ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2004 года Дело N А29-7410/2003А
[Таможенный орган неправомерно отказал в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, поэтому суд сделал правильный вывод о том, что решение таможни об отказе в выплате обществу процентов являлось незаконным]
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Базилевой Т.В., Радченковой Н.Ш. в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Сыктывкарской таможни на решение от 03.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 02.04.2004 по делу N А29-7410/2003А Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Леушиной И.Б., Баублисом С.Л., Галаевой Т.И., Протащуком В.Г., по заявлению открытого акционерного общества "Нойзидлер Сыктывкар" о признании незаконным решения таможенного органа от 27.08.2003 N 08-10/7782 и установил:
открытое акционерное общество "Нойзидлер Сыктывкар" (далее - ОАО "Нойзидлер Сыктывкар", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Сывтывкарской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным решения таможенного органа от 27.08.2003 N 08-10/7782 об отказе в выплате процентов за нарушение срока возврата таможенных платежей в сумме 289 592 рублей 76 копеек.
Решением от 03.02.2004 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.04.2004 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Сыктывкарская таможня обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Республики Коми.
Заявитель считает, что судом неправильно применил нормы материального и процессуального права, а именно пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2003 N 73, часть 1 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению таможенного органа, факт переплаты таможенных платежей на момент подачи заявления Обществом установлен не был. Следовательно, проценты должны исчисляться со дня установления факта переплаты, то есть с 21.04.2003, даты вступления в силу решения суда.
Общество в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразило, указав, что в силу пункта 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат сумм излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, исчисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.08.2003 Общество обратилось в Сыктывкарскую таможню с заявлением об уплате процентов в сумме 289 592 рублей 76 копеек, начисленных в связи с нарушением срока возврата таможенных платежей в сумме 1 686 634 рублей 06 копеек за период с 01.09.2002 по 17.06.2003.
Факт необоснованного отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.02.2003 по делу N А29-9373/2002А.
Письмом заместителя начальника Сыктывкарской таможни от 27.08.2003 N 08-10/7782 Обществу отказано в выплате процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 289 592 рублей 76 копеек, поскольку, по мнению таможенного органа, сроки возврата излишне уплаченных платежей нарушены не были.
Не согласившись с отказом таможенного органа, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался статьей 21, пунктами 4, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что при нарушении сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей на сумму, не возвращенную в срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) к федеральным налогам и сборам относятся таможенная пошлина и таможенные сборы.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Пунктами 4 и 9 статьи 78 Кодекса установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется по решению налогового органа в течение пяти дней после получения заявления налогоплательщика, а возврат излишне уплаченного налога - в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении сроков возврата налогов на сумму, не возвращенную в срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Факт необоснованного отказа Сыктывкарской таможней в возврате Обществу излишне уплаченных таможенных платежей установлен решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.02.2003 по делу N А 29-9373/2002А, которое вступило в законную силу.
В пункте 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таможенный орган неправомерно отказал в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, поэтому Арбитражный суд Республики Коми сделал правильный вывод о том, что решение Сыктывкарской таможни от 27.08.2003 N 08-10/7782 об отказе в выплате Обществу процентов являлось незаконным.
Доводы таможенного органа о том, что он не нарушил сроки возврата излишне уплаченных таможенных платежей, не могут быть приняты кассационной инстанцией во внимание по следующим основаниям.
В пункте 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен срок возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Данный срок не зависит от установления правомерности требований налогоплательщика по возврату указанных таможенных платежей в судебном порядке, в случае наличия спора между сторонами.
С учетом изложенного кассационная жалоба таможенного органа удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа не установлено.
Вопрос о взыскании расходов по кассационной жалобе не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине"
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 03.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 02.04.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-7410/2003А оставить без изменения, а кассационную жалобу Сыктывкарской таможни - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И. Чиграков
Судьи
Т.В. Базилева
Н.Ш. Радченкова
Текст документа сверен по:
файл-рассылка