ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2002 года Дело N А19-9883/01-26-ФО2-502/2002-С1
[В случае выявления обстоятельств, указанных в ст.374 ТК РФ, вышестоящий таможенный
орган может отменить постановление таможни по делу о нарушении таможенных
правил и направить дело на новое рассмотрение]
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Гуменюк Т.А., судей: Борисова Г.Н., Косачевой О.И., при участии в судебном заседании представителей Сибирского таможенного управления Ивановой С.О. (доверенность N 01-60/91 от 04.01.2002), Иркутской таможни Титаренко Ю.П. (доверенность N 9 от 14.01.2002), открытого акционерного общества "Усольехимпром" Каморных Л.Ю. (доверенность N 16-5 от 15.02.2002), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Сибирского таможенного управления на решение от 24 декабря 2001 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9883/01-26 (суд первой инстанции: Копылова В.Ф., Стрижова Т.Ю., Кузнецова Л.А.), установил:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Усольехимпром" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о признании недействительным постановления Сибирского таможенного управления от 16.08.2001 об отмене постановления Иркутской таможни по делу о нарушении таможенных правил и направлении дела на новое рассмотрение.
Решением суда от 24 декабря 2001 года иск удовлетворен.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением суда, Сибирское таможенное управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой указано, что территориально обособленным подразделением Сибирского таможенного управления решение об отмене постановления Иркутской таможни было принято в строгом соответствии с действующим законодательством, а именно в соответствии со статьями 284, 373, 374, 237, 320 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которым вышестоящий таможенный орган в порядке ведомственного контроля обязан отменить постановления о наложении взыскания, принятые не в соответствии с требованиями таможенного законодательства. Принимая решение от 24 декабря 2001 года по делу N А19-9883/01-26, суд поставил под сомнение задачи и функции вышестоящего органа по осуществлению им ведомственного контроля.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить решение суда, принятое по настоящему делу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Сибирского таможенного управления от 16.08.2001 в связи с односторонностью и неполнотой рассмотрения материалов дела на основании пункта 1 статьи 374 Таможенного кодекса Российской Федерации отменено постановление Иркутской таможни по делу о нарушении таможенных правил N 02400-1298/00 от 20.06.2001, в соответствии с которым ОАО "Усольехимпром" привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1 % стоимости товаров, являющихся непосредственным объектом правонарушения, что составило 65 449 рублей 80 копеек. Дело о нарушении таможенных правил N 02400-1298/00 в соответствии с пунктом 2 статьи 373 Таможенного кодекса Российской Федерации направлено в Иркутскую таможню на новое рассмотрение.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из того, что при вынесении постановления по делу о нарушении таможенных правил N 02400-1298/00 от 20.06.2001 Иркутской таможней были исследованы и дана оценка как смягчающим, так и отягчающим вину обстоятельствам, с их учетом применена статья 239 Таможенного кодекса Российской Федерации и определена мера взыскания за совершение правонарушения, предусмотренная статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации. Вышестоящий орган не вправе был давать иную оценку отягчающим обстоятельствам и направлять дело на новое рассмотрение для применения меры ответственности по одним и тем же документам.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы Арбитражного суда Иркутской области не соответствующими закону.
В соответствии со статьей 248 Таможенного кодекса Российской Федерации соблюдение требований законодательства при применении мер взыскания за нарушение таможенных правил обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и их должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, а также другими предусмотренными законодательством Российской Федерации способами.
Статьей 373 Таможенного кодекса Российской Федерации закреплено право вышестоящего таможенного органа рассматривать в порядке контроля постановления по делам о нарушении таможенных правил.
Рассматривая принятое постановление в порядке контроля, вышестоящий таможенный орган обязан дать оценку его законности и обоснованности: проверить соответствие выводов, изложенных в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, выяснить, насколько постановление вынесено по результатам полного и всестороннего производства по делу, проверить соблюдение процессуальных требований таможенного законодательства, а также правильность квалификации правонарушения и применения мер взыскания.
В случае выявления обстоятельств, указанных в статье 374 Таможенного кодекса Российской Федерации, вышестоящий таможенный орган Российской Федерации в соответствии со статьей 373 Таможенного кодекса Российской Федерации может принять одно из властно-обязывающих решений, в том числе и отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение или возвратить для дополнительного производства (пункт 2 статьи 373 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Отсюда следует вывод о законности действий Сибирского таможенного управления как вышестоящего таможенного органа, осуществляющего контроль за соблюдением таможенного законодательства должностными лицами таможенных органов, по отмене постановления Иркутской таможни по делу о нарушении таможенных правил N 02400-1298/00 от 20.06.2001 и направлению дела на новое рассмотрение.
При указанных обстоятельствах у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения иска ОАО "Усольехимпром" о признании недействительным постановления Сибирского таможенного управления от 16.08.2001 об отмене постановления Иркутской таможни по делу о нарушении таможенных правил и направлению его на новое рассмотрение, поэтому решение от 24 декабря 2001 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Государственная пошлина в сумме 1 000 рублей за рассмотрение искового заявления и в сумме 500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы подлежит отнесению на ОАО "Усольехимпром".
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
Решение от 24 декабря 2001 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9883/01-26 отменить.
Принять новое решение.
В иске отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Усольехимпром" в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист во исполнение настоящего постановления.
Председательствующий
Т.А.Гуменюк
Судьи
Г.Н.Борисов
О.И.Косачева
Текст документа сверен по:
файл-рассылка