Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/780711772.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2001 года дело N А56-32581/00


[В соответствии с действующим в спорном периоде налоговым законодательством возврат из бюджета НДС производится налоговыми органами при подтвержденных предприятиями реальном экспорте товара и оказании экспортируемых услуг, а также при фактической уплате НДС поставщикам материальных ресурсов, а потому жалоба не подлежит удовлетворению]


    
     Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Зубаревой Н.А., судей: Ломакина С.А., Петренко А.Д., при участии: от Управления МНС Деминой О.В., доверенность от 15.08.2000 N 15-06/5078, Остякова О.В., доверенность от 22.05.2001 N 15-06/3209, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградской области на решение от 17.01.2001 (судьи: Захаров В.В., Масенкова И.В., Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 20.03.2001 (судьи: Асмыкович А.В., Королева Т.В., Савицкая И.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32581/00, установил:
    
    Открытое акционерное общество "Пелла-Маш" (далее - общество, ОАО "Пелла-Маш") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании частично недействительным решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградской области (далее - Управление МНС) от 26.10.2000 N 05-6/6746 в части доначисления 481229 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленного истцом в декабре 1998 года как подлежащего возмещению из бюджета по экспорту, а также взыскания 78536 рублей штрафа в размере 20 процентов от суммы налога и 12184 рублей пеней.
    
    Решением суда от 17.01.2001 исковые требования удовлетворены.
    
    Постановлением апелляционной инстанции от 20.03.2001 решение суда оставлено без изменения.
    
    В кассационной жалобе Управление МНС просит отменить судебные акты и отказать в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в частности подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О налоге на добавленную стоимость" и пункта 22 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39). Ответчик указывает на то, что, поскольку истцу не поступила выручка в целом по контракту, реализация товара на экспорт не считается состоявшейся, следовательно, до момента поступления на счет поставщика всех денежных средств, предусмотренных контрактом, у него отсутствует право на льготу по налогообложению экспортируемого товара.
    
    В судебном заседании представители Управления МНС подтвердили доводы, изложенные в жалобе.
    

    Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда.
    
    Законность решения суда и постановления проверена в кассационном порядке.
    
    Из материалов дела усматривается, что Управлением МНС проведена повторная проверка соблюдения налогового законодательства ОАО "Пелла-Маш" за период с 01.16.97 по 01.04.99. По результатам проверки составлен акт от 28.09.2000 и с учетом рассмотрения возражений истца принято решение от 26.10.2000 N 05-06/6746 о применении к обществу налоговой ответственности в виде взыскания 78536 рублей штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога и 12492 рублей пеней.
    
    Основанием для применения налоговой ответственности и доначисления пеней явился вывод Управления МНС о том, что в декабре 1998 года обществом неправомерно (преждевременно) заявлена льгота по НДС в сумме 2886800 рублей при частичной оплате трубогибочного станка, отгруженного на экспорт в декабре по контракту от 12.10.98 N 26/Э, заключенному с судостроительным заводом АВ "Balltijos" (Клайпеда), по грузовой таможенной декларации N 03925/11128/001085, поскольку оставшаяся сумма экспортной выручки по реализованному станку поступила в январе 1999 года. В связи с этим по декларации за декабрь 1999 года Управлением МНС доначислено 481229 рублей НДС, а из декларации за январь 1999 года та же сумма НДС исключена.
    
    Судом установлено, что обществу по данному контракту при полной стоимости станка 170000 долларов США 19.11.98 в качестве предоплаты поступил аванс - 140000 долларов США. Оставшаяся сумма экспортной выручки по реализованному 19.12.98 станку (30000 долларов США) поступила на счет истца в январе 1999 года. Истцом с полученного в ноябре 1988 года аванса (140000 долларов США) исчислено и оплачено 396433 рубля НДС. После отгрузки станка в декабре 1998 года из налоговой декларации за декабрь была исключена сумма НДС с аванса, полученного в ноябре 1998 года, и на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" заявлена льгота по экспортной отгрузке на сумму полученного аванса.
    
    В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон) от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные.
    
    Согласно пункту 2 статьи 7 Закона сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
    
    В пункте 3 данной нормы Закона указано, что в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
    
    Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона.
    
    Статья 7 Закона и пункт 22 Инструкции N 39 не содержат ограничений возмещения НДС поступлением всей выручки по экспортному контракту.
    
    В соответствии с действующим в спорном периоде налоговым законодательством возврат из бюджета (зачет) НДС производится налоговыми органами при подтвержденных предприятиями реальном экспорте товара и оказании экспортируемых услуг, а также при фактической уплате налога на добавленную стоимость поставщикам материальных ресурсов.
    
    При таких обстоятельствах, а также учитывая, что ответчиком не оспаривается факт экспорта товара, что с полученных обществом авансов, включенных в облагаемую налогом базу в ноябре, истцом уплачен НДС в полном объеме, что истцом льгота по экспортной отгрузке заявлена в декабре 1998 года именно на сумму полученного аванса по вышеназванному экспортному контракту, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о незаконном привлечении общества к налоговой ответственности по оспариваемому решению налогового органа и обоснованно удовлетворили иск.
    
    Согласно статье 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Поскольку при проверке законности обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального и процессуального права не установлено, у кассационной инстанции отсутствуют основания к их отмене и удовлетворению кассационной жалобы.
    
    Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение от 17.01.2001 и постановление апелляционной инстанции от 20.03.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32581/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградской области - без удовлетворения.     
    

Председательствующий
Н.А.Зубарева

Судьи
С.А.Ломакин
А.Д.Петренко

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка