Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/780715810.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2001 года Дело N А13-3987/01-08


[Правомерность предоставления преференции была подтверждена представленными истцом таможне по требованию последней подлинными сертификатами о происхождении товара, а при таких обстоятельствах вывод суда о незаконности направленного таможней требования об уплате таможенных платежей является правильным]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Почечуева И.П., судей Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В., при участии: от открытого акционерного общества "Северсталь" - Слепнева Э.В., доверенность от 03.01.2001 N 9-57Д, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вологодской таможни на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2001 по делу N А13-3987/01-08 (судьи: Чельцова Н.С., Хвостов Е.А., Козлова С.В.), установил:
    
    Открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском о признании недействительным требования Вологодской таможни (далее - таможня) от 28.08.2000 N 53 об уплате налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в сумме 5438965 рублей 74 копеек, в том числе 587767 рублей ввозной пошлины, 2539153 рублей 45 копеек налога на добавленную стоимость и 2312045 рублей 29 копеек пеней.
    
    Решением арбитражного суда от 30.08.2001 иск удовлетворен.
    
    В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
    
    В кассационной жалобе таможня просит отменить решение от 30.08.2001, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
    
    В отзыве на жалобу Общество, а также его представитель в судебном заседании суда указали на необоснованность приведенных в ней доводов.
    
    Кассационная жалоба рассмотрена без участия представителя таможни, надлежаще извещенной о времени и месте заседания суда.
    
    Проверив законность решения от 30.08.2001 в кассационном порядке, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
    
    Из материалов дела следует, что в период с 05.01.99 по 26.01.2000 Общество подало в таможню одиннадцать указанных в обжалуемом решении грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД) для таможенного оформления ввоза на территорию Российской Федерации агломерированной железной руды, не представив при этом сертификатов по форме СТ-1 о происхождении товара.
    
    Установив при проведении контроля на основе представленных Обществом документов, что страной происхождения товара является Украина, таможня выпустила товар в свободное обращение в преференциальном режиме, то есть без уплаты Обществом таможенных платежей.
    
    На основании письма Северо-Западного таможенного управления России от 27.03.2000 N 01-28-12/3033 и статьи 193 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) начальником таможни 07.04.2000 издано распоряжение N 15 о проведении проверки обоснованности предоставления тарифных льгот по товарам стоимостью, эквивалентной 5000 долларов США и более, ввезенным из государств - участников СНГ с 01.01.99 по 01.04.2000, в связи с чем письмом от 06.05.2000 N 04-04/1906 таможня предложила Обществу представить в отдел таможенной инспекции сертификаты формы СТ-1 о происхождении товара, ввезенного по вышеуказанным ГТД, или уплатить начисленные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость.
    
    Проверив в период с 24.04.2000 по 23.06.2000 обоснованность предоставления тарифных льгот по товарам стоимостью, эквивалентной 5000 долларов США и более, ввезенным из государств - участников СНГ с 01.01.99 по 01.04.2000 и прошедшим таможенное оформление в режиме "выпуск в свободное обращение", в том числе представленные Обществом подлинные сертификаты формы СТ-1 о происхождении товара, указанного в ГТД, и не приняв их в качестве доказательств, подтверждающих происхождение товара, в связи с выдачей их по истечении более года после выпуска товара в свободное обращение, таможня 28.08.2000 направила Обществу оспариваемое последним требование от 28.08.2000, предложив погасить задолженность по налогам и сборам, а также уплатить пени за просрочку их уплаты в срок до 14.09.2000.
    
    В соответствии со статьей 119 ТК РФ таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.
    
    Согласно статье 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений России с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза.
    
    Статьей 30 и пунктом 2 статьи 31 названного Закона предусмотрено, что в подтверждение происхождения товара из данной страны таможенный орган вправе требовать представления сертификата о происхождении товара. Сертификат о происхождении товара представляется вместе с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при таможенном оформлении.
    
    В соответствии с пунктом 10 Правил определения страны происхождения товаров, далее - Правила (в редакции решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 15.04.94), утвержденных решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 24.09.93, для удостоверения происхождения товаров с таможенной территории государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли необходимо представление таможенным органам государства ввоза декларации - сертификата о происхождении товара по форме СТ-1, выданной уполномоченным органом страны происхождения - участницы Соглашения о создании зоны свободной торговли.
    
    В абзаце третьем пункта 20 Правил предусмотрено, что товары, происхождение которых достоверно не установлено, пропускаются в страну ввоза с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам таможенного тарифа страны ввоза.
    
    В соответствии с пунктом 4 Указания Государственного таможенного комитета Российской Федерации "Об определении происхождения товаров из государств - участников СНГ" от 30.12.96 N 01-14/1465 (далее - Указание), действовавшего на момент оформления ГТД и направления оспариваемого требования, при отсутствии сертификата о происхождении на момент таможенного оформления товаров налог на добавленную стоимость и акцизы взимаются в общем порядке, а ввозная пошлина в отношении товаров, упомянутых в первом абзаце данного пункта, - по определенным ставкам.
    
    Согласно пункту 21 Правил к товарам, указанным в абзаце третьем пункта 20 Правил, может применяться (восстанавливаться) режим наибольшего благоприятствования или преференциальный режим при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении не позднее чем через год после поставки (выпуска) товара.
    
    Аналогичное правило содержится в абзаце первом пункта 6 Указания, согласно которому в соответствии с пунктом 21 Правил к товарам, упомянутым в пункте 4 Указания, или товарам, происхождение которых на момент таможенного оформления не установлено, может применяться (восстанавливаться) преференциальный режим или режим наибольшего благоприятствования при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении не позднее чем через год после поставки (выпуска) товара. По истечении этого срока претензии по уплаченным и взысканным суммам таможенных платежей таможенными органами на принимаются.
    
    Анализ правовых норм, содержащихся в пунктах 20, 21 Правил и в пунктах 4, 6 Указания, позволяет сделать вывод о том, что на момент таможенного оформления товаров уплачиваются таможенные платежи по тем ввозимым товарам, происхождение которых достоверно не установлено, и что условие получения надлежащего удостоверения об их происхождении не позднее чем через год после поставки (выпуска) товара, необходимое для применения (восстановления) преференциального режима, подлежит соблюдению также в отношении товаров, происхождение которых достоверно не установлено. То есть тогда, когда таможенный орган ставит под сомнение страну происхождения товаров и выпускает их лишь в случае полной уплаты таможенных платежей, рассчитанных в установленном порядке.
    
    В рассматриваемом случае на момент таможенного оформления и принятия одиннадцати ГТД на основе представленных Обществом документов таможня сделала вывод о ввозе товара на территорию Российской Федерации из Украины, в связи с чем предоставила Обществу преференцию, освободив его от уплаты таможенных платежей.
    
    Впоследствии при проведении дополнительной проверки происхождение товара с таможенной территории государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли и, следовательно, правомерность предоставления преференции подтверждены представленными Обществом таможне по требованию последней подлинными сертификатами о происхождении товара.
    
    При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности направленного таможней Обществу требования об уплате таможенных платежей от 28.08.2000 N 53 является правильным, а обжалуемое решение - законным.
    
    На основании изложенного и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2001 по делу N А13-3987/01-08 оставить без изменения, а кассационную жалобу Вологодской таможни - без удовлетворения.     

    

Председательствующий
И.П.Почечуев

Судьи
С.Н.Бухарцев
О.В.Ветошкина

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка