ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2004 года Дело N КА-А40/7835-04
[Признавая незаконным постановление таможенного органа, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для привлечения истца к административной ответственности на основании ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, т.к. в действиях заявителя отсутствовал состав административного правонарушения]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:
ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Шереметьевской таможни от 04.02.2004 N 10005000-2590/2003 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 292070 руб. 10 коп.
Решением от 22 апреля 2004 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 2 июля 2004 года, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым по делу судебными актами Шереметьевская таможня подала кассационную жалобу, в которой поставлен вопрос об отмене, состоявшихся по делу судебных актов, и вынесении нового решения. По мнению лица, подавшего кассационную жалобу, судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права, а именно приказ ГТК России от 19.10.2001 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов" и приказа ГТК России от 27.12.2004 N 1255 "Об утверждении правил таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов"*.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "приказа ГТК России от 27.12.2001 N 1255 "Об утверждении правил таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов"".- Примечание .
ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства по кассационной жалобе, представителя в суд не направило, отзыв на кассационную жалобу не представило.
Представитель Шереметьевской таможни доводы кассационной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции оснований для отмены решения от 22 апреля 2004 года и постановления апелляционной инстанции от 2 июля 2004 года не находит.
Постановлением от 04.02.2004 N 10005000-2590/2003 Шереметьевская таможня признала ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" виновным в совершении административного правонарушения на основании ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, выразившегося в недекларировании в установленной письменной форме авиа ГСМ, и назначила административное наказание в виде штрафа в размере 50% стоимости непосредственного объекта правонарушения, что составляет 292070 руб. 10 коп.
Признавая незаконным и отменяя постановление Шереметьевской таможни от 04.02.2004 N 10005000-2590/2003 судебные инстанции обоснованно исходили из отсутствия в действиях ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, регулировался Положением о таможенном режиме перемещения припасов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2001 N 524, а также приказом ГТК России от 19.10.2001 N 1000.
В соответствии с п.2 приложения к указанному приказу N 1000 декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой таможенным органом при перемещении (загрузке) припасов на морские, воздушные суда и в поезда на таможенной территории Российской Федерации признается неполная таможенная декларация в виде письменной заявки на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах.
Согласно п.п.7 и 8 приложения к приказу N 1000 погрузка товаров (припасов) на транспортное средство производится на основании заявки, в качестве которой могут быт использованы поручения на отгрузку, требования, накладная и т.п. документы.
Таким образом, приказом ГТК России от 19.10.2001 N 1000 не была установлена конкретная форма заявки.
Как установлено судом, 08.11.2003 ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" была оформлена сводная загрузочная ведомость, содержащая все необходимые сведения, в том числе и о наличии авиа ГСМ, для таможенного оформления воздушного судна.
В связи с чем судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" к административной ответственности на основании ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, т.к. в действиях заявителя отсутствовал состав административного правонарушения.
Вступивший с 01.01.2004 Таможенный кодекс Российской в ст.279 предусмотрел, что таможенное оформление транспортных средств, в т.ч. перемещаемых припасов, производится в упрощенном порядке.
При таможенном оформлении таможенный орган принимает в качестве соответственно въездной или выездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами Российской Федерации в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве и его припасах.
Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, недостающие сведения сообщаются в таможенный орган путем представления соответственно выездной или въездной декларации по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть соответственно выездной и въездной декларации.
Нормативные и иные правовые акты ГТК России, и в частности приказ ГТК России от 19.10.2001 N 1000, изданные до введения в действие нового Таможенного кодекса, применяются в части, ему не противоречащей до принятия новых нормативных правовых актов или отмены.
Таким образом, на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не требовалось отдельного декларирования перемещаемых припасов. Сведения о них могли содержаться в стандартных документах перевозчика.
Суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ, поскольку, по мнению суда апелляционной инстанции, в новой редакции Таможенного кодекса не предусмотрена обязанность по декларированию припасов, в том числе и авиа ГСМ, отдельной заявкой, что, в свою очередь, отменяет административную ответственность за неподачу таких сведений таможенному органу.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Новый Таможенный кодекс РФ обязанности декларанта по декларированию авиа ГСМ не отменял, изменен порядок и форма декларирования авиа ГСМ.
Изменение мотивов принятого судом апелляционной инстанции постановления не влечет за собой его отмену.
Доводы лица, подавшего кассационную жалобу, сводятся к иной, чем у суда, оценке доказательств которые были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, и им дана правильная правовая оценка.
Кассационная инстанция не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых судебных актов, так как не усматривает процессуальных нарушений при их принятии, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые могли бы служить основанием к отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
Решение от 22 апреля 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 2 июля 2004 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-8159/04-84-70 оставить без изменения, кассационную жалобу Шереметьевской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Текст документа сверен по:
рассылка