ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2001 года Дело N Ф03-А59/01-2/551
[Исковые требования удовлетворены со ссылкой на ст.68 Таможенного кодекса РФ которая предусматривает возможность использования товаров на таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме, "временный ввоз", при котором допускается полное или частичное освобождение от таможенных пошлин]
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: председательствующего Г.А.Суминой, судей: О.Н.Трофимовой, С.А.Логвиненко; при участии: от истца: государственное унитарное авиационное предприятие "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы" - Лавров А.Г., зам. начальника юридического отдела, дов. N 1.34/105 от 26.12.2000; Долгоруков С.Н. - ведущий юрисконсульт, дов. N 1.34/104 от 26.12.2000; от ответчика - представитель не явился, рассмотрел кассационную жалобу Сахалинской таможни на решение от 03.01.2001 по делу N А59-4561/00-С16 Арбитражного суда Сахалинской области (судьи: С.Н.Абанин, О.С.Шестаков, Л.С.Санина) по иску государственного унитарного авиационного предприятия "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы" к Сахалинской таможне о признании недействительным решения N 77 от 18.10.2000.
Государственное унитарное авиационное предприятие "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы" (далее - Авиакомпания) обратилось с иском в Арбитражный суд Сахалинской области о признании недействительным решения Сахалинской таможни N 77 от 18.10.2000 о взыскании таможенных платежей в сумме 8887756 рублей 38 копеек.
Решением суда от 03.01.2001 исковые требования удовлетворены со ссылкой на то, что статья 68 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) предусматривает возможность использования товаров на таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме "временный ввоз", при котором допускается полное или частичное освобождение от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Авиакомпанией "Сахалинские авиатрассы" 18.08.94 ввезено на территорию РФ воздушное судно "Боинг 737-200", которое задекларировано в режиме "временный ввоз" с обязательством возврата судна в срок до 18.08.95. Затем срок временного ввоза был продлен Сахалинской таможней еще на один год. В течение первых двух лет самолет был полностью освобожден от уплаты таможенных пошлин, налогов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 1114-р указанное воздушное судно освобождено от таможенных пошлин и налогов в течение 5 лет. Продление срока временного ввоза до 5 лет и полное освобождение в течение этого срока от уплаты таможенных пошлин и налогов не противоречит статьям 71 и 72 ТК РФ, поэтому у Сахалинской таможни отсутствовали правовые основания для принятия решения о взыскании с истца ввозной таможенной пошлины, НДС и пеней за период с 18.08.94 по 17.07.96 в сумме 8887756 рублей 38 копеек.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Правильность принятого решения проверяется по жалобе Сахалинской таможни, которая просит его отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права, в частности, статей 71, 72 ТК РФ, части 4 статьи 30 Закона Российской Федерации от 22.12.92 N 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", пунктов 6, 7 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 763). Ответчик считает, что распоряжение Правительства РФ N 1114-р от 17.07.96 распространяется на отношения, возникшие после его принятия, поэтому решение о взыскании с Авиакомпании таможенной пошлины, НДС и пеней за период с 18.08.94 по 17.07.96 является обоснованным и соответствует требованиям статей 71, 72 ТК РФ и Указаниям Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.04.94 N 01-12/328 "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)" (далее - Указания ГТК РФ от 25.04.94 N 01-12/328).
Истец в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а принятое решение - без изменения, считая его законным и обоснованным. В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Сахалинская таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого судебного решения.
Из материалов дела усматривается, что Сахалинской таможней на основании статьи 46 HK РФ и статьи 124 ТК РФ 18.10.2000 принято решение N 77 о взыскании с авиакомпании "Сахалинские авиатрассы" таможенных платежей, в том числе: ввозной таможенной пошлины в сумме 2210861,35 руб., НДС в сумме 1219392 рубля; пеней в сумме 5457503,03 руб., а всего в сумме 8887756,38 руб.
Арбитражным судом обоснованно данное решение признано недействительным, поскольку у Сахалинской таможни отсутствовали правовые основания для взыскания таможенных платежей с Авиакомпании. Материалами дела подтверждается, что истцом по грузовой таможенной декларации N 12600/18084/001568 от 18.08.94 ввезен в режиме "временный ввоз" самолет гражданской авиации "Боинг-737-200" с обязательством обратного возврата самолета до 18.08.95 и полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.
В связи с обращением Авиакомпании срок обратного вывоза самолета был продлен Сахалинской таможней до 18.08.96 так же с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. 17.07.96 Правительством Российской Федерации издано распоряжение N 1114-p следующего содержания: "Принять предложение Минтранса России и администрации Сахалинской области, согласованное с Минфином России, Госналогслужбой России и ГТК России, о полном освобождении в течение 5 лет от таможенных пошлин и налогов двух самолетов "Боинг-737", двигателей, оборудования и запасных частей к ним, временно ввозимых на территорию Российской Федерации для эксплуатации на внутренних и международных авиалиниях авиакомпанией "Сахалинские авиатрассы", а также освободить от таможенных пошлин и налогов самолет "Боинг-737" временно ввезенный этой авиакомпанией на территорию Российской Федерации в 1994 году". Статья 68 ТК РФ устанавливает, что временный ввоз (вывоз) товаров - таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Статья 71 ТК РФ предусматривает, что сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавливаются таможенным органом Российской Федерации исходя из цели и обстоятельств такого ввоза (вывоза) и не могут быть более двух лет. Продление указанных сроков осуществляется таможенными органами Российской Федерации в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. В соответствии со статьей 72 ТК РФ Правительство Российской Федерации обладает полномочиями по полному освобождению временно ввозимых (вывозимых) товаров от уплаты таможенных пошлин. С учетом изложенного арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что самолет "Боинг-737", ввезенный на территорию Российской Федерации по ГТД N 12600/18084/001568, полностью освобожден от уплаты таможенных пошлин и налогов с 18.08.94 по 18.08.99. Ссылка заявителя жалобы на то, что в соответствии с пунктом 2 Указаний ГТК РФ от 25.04.94 N 01-12/328 продление сроков временного ввоза (вывоза) товаров осуществляется только с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, не может быть принята во внимание, как противоречащая статье 72 ТК РФ и вышеназванному распоряжению Правительства Российской Федерации N 1114-р от 17.07.96, которое является ненормативным правовым актом, принятым в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий в отношении конкретного юридического лица (авиакомпании "Сахалинские авиатрассы"), рассчитанным на однократное применение в отношении индивидуально определенного объекта (самолета "Боинг-737", ввезенного на территорию Российской Федерации в 1994 году). Поэтому к спорным правоотношениям не может быть применен Указ Президента Российской Федерации N 763 от 23.05.96, которым определен порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, и ссылка заявителя жалобы на данный Указ является необоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 03.01.2001 по делу N А59-4561/00-С16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
Г.А.Сумина
Судьи
О.Н.Трофимова
С.А.Логвиненко
Текст документа сверен по:
рассылка