Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/810061110.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2005 года Дело N А56-17821/04


[Кассационная инстанция отменила решение суда, а дело о признании недействительным требования таможни об уплате учреждением таможенных платежей в связи с нецелевым использованием условно выпущенных товаров направила на новое рассмотрение, поскольку выводы суда сделаны по неполно исследованным доказательствам, имеющим значение для правильного разрешения спора]

    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Хохлова Д.В., судей: Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И., при участии: от Санкт-Петербургской таможни Климшиной В.П. (доверенность от 22.12.2004 N 06-20/17741), рассмотрев 09.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2004 по делу N А56-17821/04 (судья Зотеева Л.В.), установил:
    
    Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 37 (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) от 19.01.2004 N 0014/04/013 об уплате 361611 руб. 93 коп. таможенных платежей в связи с нецелевым использованием учреждением условно выпущенных товаров.
    
    Решением суда от 29.10.2004 заявление учреждения удовлетворено.
    
    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
    
    В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на использование учреждением гуманитарной помощи не по целевому назначению.
    
    В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы.
    
    Дело рассмотрено без участия представителей учреждения, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
    
    Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
    
    Из материалов дела видно, что в период с 01.01.2001 по 01.06.2003 учреждение ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - гуманитарную помощь в виде бывших в употреблении одежды и обуви общим весом 63943 кг. После таможенного оформления по пяти грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) товар выпущен условно с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.
    
    В ходе проверки целевого использования заявителем условно выпущенных товаров сотрудниками Северо-Западного таможенного управления выявлено нецелевое использование учреждением 7369 кг гуманитарной помощи, в том числе 5000 кг товара, пришедшего в негодность и утилизированного в соответствии с актами списания, 2339 кг - неполученного учреждением и 30 кг - не указанного в протоколе заседания комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи. Результаты проверки отражены в акте от 29.08.2003 N 10200000/29082003/00104.
    
    По итогам проверки таможня направила учреждению требование от 19.01.2004 N 0014/04/013 об уплате 361611 руб. 93 коп. таможенных платежей в связи с нецелевым использованием заявителем условно выпущенных товаров.
    
    Признавая недействительным требование таможни, суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности факта нецелевого использования заявителем грузов гуманитарной помощи.
    
    По мнению кассационной инстанции, решение суда от 29.10.2004 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
    
    В силу статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств (распоряжение ими) в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.
    
    Согласно статье 1 Федерального закона "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
    
    В соответствии со статьей 4 Закона контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
    
    Из приведенных нормативных положений следует, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются получателям гуманитарной помощи для оказания социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным группам населения. Любое иное использование товара, кроме распределения cpeди конечных получателей (нуждающихся лиц), свидетельствует о том, что социально значимые цели ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации не достигнуты. Следовательно, утилизация учреждением части гуманитарной помощи влечет обязанность уплатить соответствующие таможенные платежи.
    
    Вместе с тем суд не дал надлежащую оценку имеющимся в деле актам списания 5000 кг гуманитарной помощи.
    
    Кроме того, суд не дал оценку доказательствам, свидетельствующим об оформлении учреждением 2339 кг гуманитарной помощи, а также 30 кг - не указанной в протоколе заседания комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи. Судом не проверен размер начисленных таможней 137307 руб. 62 коп. пеней.
    
    При новом рассмотрении суду следует проверить расчет пеней с учетом того, что в требовании таможни, направленном в адрес учреждения и представленном им в дело, сумма пеней не указана. Кроме того, пени начислены с даты таможенного оформления гуманитарной помощи, а не с даты нецелевого использования (в данном случае списания) товара.
    
    На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
    
    Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2004 по делу N А56-17821/04 отменить.
    
    Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
    
    

Председательствующий
Д.В.Хохлов

Судьи:
С.И.Бухарцев
Л.И.Кочерова

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка