ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2004 года Дело N КА-А40/9253-04
[Суды правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление таможни о привлечении заявителя к административной ответственности на основании части 1 ст.16.2 КоАП РФ, поскольку на момент вынесения спорного постановления отдельного декларирования перемещаемых припасов не требовалось отдельного декларирования перемещаемых припасов - сведения о них могли содержаться в стандартных документах перевозчика]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:..., установил:
Открытое акционерное общество "Аэрофлот - Российские авиалинии" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Шереметьевской таможни (далее - таможня) от 04.02.2004 N 10005000-2501/2003, касающегося привлечения к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 17.05.2004 оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.07.2004, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, таможня подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить в связи с несоответствием требованиям приказа ГТК России от 19.10.2001 N 1000.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая акты суда соответствующими законодательству.
В судебном заседании представитель таможни поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества возражал против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, по мотивам, приведенным в отзыве.
Заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Постановлением от 04.02.2004 N 10005000-2501/2003 Шереметьевская таможня признала ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" виновным в совершении административного правонарушения и на основании ч.1 ст.16.2 КоАП РФ назначила наказание в виде административного штрафа в размере 50% стоимости непосредственного объекта административного правонарушения, что составляет 3660 руб.
В качестве правонарушения признан факт недекларирования в установленной письменной форме авиа-горюче-смазочных материалов, выразившегося в непредставлении в отдел таможенного оформления и таможенного контроля транспортных средств Шереметьевской таможни заявления на перемещение горюче-смазочных материалов.
Названное общество не согласилось с привлечением его к административной ответственности и оспорило указанное постановление в судебном порядке.
Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, регулировался ранее Положением о таможенном режиме перемещения припасов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2001 N 524, а также приказом ГТК России от 19.10.2001 N 1000.
В соответствии с п.2 приложения к указанному приказу N 1000 декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой таможенным органом при перемещении (загрузке) припасов на морские, воздушные суда и в поезда на таможенной территории Российской Федерации признается неполная таможенная декларация в виде письменной заявки на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах.
Согласно п.п.7, 8 приложения к приказу N 1000 погрузка товаров (припасов) на транспортное средство производится на основании заявки, в качестве которой могут быть использованы поручения на отгрузку, требования, накладная и т.п. документы.
Таким образом, приказом ГТК России от 19.10.2001 N 1000 не была установлена конкретная форма заявки.
Вступивший с 01.01.2004 Таможенный кодекс Российской Федерации в статье 279 предусмотрел, что таможенное оформление транспортных средств, в т.ч. перемещаемых припасов, производится в упрощенном порядке. При таможенном оформлении таможенный орган принимает в качестве соответственно въездной или выездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами Российской Федерации в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве и его припасах. Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, недостающие сведения сообщаются в таможенный орган путем представления соответственно выездной или въездной декларации по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть соответственно выездной и въездной декларации.
Таким образом, на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не требовалось отдельного декларирования перемещаемых припасов. Сведения о них могли содержаться в стандартных документах перевозчика.
В сводной загрузочной ведомости и генеральной декларации, являющихся стандартными документами перевозчика, содержались сведения, необходимые для таможенного оформления перемещаемых авиа ГСМ. В связи с чем на момент рассмотрения дела оспариваемое постановление таможни о привлечении ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" к административной ответственности на основании ч.1 ст.16.2 КоАП РФ не могло быть признано законным.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о нарушении таможенным органом при назначении административного наказания требований ст.4.4 КоАП РФ, выразившемся в неправомерном возбуждении 21 дела об административном правонарушении по факту недекларирования авиаГСМ, не соответствует законодательству.
Согласно указанной норме кодекса при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Постановления Шереметьевской таможни касаются декларирования перевозок по конкретным рейсам, выполняемым авиакомпанией. Поэтому каждое выявленное правонарушение имеет самостоятельный состав.
Сам по себе факт рассмотрения ряда дел в отношении общества одним и тем же должностным лицом таможни не может служить основанием для применения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ и освобождения правонарушителя от установленной ответственности.
Между тем данное утверждение суда первой и апелляционной инстанций не влияет на правильность принятых по делу судебных актов. В связи с чем суд кассационной инстанции полагает возможным оставить их без изменения.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
Решение от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 05.07.2004 Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-8143/04-17-72 оставить без изменения, кассационную жалобу Шереметьевской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
рассылка