ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2005 г. N Ф08-3711/2005
Дело N А63-11690/2004-С4
[В соответствии с п. 7 ст. 350 Таможенного кодекса Российской Федерации требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Кресс", в отсутствие заинтересованных лиц: Ставропольской таможни и Санкт-Петербургской таможни, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 79091, 79092), рассмотрев кассационную жалобу Ставропольской таможни на решение от 11.02.05 и постановление апелляционной инстанции от 19.05.05 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-11690/2004-С4, установил следующее.
ООО "Кресс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Ставропольской таможни (далее - таможня) государственного таможенного инспектора Жирикова А.Ю., государственного таможенного инспектора Тимониной Е.Ю., ведущего инспектора Панченко А.Ю. по порядку проведения специальной таможенной ревизии и дальнейшей реализации материалов специальной таможенной ревизии ООО "Кресс" и недействительными требований Санкт-Петербургской таможни от 10.11.04 N 0217/04/170 об уплате таможенных платежей (с учетом уточненных требований).
Решением суда от 11.02.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.05.05, требования общества удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, общество доказало неправомерность действий сотрудников таможни, а также необоснованность выставления Санкт-Петербургской таможней требования от 10.11.04 N 0217/04/170.
Ставропольская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты. Кассационная жалоба мотивирована тем, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены. В судебном заседании представитель общества просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Проверив законность судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Ставропольская таможня провела специальную таможенную ревизию ООО "Кресс" по вопросу достоверности заявленной таможенной стоимости ввезенных химических средств защиты растений с 01.09.03 по 30.08.04. По результатам проведенной ревизии 29.09.04 составлен акт N 10310000/290904/00057 и Санкт-Петербургской таможней выставлено требование от 10.11.04 N 0217/04/170 об уплате таможенных платежей. Акт таможни мотивирован тем, что общество неправомерно применило 1-й метод при определении таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД NN 10210080/200404/0007278, 10210080/180504/0009267, что привело ориентировочно к занижению таможенной стоимости в сумме 9 056 324 рублей.
ООО "Кресс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Ставропольской таможни государственного таможенного инспектора Жирикова А.Ю., государственного таможенного инспектора Тимониной Е.Ю., ведущего инспектора Панченко А.Ю. по порядку проведения специальной таможенной ревизии и дальнейшей реализации материалов специальной таможенной ревизии ООО "Кресс" и недействительными требований СанктПетербургской таможни от 10.11.04 N 0217/04/170 об уплате таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 376 Таможенного кодекса Российской Федерации специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами:
у лиц, указанных в пункте 2 данной статьи, - в случаях, если по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля, предусмотренных настоящей главой, обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений;
у таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков - при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных настоящим Кодексом;
у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, - при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных настоящим Кодексом, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Проведение специальной таможенной ревизии назначается начальником таможни или вышестоящего таможенного органа или лицом, его замещающим. Решение о проведении специальной таможенной ревизии принимается в письменной форме. Перед началом проведения специальной таможенной ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.
Суды установили, что Ставропольская таможня правомерно назначила проведение специальной таможенной ревизии.
В силу пункта 9 статьи 376 Таможенного кодекса Российской Федерации при обнаружении в ходе таможенной ревизии (в общей и специальной формах) признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела проведение проверки в отношении установленных непосредственных объектов правонарушения завершается. При этом акт о результатах проведения таможенной ревизии составляется незамедлительно. Дальнейшие действия совершаются таможенным органом в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды обосновано указали, что в нарушение указанных положений акт таможенной ревизии составлен по истечении 8 дней с момента окончания ревизии. Однако, в судебных актах отсутствует вывод о том, какие негативные последствия наступили для общества в связи с нарушением срока составления акта ревизии.
В соответствии со статьей 45 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) таможенного органа или его должностных лиц может быть обжаловано в арбитражный суд, если полагают, что эти действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Судебные инстанции не выяснили, какому закону не соответствуют действия должностных лиц, какие права и интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности нарушили эти лица, какие обязанности незаконно возложены на общество, какие препятствия созданы обществу в осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 350 Таможенного кодекса Российской Федерации требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.
Порядок организации и проведения таможенной ревизии, утвержденный приказом ГТК России от 11.06.04 N 663, закрепляет, что при обнаружении в ходе таможенной ревизии (в общей и специальной формах) признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела, что должно быть оформлено в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации или законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, проверка в отношении установленных непосредственных объектов правонарушения завершается. При этом незамедлительно составляется отдельный акт о результатах таможенной ревизии в части установленных объектов, в котором производится предварительный расчет суммы таможенных платежей, подлежащих уплате. Дальнейшие действия совершает таможенный орган в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае производства таможенного оформления товаров в таможенном органе, не проводящем таможенную ревизию, акт и материалы таможенной ревизии незамедлительно направляются руководителю таможни, производившей таможенное оформление, для принятия решения о проведении окончательного расчета и взыскании суммы неуплаченных таможенных платежей согласно порядку, установленному Таможенным кодексом Российской Федерации.
Суд не выяснил, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствует требование, выставленное Санкт-Петербургской таможней.
В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 16 указанного Закона корректировка таможенной стоимости производится при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными. В любом случае, скорректированная таможенная стоимость должна быть максимально приближена к рыночной цене ввезенного товара.
Пунктом вторым статьи 18 названного Закона установлено, что основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод нельзя использовать, применяется последовательно каждый из перечисленных в пункте 1 данной статьи методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
При рассмотрении дела в части правомерности определения таможенной стоимости товара суды не исследовали все материалы дела.
В судебных актах первая и апелляционная инстанции ссылаются на ГТД N 10210080/200404/0007278, 10210080/180504/0009267, однако в материалах дела они отсутствуют.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, на основании которых таможня сделала выводы о занижении декларантом таможенной стоимости товара.
В акте специальной ревизии таможня указала, что ею применен шестой резервный метод определения стоимости товара, основанный на втором методе. При этом документально не подтверждено, что таможня применила цену по идентичным товарам, поскольку в акте имеются лишь ссылки на цену аналогичного товара.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело -- направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства по делу, дать оценку представленным доказательствам и доводам сторон, используя полномочия, предусмотренные статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 11.02.05 и постановление апелляционной инстанции от 19.05.05 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-11690/2004-С4 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
текст документа сверен по:
файл-рассылка