Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/780813487.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

   

от 9 ноября 2004 г. N Ф08-5287/2004

Дело N А53-5438/2004-С5-4

[Суд, признавая постановление административного органа незаконным, правомерно исходил из того, что протокол об административном правонарушении составлен в нарушение статьи 28.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
без участия законного представителя общества, доказательства извещения которого о составлении протокола не представлены]
(Извлечение)



    Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в отсутствие заинтересованного лица - Новороссийской таможни, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение от 17.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 09.08.04 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-5438/2004-С5-4, установил следующее.
    
    ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни от 24.03.04 по делу об административном правонарушении N 10317000-1030/2003 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    
    Решением суда от 17.05.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.08.04, оспариваемое постановление таможенного органа признано незаконным и отменено. Судебные акты мотивированы тем, что в нарушение статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административной ответственности составлен в отсутствие законного представителя ОАО "РЖД" и таможенным органом не представлены доказательства извещения общества о составлении протокола.
    
    В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Новороссийская таможня с кассационной жалобой на решение от 17.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 09.08.04, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления общества. При этом таможенный орган считает, что оспариваемым постановлением подтверждается вина общества в совершении вменяемого ему правонарушения; таможней не допущено нарушений при назначении и проведении экспертизы, а также составлении протокола об административном правонарушении.
    
    Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
    
    Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
    
    Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    Как видно из материалов дела, Новороссийской таможней по делу N 10317000-1030/2003 составлен протокол от 11.02.04 о нарушении обществом таможенных правил, выразившемся в утрате товаров, находящихся под таможенным контролем, - при вскрытии вагона N 23508641 на станции Новороссийск обнаружена недостача: 1 пакета и 2 листов меди катодной весом 1 639 кг.
    
    Постановлением Новороссийской таможни от 24.03.04 по данному делу общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, в сумме

    104 013 рублей 46 копеек. Не согласившись с данным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке. Суд, удовлетворяя заявление, исходил из того, что протокол об административном правонарушении составлен в нарушение статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без участия законного представителя общества, доказательства извещения которого о составлении протокола не представлены.
    
    В соответствии с данной статьей составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя.
    
    Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующих порядок составления протокола об административном правонарушении и предоставляющих ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
    
    Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя общества. При этом суд установил, что доказательств надлежащего уведомления общества о составлении протокола и обеспечения ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в деле отсутствует. Доказательства направления заявителю письма от 06.02.04 N 31-23/1655 с извещением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не представлены.  
    
    Таким образом, вывод судебных инстанций о нарушении таможней порядка привлечения лица к административной ответственности подтверждается материалами дела. Суд, оценивая допущенные нарушения, правомерно указал на то, что данные нарушения носят неустранимый характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в связи с чем постановление таможенного органа подлежит отмене.
    
    При указанных обстоятельствах доводы кассационной жалобы о соблюдении порядка составления протокола об административном правонарушении и наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности не могут быть приняты во внимание. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
    
    Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


П О С Т А Н О В И Л:

    решение от 17.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 09.08.04 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-5438/2004-С5-4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
    
    Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

  

текст документа сверен по:
файл-рассылка