ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2006 года Дело N А12-19124/05-с13
[Суд удовлетворил заявление о признании недействительными требований таможни об уплате таможенных платежей, т.к. таможенным органом не представлено доказательств невозможности использования цены сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., при участии представителей сторон: от истца - не явился, извещен; от ответчика - Крамаровской Е.В. (доверенность N 13/44 от 14.10.2005), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Волгоградской таможни, город Волгоград, на решение от 20 октября 2005 года (судья ...) и постановление апелляционной инстанции от 15 декабря 2005 года (председательствующий ..., судьи: ...) Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-19124/05-с13, по иску общества с ограниченной ответственностью "ЕВРОМЕТ", город Волгоград, о признании требований Волгоградской таможни, город Волгоград, об уплате таможенных платежей N 359 и 360 от 16.06.2005 и N 415 от 23.06.2005 недействительными, установил:
Обжалованным постановлением апелляционной инстанции оставлено без изменения судебное решение от 20.10.2005, которым заявленные требования удовлетворены в том числе и на том основании, что судом не было установлено наличие у ответчика фактических и правовых оснований для запроса у декларанта (истца) дополнительных документов для подтверждения таможенной стоимости вывезенного товара. Таможенным органом не было доказано право на корректировку таможенной стоимости.
В кассационной жалобе таможенный орган (ответчик) просит об отмене судебных актов, принятии нового решения об отказе в иске, настаивая на правомерности своих ненормативных актов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя ответчика, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается что на основании трех одинаковых внешнеторговых контрактов одним инопартнером истец экспортировал лом черных металлов, сортированный, вида 3А ГОСТ 2787-75. Товар был выпущен с территории Российской Федерации с Советского таможенного поста Волгоградской таможни 19, 25 апреля и 17 мая 2005 года.
Истец при таможенном оформлении товаров определил таможенную стоимость товаров по цене сделки (из расчета 0,13 долларов США за 1 килограмм лома) с представлением таможенному органу контрактов, инвойсов, паспортов сделки, поручений на погрузку Волгоградском порту и других документов.
Ответчик нашел, что декларант (истец) документально не подтвердил сведения о заявленной в грузовых таможенных декларациях таможенной стоимости вывезенного товара, определил ее на основе цен на идентичный товар.
Корректировка таможенной стоимости, произведенная таможенным органом, привела к доначислению обществу дополнительных платежей в виде вывозной пошлины (из расчета 0,16 долларов США за 1 килограмм лома) в общей сумме 1080343,98 рублей, начислению пени 21898,91 рублей. Оспоренные требования выставлены на указанные суммы.
Признавая произведенную ответчиком корректировку таможенной стоимости необоснованной, а выставленные требования незаконными, арбитражный суд руководствовался правильно примененными нормами действующего законодательства и нормами действующего законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих отношения, сложившиеся между сторонами по делу.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе", порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.96 N 1461 утвержден Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации. В свою очередь приказом ГТК Российской Федерации от 27.08.97 N 522 утверждены Правила применения порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее по тексту - Порядок и Правила).
В силу пункта 2 Порядка таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт.
Исходя из Положений (статей 53, 54, 55) Конвенции организации объединенных наций о договорах международной купли-продажи товаров (Венской Конвенции 1980 года) и статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цена сделки (договора, контракта) определяется соглашением сторон.
Пункт 2.2 Правил содержит закрытый перечень случаев, когда таможенная стоимость не может быть определена на основе цены сделки с вывозимыми товарами, а именно, если: внешнеторговый договор содержит ограничения и условия, оказавшие влияние на цену сделки; продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено; участники сделки являются взаимозависимыми лицами, и влияние этих факторов на цену сделки нельзя определить количественно, а также, если данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными.
В силу пункта 1.6 Правил для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости вывозимых товаров декларант обязан одновременно с таможенной декларацией представить таможенному органу внешнеэкономический договор (контракт) или иной документ, на основании которого осуществляется вывоз товаров из Российской Федерации; товаросопроводительные, платежно-расчетные и другие документы, позволяющие подтвердить правильность определения декларантом таможенной стоимости вывозимых товаров.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 63 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Кодексом.
Непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения установленного пунктом 1 статьи 15 Закона "О таможенном тарифе" условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.
По смыслу статей 15 и 16 Закона "О таможенном тарифе" степень достаточности и достоверности представленных декларантом сведений определяется таможенным органом. В ходе таможенного оформления товара у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия между контрактной и таможенной стоимостью товара, а у таможни - опровергнуть при необходимости сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товара, заявленной в таможенных целях. При этом декларант не обязан, а имеет право доказать достоверность заявленных сведений. Право же таможенного органа принять решение о невозможности использования выбранного декларантом способа таможенной оценки не является произвольным и ничем не обусловленным, его реализация должна быть основана на доказанности соответствующих обстоятельств, имеющих значения для таможенных целей.
На основании имеющихся в деле документов арбитражный суд сделал закономерный вывод о том, что контракты содержат фиксированную цену на вывозимый товар без каких-либо условий, влияющих на его окончательную цену.
Обществом были представлены таможенному органу документы, необходимые для проверки правильности определения таможенной стоимости товара. Содержащаяся в документах информация о цене товаров является количественно определенной. Доказательств недостоверности этих сведений таможенным органом не представлено.
Взаимозависимость сторон по обсуждаемым контактам не установлена. Не представлено таможенным органом и доказательств невозможности использования цены сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров.
Пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на таможенный орган возлагается обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для доначисления спорных сумм.
Доводы кассационной жалобы о точности приобретенного и отправляемого по товаросопроводительным документам до килограмма, о погрузке и принятии на борт транспортного средства до момента фактического осуществления поставки по внутреннему договору не принимаются, поскольку ранее суду не заявлялись и не являлись предметом судебного разбирательства. Тем более таможенный орган не объясняет, каким образом эти доводы влияют на определение таможенной стоимости вывезенного товара.
Другие доводы кассационной жалобы заявлялись в апелляционной жалобе и получили надлежащую оценку суда.
При таких обстоятельствах, при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
Решение от 20.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 15.12.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-19124/05-с13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу сo дня его принятия.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
рассылка