ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2002 г. № Ф08-37/2002-14А
Дело N А53-8626/2001-С5-5
[У таможенного органа отсутствовали основания требовать от ЗАО уплаты таможенных
платежей (налога на добавленную стоимость), так как до 01.07.2001 при ввозе на территорию Российской Федерации товаров с территории Азербайджанской Республики налог на
добавленную стоимость таможенными органами России не взимается]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей ЗАО "Таможенный дом - "Тамга", а также представителей Ростовской таможни, рассмотрев кассационную жалобу Ростовской таможни на решение от 19.09.2001 и постановление от 21.11.2001 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-8626/2001-С5-5, установил следующее.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, удовлетворен иск закрытого акционерного общества "Таможенный дом - "Тамга" (далее - ЗАО "Таможенный дом - "Тамга") о признании недействительными требований Ростовской таможни от 05.06.2001 N 94, 95, 96, 97 об уплате налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
В кассационной жалобе на решение и постановление арбитражного суда таможенный орган просит судебные акты отменить и передать дело на новое рассмотрение, поскольку отношения по уплате НДС по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики, с 01.04.2001 регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29.11.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле", ратифицированным Федеральным законом Российской Федерации от 24.03.2001 N 31-ФЗ.
В отзыве на жалобу ЗАО "Таможенный дом - "Тамга" просит оставить судебные акты без изменения. В заседании кассационной инстанции представителями сторон поддержаны доводы жалобы и отзыва на жалобу.
Проверив законность состоявшихся судебных актов по материалам дела, изучив доводы жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает решение и постановление арбитражного суда подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Таможенный дом "Тамга", являясь таможенным брокером, производило таможенное оформление товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с территории Азербайджанской Республики за счет и по поручению ОАО "Донской табак" и ЗАО "Венера-Сервис" в период с 20.04.2001 по 16.05.2001 по 5 грузовым таможенным декларациям. Выпуск товара Ростовской таможней разрешен без каких-либо условий и ограничений. Требование об уплате НДС таможенным органом также не заявлялось.
05.06.2001 Ростовской таможней в адрес истца, ЗАО "Таможенный дом - "Тамга", выставлены требования N 94, 95, 96, 97 об уплате налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в которых истец извещался о наличии у него задолженности по уплате таможенных платежей (налога на добавленную стоимость) в общей сумме 3 541 074 рубля 80 копеек.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд правомерно исходил из того, что отношения по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29.11.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле" (далее - Соглашение).
Вышеуказанное межправительственное Соглашение устанавливает принцип взимания косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Азербайджанской Республики.
В статье 4 Соглашения установлен принцип налогообложения при ввозе товаров, в соответствии с которым товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны и вывозимые с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством. Таким образом, международный договор содержит норму, отсылающую к национальному законодательству стран - участниц Соглашения.
В период таможенного оформления - с 20.04.2001 по 16.05.2001 - отношения по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулировались с статьей 13 (частью 2) Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее Закон Российской Федерации "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации). Следует отметить, что Федеральным законом Российской Федерации от 24.03.2001 N 33-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в часть 2 вышеуказанной статьи 13 Федерального закона.
Федеральный закон от 24.03.2001 N 33-ФЗ вступил в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования (Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 26.03.2001; Парламентская газета, N 56, 27.03.2001; Российская газета, N 61, 28.03.2001). Таким образом, в период до 27.04.2001 действовала часть 2 статьи 13 Федерального закона в редакции от 05.08.2000, а после 27.04.2001 - часть 2 статьи 13 Федерального закона в редакции от 24.03.2001.
Обе редакции части 2 статьи 13 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации"" содержат одинаковое положение о том, что до 1 июля 2001 года при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств участников Содружества Независимых Государств, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается.
То, что российский законодатель при ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29.11.2000 не предусматривал взимание налога на добавленную стоимость с товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, ранее 01.07.2001, подтверждается обстоятельствами их принятия и одобрения. Федеральный закон N 31-ФЗ о ратификации межправительственного Соглашения принят Государственной Думой Российской Федерации 21.02.2001, а Федеральный закон от 24.03.2001 N 33-ФЗ - 22.02.2001. При этом оба Федеральных закона одобрены Советом Федераций 14.03.2001, а подписаны Президентом Российской Федерации 24.03.2001.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания требовать от истца уплаты таможенных платежей (налога на добавленную стоимость) в сумме 3 541 074 рубля 80 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 162, 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 19.09.2001 и постановление от 21.11.2001 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-8626/2001-С5-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
текст документа сверен по:
файл-рассылка