Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/780702602.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 февраля 1999 года Дело N А56-15220/98


[Гуманитарная и техническая помощь использована по назначению и в
соответствии с условиями поставки этой помощи]


    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Петренко А.Д.,Никитушкиной Л.Л., при участии от Санкт-Петербургской таможни Андреевой Е.В. (доверенность от 05.01.98 № 40-05-19/017), от Государственного НИИ моделирования и интеллектуализации сложных систем Евсеева А.Г. (доверенность от 27.11.98 № 28), Фурукина А.Ф. (доверенность от 06.01.99 № 1),  рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение от 30.09.98 (Загараева Л.П., Демина И.Е., Асмыкович А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 15.12.98 (судьи Орлова Е.А., Блинова Л.В., Пастухова М.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-15220/98, установил:     

    Государственный научно-исследовательский институт моделирования и интеллектуализации сложных систем (далее - ИМИС) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургской таможне (далее - таможня) о признании недействительным акта от 06.10.97 № 0679 на бесспорное списание таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость (далее - НДС), таможенного сбора и пеней, всего - 104267 рублей.

    Решением от 30.09.98 иск удовлетворен, акт на бесспорное списание от 06.10.97 № 0679 признан недействительным.

    Постановлением апелляционной инстанции от 15.12.98 решение оставлено без изменения.

    В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты как противоречащие нормам материального права и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, истец необоснованно воспользовался льготой, предусматривающей освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении товаров, направляемых в качестве гуманитарной и технической помощи, поскольку она распределена между физическими лицами, не относящимися к категории малообеспеченных "слоёв" населения, перечень которых приведен в Федеральном законе от 20.12.95 № 202-ФЗ. то есть использования ИМИС не по назначению.

    В судебном заседании представитель таможни просил отменить судебные акты по основаниям, изложенным в жалобе. Представители ИМИС просили суд отказать в удовлетворении жалобы, полагая, что судебные акты приняты в соответствии с действующим законодательством.

    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

    Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

    Из материалов дела усматривается, что в августе 1997 года таможней проведена проверка внешнеэкономической деятельности ИМИС, по результатам которой составлен акт от 29.08.97. Согласно акту груз гуманитарной и технической помощи, полученный ИМИС в соответствии с Меморандумом о соглашении (далее - Меморандум) от 29.09.95 по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) от 11.01.96 № 03914/10016/0000076 и от 29.03.96 № 03914/28036/0002004 и освобожденный от уплаты таможенных платежей, распределен не по назначению, то есть установлено нецелевое использование груза, выпущенного для свободного обращения. На основании акта проверки от 29.08.97 таможней составлен акт от 06.10.97 № 0679 на бесспорное списание 164 рублей 28 копеек таможенных сборов, 11761 рубля 65 копеек таможенной пошлины, 25685 рублей 28 копеек НДС, 67358 рублей 27 копеек пеней за просрочку уплаты таможенных платежей, всего - 104969 рублей 48 копеек.       

    В соответствии с пунктами "е", "ж" статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", подпунктом "ш" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", статьей 114 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации), приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее ГТК Российской Федерации) от 15.03.96 № 142 и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.92 № 170 таможенное оформление товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи, производится без взимания таможенной пошлины, НДС и сбора за таможенное оформление.

    Положением о порядке приема, учета, транспортировки, складирования, охраны, распределения и реализации грузов гуманитарной помощи, поступающей на территорию Российской Федерации из-за рубежа (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.92 № 170, определен порядок деятельности органов государственного управления Российской Федерации, предприятий и организаций по приему, учету, распределению грузов гуманитарной и технической помощи. Согласно пункту 1 Положения гуманитарной помощью являются безвозмездно передаваемые юридическим и физическим лицам продовольствие, товары народного потребления первой необходимости, иные предметы, направляемые из зарубежных стран в Россию для улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения. Технической помощью являются предоставляемые по линии государств и правительств зарубежных стран и международными организациями программы безвозмездного содействия социально-экономическим реформам в Российской Федерации.  Иные предметы могут быть отнесены к гуманитарной и технической помощи, грузам только соответствующими межправительственными соглашениями, или решениями образованной Указом Президента Российской Федерации от 16.12.91 № 286 Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации (далее - Комиссия).

    Решением Комиссии от 14.03.96 № 35-11 22 компьютера и программное обеспечение из Германии признаны технической помощью (груз по ГТД от 29.03.96). Решением Комиссии от 22.12.95 № 35-7 программное обеспечение на 200 дискетах, вычислительное оборудование (40 комплектов и 200 модемов) из Германии признаны грузом гуманитарной помощи для ИМИС (груз по ГТД от 11.01.96).

    В соответствии с Декларацией Европейской комиссии ТелеСерв является проектом технической помощи Европейского Парламента и имеет своей целью подключение путем обеспечения микрокомпьютерами и связи их через сети передачи данных с пользователями (исследователями/технологами) в странах Центральной и Восточной Европы. Компания, ответственная за управление проектом ТелеСерв - Контрактатор проекта, - "REFER" (г.Антверпен).  

    Согласно пункту 7 Положения распределение гуманитарной помощи должно производиться в строгом соответствии с условиями поставки этой помощи.

    Пунктом 1 Меморандума и приложенными к нему графиками "В" и "С", определение переченя критериев для отбора пользователей, участвующих в проекте ТелеСерв, и отбор кандидатов в пользователи возложены на Контрактатора  ТелеСерв - компанию "REFER" (г.Антверпен). Распределение гуманитарной помощи произведено истцом в соответствии с утвержденным Контрактатором перечнем граждан, что подтверждается расписками получателей, составленными по форме, разработанной и представленной Донором (грузоотправителем).

    Таким образом, гуманитарная и техническая помощь использована по назначению и в соответствии с условиями поставки этой помощи. Следовательно, ИМИС правомерно воспользовался льготой, установленной для грузов гуманитарной помощи, и оснований для отмены судебных актов не  имеется.

    Ссылка в жалобе на Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" от 20.12.95 № 202-ФЗ несостоятельна. Данный Закон не содержит перечня категорий малообеспеченных "слоев" населения, среди которых должна распределяться гуманитарная помощь.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:     

    решение от 30.09.98 и постановление апелляционной инстанции от 15.12.98 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-15220/98 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.

                   Председательствующий
С.Н.Бухарцев

    

                   Судьи
А.Д.Петренко
Л.Л.Никитушкина