу N 977/5-к оставить без изменения, а кассационную жалобу Ивановской таможни - без удовлетворения.

     Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

    

Председательствующий
А.И.Чиграков

Судьи
О.П.Маслова
Т.В.Шутикова


    
    

Текст документа сверен по:
файл-рассылка