Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/813362171.htm

    
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2006 года Дело N А13-2442/2006-27


[Суд признал незаконными действия таможни по отказу в зачете излишне уплаченных таможенных платежей, так как расчет подлежащего возврату в бюджет НДС произведен таможней без учета приказа общества и суммы НДС, возмещенной обществу при экспорте товаров, приходящейся на количество возвращенного иностранным покупателем товара, а также без учета того, что общество при осуществлении расчетов с поставщиками продукции, использованной при экспортных операциях, применяло ставки по НДС 10 и 18 процентов]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Малышевой Н.Н., судей: Зубаревой Н.А., Хохлова Д.В., рассмотрев 12.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вологодской таможни на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.05.2006 по делу N А13-2442/2006-27 (судья Кудин А.Г.), установил:
    
    Открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Вологодской таможни (далее - таможня) по отказу в зачете 40804 руб. 76 коп. излишне уплаченных таможенных платежей по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10204040/311005/0030122 и об обязании таможни зачесть указанную сумму в счет уплаты будущих таможенных платежей.
    
    Решением суда от 19.05.2006 заявление общества удовлетворено.
    
    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
    
    В кассационной жалобе таможня просит отменить судебный акт как принятый с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, действия таможни по доначислению 40804 руб. 76 коп. таможенных платежей соответствуют требованиям статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункта 2 статьи 236 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Отказ в проведении зачета на сумму доначисленных и оплаченных обществом таможенных платежей таможня считает правильным.
    
    Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
    
    Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
    
    Из материалов дела видно, что общество заключило с фирмой "СеверСталь Экспорт ГмбХ" (Швейцария) контракт от 20.09.2004 N 756/00186217-40122. В соответствии с дополнением к контракту от 26.09.2005 N 2 покупатель возвратил обществу в связи с ненадлежащим качеством сталь оцинкованную в рулонах в количестве 29,7 тонны, что подтверждено актом приемки возвращенной продукции от 29.11.2005 N 1. По ГТД N 10204040/311005/0030122 общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар (сталь оцинкованную в рулонах), ранее вывезенный в таможенном режиме экспорта по ГТД N 10204040/250305/0004457. При таможенном оформлении общество поместило возвращенный товар под таможенный режим реимпорта, уплатив 50997 руб. 58 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
    
    В ходе проверки ГТД таможней обнаружены недостоверные сведения о размере подлежащего уплате НДС, который составляет, по мнению таможенного органа, 91802 руб. 34 коп. В связи с этим обществу было направлено требование от 01.11.2005 о доплате 40804 руб. 76 коп. НДС. Общество уплатило указанную сумму налога платежным поручением от 05.10.2005 N 41085 (заявление от 07.11.2005 N 52-12-1-8/4688), что не оспаривается таможней.
    
    Общество, посчитав неправомерным требование таможни о доплате 40804 руб. 76 коп. НДС, обратилось 08.12.2005 в таможенный орган с заявлением N 52-9/60-22753 о зачете указанной суммы в счет будущих платежей. Таможня отказала обществу в проведении зачета излишне уплаченного налога (письмо от 22.12.2005 N 07-21/7701).
    
    Общество не согласилось с действиями таможни и обжаловало их в арбитражный суд.
    
    Подпунктом 2 пункта 1 статьи 151 НК РФ предусмотрено, что при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
    
    Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 235 ТК РФ помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается, если уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров (статья 236).
    
    В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 236 ТК РФ при реимпорте товаров подлежат возвращению в федеральный бюджет суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации.
    
    В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 236 ТК РФ суммы внутренних налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день принятия таможенной декларации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации товаров, и таможенной стоимости товаров и (или) их количества, которые определены при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.
    
    При экспорте товаров у налогоплательщика возникает объект налогообложения, к которому применяется специальная ставка налога 0 процентов. Экспорт товара не относится к операциям, не подлежащим налогообложению, предусмотренным положениями статьи 149 НК РФ.
    
    В данном случае из существа спора следует, что общество при вывозе товара с таможенной территории Российской Федерации не должно было уплачивать суммы внутренних налогов и не освобождалось от их уплаты, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации товаров на экспорт применяется ставка 0 процентов.
    
    Общество получило из бюджета в связи с экспортом товара возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам по различным налоговым ставкам при осуществлении расчетов за материальные ресурсы, использованные при производстве продукции, реализованной на экспорт. Такое возмещение НДС предусмотрено пунктом 3 статьи 172, пунктом 1 статьи 173 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
    
    В соответствии с приказом от 24.12.2004 N 731 "Об утверждении учетной политики ОАО "Северсталь" на 2005 год" обществом производится исчисление НДС, подлежащего возмещению, в том числе по продукции, реализованной на экспорт по налоговой ставке 0 процентов, пропорционально удельному весу реализованной продукции по оприходованным и оплаченным товарно-материальным ценностям, работам, услугам (по книге покупок за отчетный месяц) по ставкам 10 и 18 процентов, установленным статьей 164 НК РФ. Согласно представленному обществом расчету при определении суммы НДС, подлежащей возвращению в федеральный бюджет в соответствии с пунктом 2 статьи 236 ТК РФ в связи с ввозом товара в режиме реимпорта, налог исчислен заявителем с учетом приказа от 24.12.2004 N 731, принимаемого налоговым органом при проверке обоснованности возмещения НДС (решение от 15.12.2005 N 56-18-11/29).
    
    При исчислении 91802 руб. 34 коп. НДС, подлежащего уплате по ГТД N 10204040/311005/0030122, таможенный орган согласно расчету исходил из количества возвращенной стали, ставки налога 18 процентов, действующей на внутреннем рынке на момент вывоза товара, и данных о его таможенной стоимости на момент вывоза (контрактной цены товара), неправильно применив положения подпункта 2 пункта 1 статьи 151 НК РФ и абзаца 2 пункта 1 статьи 236 ТК РФ, ошибочно полагая, что при вывозе товара в режиме экспорта общество было освобождено от уплаты НДС, в то время как законодательством о налогах и сборах не предусмотрено освобождение от уплаты НДС выручки от реализации товара на экспорт.
    
    Расчет подлежащего возврату в бюджет НДС произведен таможенным органом без учета приказа общества от 24.12.2004 N 731 и суммы НДС, возмещенной обществу при экспорте товаров, приходящейся на количество возвращенного иностранным покупателем товара, а также без учета того, что общество при осуществлении расчетов с поставщиками продукции, использованной при экспортных операциях, применяло ставки по НДС 10 и 18 процентов.
    
    Таким образом, таможенным органом начислен обществу НДС к уплате в бюджет больше, чем ему возмещен из бюджета при экспорте этого же количества стали.
    
    Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что при экспортной реализации товара по ГТД N 10204040/260305/0004457 обществу возвращено 50997 руб. 58 коп. НДС, приходящегося на количество стали, ввезенной в режиме реимпорта.
    
    При таких обстоятельствах при реимпорте товара общество обязано возвратить в федеральный бюджет налог в сумме 50997 руб. 58 коп., который возмещен обществу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.
    
    Как следует из материалов дела, 50997 руб. 58 коп. НДС возвращено обществом в федеральный бюджет, что не оспаривается таможенным органом.
    
    Согласно статье 355 ТК РФ излишне взысканные (уплаченные) суммы таможенных пошлин, налогов, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в бюджет, по письменному заявлению плательщика подлежат возврату (зачету) при отсутствии задолженности по уплате таможенных платежей.
    
    Судом сделан обоснованный вывод о том, что обществом условия для проведения зачета соблюдены.
    
    При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и не подлежит отмене.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.05.2006 по делу N А13-2442/2006-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу Вологодской таможни - без удовлетворения.

    
    

Председательствующий
Н.Н.Малышева

Судьи:
Н.А.Зубарева
Д.В.Хохлов

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка