ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2002 года Дело N А56-35389/01
[Иск о признании недействительным отказа таможни в предоставлении освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе имущества в качестве вклада в уставный капитал был удовлетворен, поскольку право на льготу не связано с регистрацией юридического лица и изменений, внесенных в учредительные документы]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего - Бухарцева С.Н., судей: Закордонской Е.П., Почечуева И.П., при участии от Санкт-Петербургской таможни - Козиенко А.М. (доверенность от 14.11.2001), от закрытого акционерного общества "Элкотек" - Савулиди А.М. (доверенность от 05.04.2002), от Регистрационной палаты Санкт-Петербурга - Головиной Т.Б. (доверенность от 21.01.2002), Артемьевой В.И. (доверенность от 23.01.2002), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2002 по делу N А56-35389/01 (судьи: Загараева Л.П., Жбанов В.Б., Згурская М.Л.), установил
Закрытое акционерное общество "Элкотек" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным отказа Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня), оформленного уведомлением от 03.07.2001 N 27-05/11818, в предоставлении освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе имущества в качестве вклада в уставный капитал.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Регистрационная палата Санкт-Петербурга (далее - Регпалата) и Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации.
Решением от 28.01.2002 исковые требования удовлетворены, отказ таможни в предоставлении освобождения от уплаты таможенных платежей, оформленный уведомлением от 03.07.2001, признан недействительным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 28.01.2002 и отказать в удовлетворении исковых требований.
Регистрационная палата при Минюсте Российской Федерации о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представители общества и Регпалаты просили оставить решение от 28.01.2002 без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано решением Регпалаты от 16.10.97 N 86217 как предприятие со 100% иностранными инвестициями. Решением Регпалаты от 29.03.2001 N 241773 зарегистрированы изменения в учредительных документах - увеличение уставного капитала до 6323850 руб.
В июне 2001 года общество обратилось в таможню с заявлением о предоставлении освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе имущества (оборудования для производства печатных плат) в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал. В таможню были представлены документы, подтверждающие право на льготу по налогу на добавленную стоимость и по уплате таможенной пошлины.
Уведомлением от 03.07.2001 N 27-05/11818 таможня отказала обществу в освобождении от уплаты таможенных платежей. Северо-Западное таможенное управление Российской Федерации письмом от 29.10.2001 N 01-29-05/16263 отказало обществу в удовлетворении жалобы на уведомление таможни от 03.07.2001, указав на необходимость регистрации изменений в учредительных документах в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Российской Федерации. Общество обжаловало уведомление таможни в арбитражный суд.
Государственная регистрация общества осуществлена в октябре 1997 года в соответствии со статьей 52 Гражданским кодексом Российской Федерации. Положение Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.99 N 160-ФЗ (далее - Закон), касающиеся порядка регистрации юридических лиц, не могут распространяться на общество, так как названный Закон не имеет обратной силы и вводится в действие со дня его официального опубликования (статья 28 Закона), то есть с 14.07.99.
В Законе отсутствуют положения, предусматривающие обязанность организации сообщать в регистрирующий орган о внесении изменений в учредительные документы и порядок регистрации таких изменениях.
Статьей 20 Закона установлен порядок создания и ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями. Согласно пункту 1 данной нормы, носящей отсылочный характер, создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. Пунктом 2 этой статьи предусматривает порядок регистрации вновь созданных юридических лиц с иностранными инвестициями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" изменения и дополнения в учредительных документах юридического лица регистрируются органом, который осуществил первоначальную регистрацию данного юридического лица. Согласно статьи 2 Закона Российской Федерации от 30.11.94 N 52-ФЗ положения статьи 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" сохраняют свою силу до настоящего времени.
Таким образом, право на льготу не связано с регистрацией юридического лица и изменений, внесенных в учредительные документы, в органах Министерства юстиции Российской Федерации.
Налоговая льгота по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, подлежит применению на тех условиях, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Согласно статье 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21.05.93 N 5003-1 при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.
Названными нормами применение налоговых льгот не ограничивается стоимостью ввозимого оборудования, указанного в учредительных документах. Такой вывод следует и из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ и статьи 2 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2002 по делу N А56-35389/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.Бухарцев
Судьи
Е.П.Закордонская
И.П.Почечуев
Текст документа сверен по:
рассылка