Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/780823139.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июля 2006 г. N Ф08-2576/2006


Дело N А15-2130/2005

[Нормами ст. 351 Таможенного кодекса РФ установлено, что при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке]

(Извлечение)

    
    
     Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в отсутствие в судебном заседании заявителя - Правительства Республики Дагестан и заинтересованного лица - Дагестанской таможни, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение от 26.02.06  и постановление апелляционной инстанции от 20.04.06 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-2130/2005, установил следующее.
       
    Правительство Республики Дагестан (далее - правительство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Дагестанской таможне (далее - таможня) о признании недействительным постановления от 08.09.05 N 10302000-3/05П и незаконным решения от 08.09.05 N 3 о взыскании задолженности по уплате пеней в сумме 561 319 рублей 53 копейки за счет имущества должника.
       
    Решением от 26.02.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.04.06, суд признал незаконными решение таможни от 08.09.05 N 3 и постановление от 08.09.05 N 10302000-3/05П. Судебные акты мотивированы тем, что таможня не представила доказательств отсутствия на банковских счетах правительства денежных средств, необходимых для погашения задолженности по пеням, поэтому не имела оснований для обращения взыскания на имущество должника.
       
    В кассационной жалобе таможня просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению заявителя, информация об отсутствии действующих счетов плательщика представлена в письме ИФНС России по Советскому району г. Махачкалы, выставлять инкассовое поручение в 2005 году на данные счета правительства, которые на тот период не действовали, таможня не могла.
       
    В отзыве на кассационную жалобу правительство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, на основании контрактов N 180160, 180161-1, заключенных правительством с иностранными фирмами, в мае-апреле 1997 года на таможенную территорию Российской Федерации ввезено текстильное технологическое оборудование (машины для отделки текстильных изделий, оборудование и котел паровой, комплектующие), предназначенное для ОАО "Каспийская мануфактура".
       
    Так как правительством, являющимся декларантом, таможенные платежи уплачены не были, 26.01.98 Махачкалинской таможней заведено дело о нарушении таможенных правил N 14600-19/98 по факту совершения таможенного правонарушения, предусмотренного статьей 279 Таможенного кодекса Российской Федерации.
       

    Постановлением Махачкалинской таможни от 17.10.2000 Правительство Республики Дагестан привлечено к ответственности в виде взыскания стоимости товара в сумме 20 364 тыс. рублей. Решением Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-408/2001-1 от 23.05.01 постановление Махачкалинской таможни от 17.10.2000 признано недействительным. Определением от 05.12.01 по делу N А15-2832/2001-1 Арбитражный суд Республики Дагестан иск Дагестанской таможни о взыскании с Правительства Республики Дагестан задолженности по уплате таможенных платежей и пени, оставлен без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
       
    18 декабря 2001 года таможня направила в адрес правительства требование N 29 об уплате таможенных платежей. В связи с неисполнением требования таможенным органом принято решение от 28.02.02 N 4 о взыскании таможенных платежей за счет денежных средств ответчика.
       
    6 июня 2002 года таможенным органом принято решение N 3 о взыскании задолженности за счет имущества ответчика. Письмом от 08.07.02 N 192 Служба судебных приставов возвратила постановление таможенного органа от 06.06.02 со ссылкой на статью 127 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
       
    Определением от 26.12.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.02.03 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1683/02-1, оставленным в силе постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.03, заявление таможни о взыскании таможенных платежей и пеней оставлено без рассмотрения, поскольку таможня не приняла мер для взыскания таможенных платежей в досудебном (бесспорном) порядке.
       
    Решением от 06.06.02 N 3 и постановлением от 06.06.02 N 10302000-03/02 Дагестанской таможни обращено взыскание на имущество правительства в части неуплаченной задолженности в размере 22 574 579 рублей 44 копейки (НДС - 6 026 717 рублей 53 копейки, пени - 11 480 455 рублей 88 копеек, таможенные платежи - 1 719 202 рубля 24 копейки, пени - 3 348 203 рубля 79 копеек)
       
    Решением от 21.03.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.05.03 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу А15-132/2003-1, оставленными без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.06.03, удовлетворены требования правительства о признании недействительными указанных ненормативных актов в части взыскания 6 026 717 рублей 53 копеек НДС и 11 480 455 рублей 88 копеек начисленных на налог пеней. Судебные акты мотивированы тем, что ввезенное заявителем технологическое оборудование подлежит льготному налогообложению. Вместе с тем, таможенные платежи и пени по ним подлежат уплате правительством в установленном порядке.
       
    Платежным поручением от 28.06.05 N 6418 Управление федерального казначейства по Республике Дагестан перечислило 5 782 135 рублей 59 копеек, из которых 1 719 202 рубля 24 копейки - таможенные платежи, 4 062 9833 рубля 35 копеек пени) на погашение задолженности правительства по ввозной таможенной пошлине за указанное оборудование.
       
    Требованием от 28.07.05 N 53 таможня предложила правительству в срок до 18.08.05 оплатить задолженность по пени, начисленным в период с 28.07.03 по 29.06.05, возникшей в связи с несвоевременной уплатой таможенных платежей в сумме 561 319 рублей 53 копеек.
       
    В связи с неисполнением требования в установленный срок таможня приняла решение от 22.08.05 N 2 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке за счет денежных средств с банковских счетов правительства.
        
    Поскольку требование от 28.07.05 N 53 не исполнено в установленный срок, денежные средства на счете в банке отсутствовали, таможня приняла решение от 02.09.05 N 3 и постановление от 08.09.05 N 10302000-3/05П о взыскании задолженности за счет имущества организации-должника.
       
    Постановлением судебного пристава-исполнителя ГУФССП по Республике Дагестан от 26.09.05 в отношении правительства возбуждено исполнительное производство N 17045-83-152/05. Не согласившись с решением таможни от 02.09.05 N 3 и постановлением от 08.09.05 N 10302000-3/05П, правительство обратилось в суд с настоящим заявлением. В соответствии со статьей 348 Таможенного кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном главой 32 Кодекса.
       
    Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц производится путем взыскания таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (статья 351 Таможенного кодекса Российской Федерации), или за счет иного имущества плательщика (статья 353 Таможенного кодекса Российской Федерации), а также в судебном порядке.
       
    До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (статья 350 Кодекса). Согласно статье 350 Таможенного кодекса Российской Федерации требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.
       
    Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня получения требования. В случае неисполнения указанного требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей в соответствии с главой 32 Таможенного кодекса Российской Федерации.
       
    При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в указанные сроки, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей в соответствии с главой 32 Кодекса. Нормами статьи 351 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке.
       
    Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей. Решение о бесспорном взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае таможенный орган обращается в суд с иском о взыскании с плательщика сумм таможенных платежей. Решение о бесспорном взыскании является основанием для направления в банк, в котором открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание со счетов плательщика и перечисление на счет таможенного органа необходимых денежных средств.
       
    Статьей 353 Кодекса установлено правило, согласно которому, при неисполнении требования об уплате таможенных платежей и недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей или денежного залога либо за счет иного имущества плательщика, в том числе за счет наличных денежных средств.
       
    Взыскание таможенных платежей за счет иного имущества плательщика производится путем направления в течение трех дней со дня принятия начальником таможенного органа или лица, его замещающего, соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Исполнение постановления таможенного органа производится судебным приставом-исполнителем в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
       
    Из анализа приведенных норм следует, что обращение взыскания на имущество плательщика может быть применено только в случае исполнения таможенным органом процедуры обращения взыскания на денежные средства на счетах в банках в порядке, установленном ст. 351 Таможенного кодекса Российской Федерации, и при отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о счетах плательщика, и подтверждение данных фактов соответствующими доказательствами.
       
    Удовлетворяя требования правительства, суд первой и апелляционной инстанции указал, что таможня не представила доказательств невозможности взыскания таможенных платежей путем списания денежных средств со счета плательщика. Инкассовые поручения на бесспорное взыскание пеней на открытые правительством до 01.01.98 счета не выставлялись.
       
    Вместе с тем, ссылка суда на то, что таможня знала о наличии у правительства банковских счетов и платежных реквизитов должника документально не подтверждена. Письмом от 03.08.05 N 14-43/13067 таможня обратилась в ИФНС России по Советскому району г. Махачкалы с заявлением о предоставлении сведений, в том числе обо всех имеющихся у правительства рублевых и валютных счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации и за рубежом.
       
    Письмом от 16.08.05 N 18-10/3049 ИФНС России по Советскому району г. Махачкалы сообщила, что правительство имеет счета открытые до 01.01.98 по старому Плану банковских счетов в ГРКЦ N 131134924, 131134921, 095123523. При таких обстоятельствах на момент вынесения решения от 02.09.05 N 3 и постановления от 08.09.03 N 10302000-3/05П о взыскании задолженности за счет имущества организации-должника таможня не располагала сведениями о наличии действующих счетов и направление инкассовых поручений на списание со счетов плательщика необходимых денежных средств не представлялось возможным.
       
    Данное обстоятельство в соответствии со статьей 353 Таможенного кодекса Российской Федерации является основанием для взыскания пеней за счет иного имущества плательщика и направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
       
    Следовательно, таможня не нарушала порядок взыскания задолженности по уплате таможенных платежей за счет имущества должника. Таким образом, судебные акты подлежат отмене, поскольку судом первой и апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права. Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может принять решение по существу спора, поскольку судебными инстанциями не установлены все существенные обстоятельства дела. Суд, принимая судебные акты, не установил размер пени, подлежащей оплате правительством по состоянию на 31.07.03 и за период до 29.06.05. В деле имеются расчеты пени, которые носят противоречивый характер. Так, согласно справке о размере задолженности Правительства Республики Дагестан (л.д.16-17) пени за неуплату таможенных платежей в сумме 1 719 202 рублей 24 копейки по состоянию на 31.07.03 составили сумму 4 062 933 рубля 35 копеек. Данная справка подписана начальником ОФТДиУДС таможни Свинаренко Е.А. и согласована с заместителем начальника таможни по экономической деятельности Лившиц Б.Я.
       
    Расчет пени на листе дела 38 подписан вышеуказанными лицами, сумма пени указана та же, однако расчет произведен по состоянию на 27.07.03. В деле имеется акт сверки расчетов таможенных платежей и пени (л. д. 34 - 36), подписанный заместителем начальника таможни Лившицем Б.Я. и заместителем председателя правительства Акулинчевым В.В., в котором сумма пени указана 3 348 203 рубля 79 копеек.
       
    Не уточнил суд дату, с которой прекращается начисление пени.
       
    Таким образом, размер пени, подлежащий уплате правительством за просрочку внесения таможенных платежей, нуждается в дополнительной проверке. При новом рассмотрении суду следует установить период взыскания пени, проверить расчет пени с учетом изменений налогового и таможенного законодательства и принять законное и обоснованное решение.
       
    Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:

       
    решение от 26.02.06 и постановление апелляционной инстанции от 20.04.06 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-2130/2005 отменить.
       
    Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
       
    Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
    
    

текст документа сверен по:
файл-рассылка