Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/810036818.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2004 года Дело N А65-487/2004-СА2-8


[Суд кассационной инстанции признал незаконным постановление таможни о привлечении истца
к ответственности по ст.16.12 КоАП РФ, указав, что при декларировании товаров в соответствии
с таможенным режимом экспорта требование представления таможенным органом зарегистрированных в налоговых органах счетов-фактур либо справок налоговых
органов, подтверждающих факт производства экспортируемых товаров, противоречит
нормам таможенного и налогового законодательства и не влечет за собой оснований
для привлечения заявителя к административной ответственности]
(Извлечение)


    Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., без участия представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Внешнеторговая компания "КамАЗ", г.Набережные Челны Республики Татарстан, на решение от 04.03.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-487/2004-СА2-8, по иску закрытого акционерного общества "Внешнеторговая компания "КамАЗ", г.Набережные Челны Республики Татарстан, к Татарстанской таможне, г.Казань, о признании незаконным и отмене ее постановления по делу об административном правонарушении от 19.12.2003 N 10404000-1023/2003 о привлечении истца к ответственности по основаниям ст.16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 40 МРОТ (4000 рублей), по докладу судьи ..., установил:
    
    Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2004 отказано в иске закрытому акционерному обществу "Внешнеторговая компания "КамАЗ", г.Набережные Челны Республики Татарстан, к Татарстанской таможне, г.Казань, о признании незаконным и отмене ее постановления по делу об административном правонарушении от 19.12.2003 N 10404000-1023/2003 о привлечении истца к ответственности по основаниям ст.16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 40 МРОТ (4000 рублей).
    
    Апелляционной инстанцией законность и обоснованность решения суда не проверялись.
    
    В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении его иска, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.
    
    По мнению заявителя, работники таможенного поста не вправе составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать эти дела, нарушение срока составления протокола является основанием для признания обжалуемого ненормативного акта незаконным, действующим с 01.01.2004 Таможенным кодексом не предусмотрено право таможенных органов требовать от декларантов представления дополнительных сведений и информации, сроки представления истцом необходимых дополнительных документов не нарушены.
    
    Проверив материалы дела в порядке, предусмотренном ст.286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
    
    Установлено, что при таможенном оформлении 05.03.2003 на основании контракта от 15.04.2002 N 498/40096783-20193 товара в таможенном режиме экспорта по ГТД N 10404060/050303/0000487 в адрес инофирмы СМРП "CENTREL AUTO KAMAZ", Республика Молдова, заявление истца от 28.02.2003 N 85-001/464 было удовлетворено о таможенном оформлении груза без представления счета-фактуры от 27.02.2003 N 052252 с обязательством его представления согласно совместному приказу ГТК Российской Федерации и МНС Российской Федерации от 21.08.2001 N 830/БГ-3-06/299 в течение 30-дневного срока - не позднее 05.04.2003.
    
    Однако счет-фактура истцом была представлена лишь 10.04.2003, в связи с чем начальником отделения административных расследований Нижнекамского поста Евдокимовой И.В. в отношении истца по факту нарушения установленных сроков представления в таможенный орган дополнительных документов был составлен протокол об административном правонарушении от 08.12.2003 N 10404000-1023/2003 по ст.16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    
    На основании указанного протокола ответчиком постановлением от 19.12.2003 N 10404000/1023/2003 по делу об административном правонарушении истец привлечен к административной ответственности по ст.16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 4000 рублей.
    
    Кассационная инстанция считает, что оснований для привлечения общества к административной ответственности у таможни не имелось ввиду отсутствия в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ст.16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    
    Совместным приказом ГТК Российской Федерации и МНС Российской Федерации от 21.08.2001 N 830/БГ-3-06/299 "Об усилении налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта" установлено, что при помещении под таможенный режим экспорта, декларантом представляются для таможенных целей в таможенный орган копии счетов-фактур, полученных собственником от продавца товара с отметкой о регистрации данных копий в налоговых органах по месту постановки на учет организаций-собственников экспортируемого товара.
    
    Эти копии подписывают руководитель и главный бухгалтер собственника экспортируемого товара и заверяются печатью организации.
    
    Между тем, Налоговый кодекс Российской Федерации и Таможенный кодекс Российской Федерации не обязывают при таможенном оформлении товара представлять счета-фактуры продавца товара с регистрацией их в налоговых органах, а ст.169 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень данных, которые указываются в счете-фактуре.
    
    Совместный приказ ГТК Российской Федерации и МНС Российской Федерации от 21.08.2001 N 830/БГ-3-06/299 законодательным актом не является.
    
    Более того, ГТК Российской Федерации письмом от 29.12.2003 N 01-06/50834 сообщил о несоответствии совместного приказа ГТК Российской Федерации и МНС Российской Федерации от 21.08.2001 N 830/БГ-3-06/299 положениям Таможенного кодекса Российской Федерации.
    
    В соответствии со ст.174 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу Российской Федерации документов, необходимых для таможенных целей.
    
    Регистрация счета-фактур в налоговых органах не является обстоятельством, решающим вопрос о перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации, так как факт такой регистрации или отсутствие его не влечет за собой изменение сведений в самом счете-фактуре, которые необходимы для проведения таможенного контроля.
    
    С учетом изложенного, коллегия признает, что при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта требование представления таможенным органом зарегистрированных в налоговых органах счетов-фактур либо справок налоговых органов, подтверждающих факт производства экспортируемых товаров, противоречит нормам таможенного и налогового законодательства и не влечет за собой оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
    
    Сведений о том, что общество не представило иных документов, необходимых для таможенного оформления, в постановлении не содержится.
    
    При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает в действиях истца состава административного правонарушения, следовательно, отсутствуют основания для привлечения его к административной ответственности.
    
    С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286, 287 п.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
    
    Решение от 04.03.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-487/2004-СА2-8 отменить.
    
    Кассационную жалобу удовлетворить.
    
    Постановление Татарстанской таможни по делу об административном правонарушении от 19.12.2003 N 10404000-1023/2003 признать незаконным и отменить.
    
    Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
    
    

Председательствующий
...

Судьи
...

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка