Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/780401676.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2000 года Дело N Ф04/2426-495-2000



[Выводы суда первой инстанции о неправомерности привлечения истца к ответственности правомерны, поскольку действующим законодательством на налоговые органы возложена обязанность учета поступивших платежей по взиманию акцизов]
(Извлечение)

    
    Арбитражный суд в составе…при участии в заседании: от истца: Кударова Н.П. по доверенности от 21.09.2000 N846-Д, Чирков И.В. по доверенности от 01.01.2000 N84666-Д, Ташлыкова Н.В. по доверенности от 01.01.2000 N21-Д, от ответчика: не явились, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 06.07.2000 по делу NА75-987-А/2000, установил:
    
    Открытое акционерное общество “Сургутнефтегаз” (ОАО “Сургутнефтегаз”) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г.Сургуту (ИМНС РФ по г. Сургуту) о признании действий инспекции по ведению оперативно-бухгалтерского учета в части определения момента выведения сальдо расчетов на лицевом счете и начисления пени не соответствующими действующему законодательству и нарушающими законные права и интереса ОАО “Сургутнефтегаз”, об обязании инспекции осуществлять учет акцизов, уплачиваемых за экспортируемую нефть в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах по предоставлению платежных документов и обязании инспекции произвести зачет неправомерно взысканных пени в размере 6 072 руб. 87 коп. в счет будущих платежей.
    
    Решением суда (Судьи...) иск удовлетворен частично. Признаны незаконными действия Инспекции МНС РФ по г. Сургуту по определению момента исполнения обязанности по уплате налоговых платежей с даты представления реестров из таможенных органов и по начислению пени в связи с этим и удовлетворены требования в части обязания инспекции произвести зачет неправомерно взысканной пени в сумме 6 072, 87 руб. в счет будущих платежей ОАО “Сургутнефтегаз”. В остальной части производство по делу прекращено.
    
    В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
    
    В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в удовлетворенной части иска, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Инспекция заявляет, что судом не было учтено, что налоговые органы в части таможенных платежей, к которым относится и акциз, не вправе признавать исполнена ли обязанность по их уплате или нет, так как взимание при экспорте нефти возложено на таможенные органы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.07.96 N908 “О взимании акциза с экспортируемых из Российской Федерации нефти и природного газа”, а налоговые органы в соответствии с пунктом 3.3 Временной инструкции Государственного таможенного комитета и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 9.08.96 N01-23/14267, от 12.08.96 NВЗ-6-04/572 “О порядке уплаты акциза с экспортируемой из Российской Федерации нефти, включая газовый конденсат”, лишь учитывают уплаченный таможенным органам акциз в пользу организации, указанной в грузовой таможенной декларации и реестре и порядке, установленном разделом 9 этой же Временной инструкции. Ответчик не отрицает возможность необоснованного начисления пени в результате несвоевременного предоставления плательщику таможенным органом или экспортером реестров по уплате акциза на таможне и заявляет, что в данном случае убытки обязано возместить лицо, виновное в несвоевременном представлении реестра (экспортер, либо таможенный орган).
    
    Представители налоговой инспекции в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения кассационной жалобы инспекция извещена надлежащим образом.
    

    Представители ОАО “Сургутнефтегаз” отклонили доводы по кассационной жалобе, просят оставить в силе состоявшееся решение суда.
    
    Проверив в порядке статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
    
    Как следует из материалов дела Инспекцией МНС РФ по г. Сургуту была начислена неустойка ОАО “Сургутнефтегаз” в размере 6 072 руб. 87 коп за несвоевременное представление реестров по уплате акциза за экспортируемую нефть.
    
    Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о неправомерности привлечения истца к ответственности по следующим основаниям.
    
    Согласно статье 110 Таможенного кодекса РФ акцизы относятся к таможенным платежам. Взимание акциза с нефти, реализуемой на экспорт, осуществляется в соответствии с Временной инструкцией Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 09.08.96 N01-23/14267 и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 12.08.96 NВЗ-6-0444/572 “О порядке уплаты акциза с экспортируемой из Российской Федерации нефти, включая газовый конденсат”.
    
    Согласно Инструкции ГНС ПФ от 15.04.94 N26 “О порядке ведения в ГНИ оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей”, утвержденной приказом ГНС РФ от 15.04.94 NВГ-3-13/23 налоговые инспекции ведут оперативно-бухгалтерский учет начисленных и поступивших налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также сумм финансовых санкций в соответствующие бюджеты. В соответствии с п. 17 Инструкции ГНС от 01.11.95 N40 “О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат и природный газ”, Инструкции ГНС РФ от 15.04.94 N26 “О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей” суммы акцизов на нефть, включая газовый конденсат, уплаченные за истекшую декаду (месяц, квартал), записываются на лицевые счета по получении от учреждений банков платежных документов.
    
    Следовательно, действующим законодательством на налоговые органы возложена обязанность учета поступивших платежей по взиманию акцизов. Учет платежей налоговой инспекцией производится на основании реестра по уплате акциза, который составляется таможенными органами согласно требованиям раздела 9 Временной инструкции от 09.08.96 3 02-23/14267, от 12.08.96 NВЗ-8-04/572 “О порядке уплаты акциза с экспортируемой из Российской Федерации нефти, включая газовый конденсат”. Согласно п. 9.5. Временной инструкции реестры, выданные таможенными органами, являются для налоговых органов подтверждением уплаты акциза. Дата фактической уплаты акциза на нефть не совпадает с датой представления реестров таможенных органов в силу порядка, установленного таможенным законодательством по оформлению таможенного груза.
    
    Согласно п. 9.1 Временной инструкции реестры составляются таможней не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем оформления грузовой таможенной декларации (ГТД) и выдается лицу, уплатившему акциз.
    
    Как следует из представленных документов денежные средства по уплате акциза за нефть, поставленную ОАО “Сургутнефтегаз” в ноябре 1999 года, были списаны с расчетного счета истца 26.10.99, 11.11.99 и 15.11.99 года, а реестр N334 на уплату данных сумм был представлен в налоговый орган 17.12.99.
    
    Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии вины ОАО “Сургутнефтегаз” в задержке представления реестра в налоговый орган исходя из следующего.
    
    В соответствии с п.2 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Следовательно обязанность по уплате акциза за нефть, экспортируемую истцом в ноябре 1999 года, считается исполненной 15.11.99, то есть в установленный законодательными актами срок.
    
    В соответствии с требованиями статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ исковые требования о признании незаконными действий Инспекции МНС РФ по г. Сургуту по определению момента исполнения обязанности по уплате налоговых платежей с даты представления реестров из таможенных органов и по начислению пени в связи с этим рассмотрены применительно к данному спору и выводы суда о незаконности действий налоговой инспекции относится к данной спорной ситуации.
    
    В соответствии с п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам. Исковые требования в части обязания инспекции произвести зачет неправомерно взысканной пени в сумме 6 072, 87 руб. вытекают из требования о признании незаконными действий налоговой инспекции и, следовательно, обоснованно удовлетворены.
    
    Производство по делу в части исковых требований об обязании налоговой инспекции впредь осуществлять учет акцизов, уплачиваемых за экспортируемую нефть, в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах по предоставлению платежных документов правомерно прекращено судом первой инстанции, так как данные требования предусмотрены нормами законодательных актов и в соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса неподведомственны арбитражному суду.
    
    С учетом изложенного следует, что судом кассационной инстанции не установлены основания для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
    
    Руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции постановил:
    
    решение от 06.06.2000 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу NА-75-987-А/2000 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
    
    Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
    

Председательствующий
...

Судьи
...


Текст документа сверен по:
файл-рассылка