Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/813321370.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 февраля 2006 года Дело N А56-22893/2005


[Суд признал незаконным постановление таможни о назначении обществу административного наказания на основании части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, так как контейнер был принят обществом к перевозке с запорно-пломбировочным устройством грузоотправителя, в связи с чем у него не было возможности сообщить таможне достоверные сведения о перемещаемом товаре, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ означает отсутствие вины перевозчика в совершении административного правонарушения]


    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Хохлова Д.В., судей: Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Рудакова А.С. (доверенность от 27.12.2005 N ю-11/114), рассмотрев 01.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2005 по делу N А56-22893/2005 (судья Алешкевич О.А.), установил:
    
    Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - таможня) от 05.04.2005 по делу об административном правонарушении N 10206000-1408/2004 о назначении обществу административного наказания на основании части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
    
    Определением Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2005 по делу N А40-22986/05-121-1231 дело направлено для рассмотрения в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
    
    Решением суда от 28.09.2005 заявленные обществом требования удовлетворены.
    
    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
    
    В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ. По мнению подателя жалобы, общество не воспользовалось правом проверки достоверности сведений, указанных в товаросопроводительных документах, в связи с чем в нарушении таможенных правил имеется его вина.
    
    В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
    
    Дело рассмотрено без участия представителей таможни, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
    
    Из материалов дела видно, что в октябре 2004 года в соответствии с процедурой международного таможенного транзита общество перемещало в контейнере за пломбой отправителя из Находки в Выборг по железнодорожной накладной N В 045337 товар - телевизоры и их части, приемники телевизионные черно-белого или другого монохромного изображения.
    
    В ходе таможенного досмотра в месте убытия выявлено несоответствие действительности сведений о наименовании товара, указанных в товаросопроводительных документах, что послужило основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ. Оспариваемым постановлением таможни на общество наложен административный штраф в размере 100000 руб.
    
    Обжалуемое решение суда мотивировано отсутствием вины заявителя в совершении административного правонарушения. Судом отклонена ссылка таможни на положения статьи 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (далее - Устав), позволяющие перевозчику проверять содержащиеся в транспортных железнодорожных накладных сведения о товаре.
    
    Кассационная инстанция считает такой вывод суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
    
    Согласно статье 76 Таможенного кодекса Российской Федерации при международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения: наименование и адрес отправителя и получателя товара; наименование станции отправления и станции назначения товаров; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товара; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах); идентификационные номера контейнеров (пункт 1). Перевозчик сообщает названные сведения путем предоставления таможенному органу следующих документов: железнодорожной накладной; имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары (пункт 2).
    
    В силу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории товаров и (или) транспортных средств влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
    
    В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
    
    Судом установлено, что контейнер с товаром принят перевозчиком в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации с исправным запорно-пломбировочным устройством и в том же состоянии доставлен в место убытия с таможенной территории Российской Федерации. При убытии общество сообщило таможенному органу все необходимые сведения о товаре путем представления железнодорожной накладной. Следовательно, перевозчик принял исчерпывающие меры по соблюдению таможенного законодательства.
    
    Согласно статье 27 Устава перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
    
    Как указано в статье 3 Устава, федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, представляющие собой нормативные правовые акты, обязательные для перевозчика.
    
    В силу пункта 23 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 28, прием к перевозке грузов, погруженных в контейнеры, производится перевозчиком без проверки грузов путем проведения визуального осмотра коммерческого состояния вагонов, контейнеров (исправность запорно-пломбировочных устройств, люков, шелевок, обивки и т.п.). Названные Правила применяются в отношении приема грузов к перевозке в международном сообщении, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации (пункт 1).
    
    Таким образом, право проверки перевозчиком достоверности сведений, указанных в транспортных железнодорожных накладных, ограничено визуальным осмотром вагонов (контейнеров) либо взвешиванием без нарушения пломб отправителя. Снятие запорно-пломбировочных устройств возможно только в случае проведения контрольных мероприятий государственными органами (статья 28 Устава).
    
    В рассматриваемом случае контейнер принят заявителем к перевозке с запорно-пломбировочным устройством грузоотправителя, в связи с чем у него не было возможности сообщить таможне достоверные сведения о перемещаемом товаре, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ означает отсутствие вины перевозчика в совершении административного правонарушения.
    
    Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
    
    Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2005 по делу N А56-22893/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
    

    

Председательствующий
Д.В.Хохлов

Судьи:
С.Н.Бухарцев
Л.И.Кочерова




Текст документа сверен по:
рассылка