Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/813352470.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2006 года Дело N А42-13071/2005


[Суд признал незаконным постановление таможни по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ, так как сама по себе разгрузка предприятием товаров в пределах единой постоянной ЗТК (выгрузка и помещение на склад, расположенный на портовом причале) не требует разрешения таможенного органа и не является грузовой операцией, совершение которой может квалифицироваться как противоправное деяние по части 1 статьи 16.13 КоАП РФ]


    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Бухарцева С.Н., судей: Кочеровой Л.И., Хохлова Д.В., рассмотрев 03.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.12.2005 (судья Востряков К.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2006 (судьи: Будылева М.В., Горбачева О.В., Протас Н.И.) по делу N А42-13071/2005, установил:
    
    Федеральное государственное унитарное предприятие "Мурманский морской рыбный порт" (далее - предприятие, порт) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Мурманской таможни (далее - таможня) от 17.11.2005 по делу об административном правонарушении N 10207000-561/2005, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
    
    Решением от 30.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.04.2006, заявление удовлетворено, оспариваемое постановление таможни признано незаконным и отменено.
    
    В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, в данном случае в действиях заявителя имеется состав вмененного ему административного правонарушения (часть 1 статьи 16.13 КоАП РФ). Предприятие имело право разгрузить товары, находящиеся под таможенным контролем, на склад, указанный в адресованном таможенному органу запросе, а лишь затем (после разгрузки) перемещать их в пределах зоны таможенного контроля (далее - ЗТК) к другому причалу, другому складу. Согласно доводам таможни в силу таможенного законодательства разрешение таможенного органа на разгрузку товаров требуется с целью ограничить место разгрузки конкретным складом (причалом), расположенным в соответствующей ЗТК. В связи с этим таможня указывает на недопустимость применения к спорным правоотношениям пунктов 13 и 19 Инструкции о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 27.08.2003 N 939, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.10.2003 за N 5148 (далее - Инструкция ГТК РФ). Таможенный орган считает, что суды ошибочно не приняли во внимание пункт 8 Инструкции ГТК РФ, положения которого свидетельствуют о противоправном поведении заявителя.
    
    В отзыве на жалобу предприятие просит оставить ее без удовлетворения.
    
    Представители таможни и предприятия, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
    
    Как видно из материалов дела и установлено судами, в соответствии с приказом таможни от 05.02.2004 N 61 на территории предприятия создана постоянная ЗТК (в регионе деятельности таможни).
    
    04.10.2005 около 17 часов к территории порта подошло судно М-0601 "Союз-1" с мороженой рыбой и консервами "Печень трески" (далее - товары), ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации и следовавшими в адрес российского получателя - СМПК РК "Беломорский рыбак".
    
    В соответствии с положениями Инструкции ГТК РФ таможня выдала предприятию разрешение от 04.10.2005 N 38-15/13386ф на временное хранение товаров без помещения на склад временного хранения под таможенным контролем в пределах постоянной ЗТК сроком 2 месяца: консервы - на теплом складе причала N 42, а рыбу - на складе N 40 (том дела I; лист 48).
    
    При подходе судна к причальной линии выяснилось, что причалы N 42 и 43 заняты другими судами, в связи с чем дежурный диспетчер порта распорядился отшвартовать судно к свободному причалу N 38, на котором находился свободный склад, также расположенный в пределах постоянной ЗТК.
    
    В ходе таможенного контроля таможня выяснила, что с указанного судна на склад в районе причала N 38 предприятием была разгружена рыбопродукция - консервы "Печень трески" (90756 банок).
    
    Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможней в отношении заявителя дела об административном правонарушении N 10207000-561/2005 и проведения административного расследования по признакам деяния, предусмотренного частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ (определение таможни от 05.10.2004). В определении таможни установлено, что выявлены достаточные сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося "в выгрузке с судна М-0601 "Союз-1" и помещении на теплый склад, расположенный на причале N 38 порта, находящихся под таможенным контролем товаров без разрешения таможенного органа" (том дела I; лист 43).
    
    Таможней составлен протокол об административном правонарушении от 03.11.2005 (листы дела 66-68).
    
    Согласно постановлению таможни от 17.11.2005 по делу об административном правонарушении N 10207000-561/2005 действия предприятия квалифицированы по части 1 статьи 16.13 КоАП РФ (в редакции, действующей с 01.10.2004) как "разгрузка находящегося под таможенным контролем товара без разрешения таможенного органа". Заявителю назначено административное наказание в виде 15000 руб. (150 МРОТ) штрафа, что не противоречит положениям статей 3.5, 4.5 КоАП РФ. При этом таможенный орган оценил субъективную сторону правонарушения, указав на наличие у предприятия возможности должным образом организовать взаимодействие своих структурных подразделений с таможней.
    
    Суды удовлетворили заявление предприятия, указав на отсутствие в его действиях события вмененного правонарушения.
    
    Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия поддерживает позицию судебных инстанций по следующим основаниям.
    
    Согласно части 1 статьи 16.13 КоАП РФ объективную сторону противоправного деяния образуют разгрузка, погрузка, выгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться указанные товары, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно.
    
    Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента: выпуска для свободного обращения; уничтожения; отказа в пользу государства; обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с главой 41 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ); фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации. Пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, которые определены Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 360 ТК РФ).
    
    Порядок разгрузки товаров, находящихся под таможенным контролем, установлен статьей 78 ТК РФ.
    
    Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров с транспортного средства, прибывшего на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляются в месте прибытия и во время работы таможенных органов в местах, специально предназначенных для этих целей. В иных местах и (или) вне установленного рабочего времени таможенного органа разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров допускаются с разрешения таможенного органа, выдаваемого по запросу заинтересованного лица в соответствии со статьями 406 и 407 Кодекса (пункт 1 статьи 78 ТК РФ).
    
    В силу требований пункта 2 статьи 78 ТК РФ места разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров являются зоной таможенного контроля. Указанные места должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы была обеспечена сохранность товаров и был исключен доступ к ним лиц, не участвующих в проведении грузовых операций.
    
    По запросу лица, осуществляющего грузовые операции в морском (речном) порту, товары могут находиться в месте их разгрузки и перегрузки (перевалки) без помещения на склад временного хранения в течение срока, необходимого для осуществления указанных операций, но в пределах сроков, установленных в соответствии со статьей 103 ТК РФ (пункт 3 статьи 78 ТК РФ).
    
    Согласно общему правилу срок временного хранения товаров составляет два месяца (пункт 1 статьи 103 ТК РФ).
    
    Разделом II (пункты 7-23) Инструкции ГТК РФ предусмотрен порядок получения разрешения на хранение товаров в месте разгрузки и перегрузки (перевалки) и помещения товаров, ввозимых судами на таможенную территорию Российской Федерации, в зоны таможенного контроля. В частности, пунктом 8 Инструкции ГТК РФ предусмотрено принятие начальником таможни решения о хранении товаров в ЗТК. Такое решение принимается на основании письменного запроса лица, осуществляющего грузовые операции в порту, подаваемого в определенной форме (приложение 1 к Инструкции ГТК РФ).
    
    Систематическое толкование приведенных норм материального права позволяет признать, что в данном случае сама по себе разгрузка предприятием товаров в пределах единой постоянной ЗТК (выгрузка и помещение на склад, расположенный на портовом причале N 38) не требует разрешения таможенного органа и не является грузовой операцией, совершение которой может квалифицироваться как противоправное деяние по части 1 статьи 16.13 КоАП РФ.
    
    Ссылка таможни в оспариваемом постановлении на разрешение от 04.10.2005 N 38-15/13386ф несостоятельна, поскольку это разрешение выдано предприятию не на разгрузку, а на временное хранение товаров в ЗТК в течение 2 месяцев (на основании пункта 8 Инструкции ГТК РФ). Соблюдение же заявителем условий временного хранения соответствующих товаров, равно как и перемещение товаров в пределах ЗТК, не относятся к предмету данного спора, поскольку не охватываются понятием "разгрузка" как действием, которое подлежит судебной оценке по рассматриваемому делу.
    
    Отсутствие события правонарушения является законным и достаточным основанием для признания требований заявителя подлежащими удовлетворению (пункт 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
    
    Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.12.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2006 по делу N А42-13071/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
    

    

Председательствующий
С.Н.Бухарцев

Судьи:
Л.И.Кочерова
Д.В.Хохлов




Текст документа сверен по:
рассылка