Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/810042196.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2004 года Дело N А26-1768/04-22


[Суд признал незаконными решение таможни по окончательной оценке товаров, ввезенных обществом, и бездействие таможни, выразившееся в невозврате таможенных платежей, как не соответствующие Закону "О таможенном тарифе", и Налоговому кодексу РФ, так как пришел к выводу, что таможня не доказала правомерности и обоснованности корректировки таможенной стоимости экспортированных товаров, повлекшей доначисление обществу таможенных платежей, и указал на определенность и достоверность данных, использованных декларантом при заявлении таможенной стоимости]


    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Бухарцева С.Н., судей: Корпусовой О.А. и Хохлова Д.В., при участии: от Петрозаводской таможни Ершова С.П. (доверенность от 25.08.2003), от общества с ограниченной ответственностью "Грифон" Московкина А.А. (доверенность от 24.03.2004), рассмотрев 22.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Петрозаводской таможни на решение от 24.06.2004 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 25.08.2004 (судьи: Шатина Г.Г., Зинькуева И.А., Кудрявцева Н.И.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-1768/04-22, установил:
    
    Общество с ограниченной ответственностью "Грифон" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным бездействия Петрозаводской таможни (далее - таможня), выразившееся в невозврате таможенных платежей, излишне уплаченных вследствие корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10201020/250903/0000735, а также об обязании таможни возвратить обществу 114251 руб. 26 коп. излишне уплаченных таможенных платежей по указанной ГТД.
    
    В заявлении от 20.04.2003 N 43 общество дополнительно просило суд признать незаконным решение таможни по окончательной оценке товаров, оформленных по ГТД N 10201020/250903/0000735 (лист дела 162).
    
    Решением суда от 24.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2004, заявленные обществом требования удовлетворены полностью. Оспариваемые решение и бездействие таможни признаны незаконными как не соответствующие Закону Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе, Закон) и Налоговому кодексу Российской Федерации. Суд обязал таможню в целях устранения допущенных нарушений прав заявителя в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу возвратить обществу 114251 руб. 26 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
    
    В кассационной жалобе таможня просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Податель жалобы считает, что судом неправильно применены положения Закона о таможенном тарифе, а выводы суда не, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Таможня указывает на обоснованность корректировки таможенной стоимости товаров и их условной оценки с использованием индикативных цен. По мнению подателя жалобы, окончательная оценка таможенной стоимости товара правомерна, поскольку заявитель не представил дополнительные документы и сведений, затребованные таможней.
    
    В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представитель общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить судебные акты без изменения.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
    
    Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
    
    Как следует из материалов дела, в сентябре 2003 года в соответствии с внешнеэкономическим контрактом от 30.07.2003 N 8-ГР/2003 общество как продавец экспортировало партию пиломатериалов. В связи с этим в таможню подана экспортная ГТД N 10201020/250903/0000735. Декларантом товаров выступал таможенный брокер - ООО "Тамтра" (листы дела 6, 73-77).
    
    Таможенная стоимость товаров исчислена декларантом исходя из цены сделки и составила - 250473,14 евро. В ходе таможенного оформления декларант представил в таможню документы, подтверждающие номенклатуру и стоимость товаров. Указанная сумма 10.10.2003 поступила на транзитный валютный счет общества, что подтверждается извещением уполномоченного банка от 13.10.2003 (лист дела 81).
    
    Представленные заявителем документы приняты таможней, после чего товары выпущены с временной (условной) оценкой.
    
    В ходе таможенного контроля таможня усомнилась в достоверности заявленной таможенной стоимости экспортированных обществом товаров и запросила дополнительные документы. Таможенный орган указал на то, что заявитель значительно занизил таможенную стоимость товаров и произвел ее корректировку с использованием индикативных цен. Корректировка таможенной стоимости товара обусловлена непредставлением в таможню всех необходимых документов в установленный срок. В результате корректировки таможенные платежи увеличены на 114251 руб. 26 коп. Факт уплаты названной суммы таможней не оспаривается и подтверждается отметкой таможенного органа на форме КТС-1 от 24.10.2003 N 10170850 (лист дела 72).
    
    Судами установлено, что таможня 24.10.2003 приняла решение о признании условной оценки экспортируемых товаров окончательной.
    
    Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правильно применили нормы материального права.
    
    Полномочия таможенных органов, связанные с обеспечением полной и своевременной уплаты таможенных платежей в спорном периоде, определены судами применительно к статьям 168, 169, 173, 174 и 182 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года (далее - ТК РФ).
    
    Судебные инстанции обоснованно сослались на пункт 2 статьи 12 Закона о таможенном тарифе и положения постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.96 N 1461 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 1461, Порядок) как на нормативную основу для определения таможенной стоимости экспортируемых товаров.
    
    Согласно пунктам 1 и 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1461, определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, осуществляется применительно к разделу III Закона о таможенном тарифе (статьи 12-17 Закона). Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт.
    
    В соответствии с пунктами 3 и 4 Порядка при отсутствии сделки купли - продажи в отношении вывозимых товаров или в случае невозможности использования цены сделки купли - продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости эта стоимость определяется либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца - экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории Российской Федерации, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров. В случае невозможности использования представленных декларантом сведений, указанных в пункте 3 Порядка, таможенная стоимость вывозимого товара определяется на основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары либо исходя из калькуляции стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров.
    
    Исследовав и оценив материалы дела, суд кассационной инстанции считает, что у таможни отсутствовали как правовые, так и фактические основания для корректировки таможенной стоимости товаров.
    
    Пунктом 1 статьи 15 Закона о таможенном тарифе предусмотрено, что заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
    
    Согласно пункту 2 статьи 16 Закона при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларатном сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган Российской Федерации может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные Законом, на основании имеющихся у него сведений (в том числе ценовой информации по идентичным или однородным товарам) с корректировкой, осуществляемой в соответствии с настоящим Законом.
    
    В соответствии с положениями постановления Правительства РФ N 1461 основным методом определения таможенной стоимости экспортируемых товаров является метод по цене сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары на момент пересечения ими таможенной границы Российской Федерации.
    
    Принимая во внимание приведенные нормативные положения, а также правила доказывания, закрепленные в статьях 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает правильным вывод судебных инстанций о том, что таможня не доказала правомерности и обоснованности корректировки таможенной стоимости экспортированных товаров, повлекшей доначисление обществу таможенных платежей.
    
    Оценив представленные заявителем и таможней доказательства, суд первой инстанции обоснованно указал на определенность и достоверность данных, использованных декларантом при заявлении таможенной стоимости. В результате этой оценки суд первой инстанции установил, что в ходе таможенного оформления товаров, при подаче N 10201020/250903/0000735, в таможню представлены документы, необходимые и достаточные для подтверждения достоверности количественных, качественных и ценовых характеристик вывозимых товаров. Оценка доказательств судом апелляционной инстанции подтвердила реальный и независимый характер правоотношений между экспортером и иностранным контрагентом. Основания для переоценки этих доказательств отсутствуют.
    
    Вместе с тем таможней не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности использования основного метода определения таможенной стоимости.
    
    Доводы жалобы относительно несвоевременности и неполноты представления декларантом запрошенных таможней документов отклоняются судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
    
    В соответствии со статьей 174 ТК РФ таможенный орган Российской Федерации вправе устанавливать сроки для представления недостающих документов и сведений. Эта норма права является регулятивной, призвана обеспечить динамику процесса таможенного оформления. Однако ее реализация допускается в обязательной корреспонденции с нормами права, направленными на обеспечение законности и обоснованности таможенного контроля, в том числе в связи с положениями Закона о таможенном тарифе.
    
    По смыслу статей 15 и 16 Закона о таможенном тарифе степень достаточности и достоверности представляемых декларантом сведений определяется таможенным органом. Однако в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия между контрактной и таможенной стоимостью товаров, а у таможни - опровергнуть при необходимости сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров заявленной в таможенных целях.
    
    При этом декларант не обязан, а имеет право доказать достоверность заявленных сведений. Право же таможенного органа принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки не является произвольным и ничем не обусловленным, его реализация должна быть основана на доказанности соответствующих обстоятельств, имеющих значение для таможенных целей (пункт 2 статьи 15 Закона).
    
    Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение от 24.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 25.08.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-1768/04-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Петрозаводской таможни - без удовлетворения.
    

    

Председательствующий
С.Н.Бухарцев

Судьи:
О.А.Корпусов
Д.В.Хохлов




Текст документа сверен по:
рассылка