Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/813365461.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2006 года Дело N А56-9313/2006


[Суд удовлетворил заявление о признании незаконным и отмене постановления таможни по делу об административном правонарушении о назначении обществу административного наказания на основании части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, т.к. в сложившейся ситуации административную ответственность может повлечь сообщение перевозчиком (экспедитором) таможенному органу недостоверных сведений о товаре путем представления оригинала транзитной декларации, а не ее электронной копии]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Хохлова Д.В., судей: Кочеровой Л.И., Малышевой Н.Н., при участии от Балтийской таможни Рождественской К.В. (доверенность от 28.12.2005 N 04-19/29462), рассмотрев 27.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2006 по делу N А56-9313/2006 (судья Саргин А.Н.), установил:
    
    Закрытое акционерное общество "Октрансвнештерминал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Балтийской таможни (далее - таможня) от 27.12.2005 по делу об административном правонарушении N 10216000-1197/2005 о назначении обществу административного наказания на основании части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
    
    Решением суда от 13.06.2006 заявленные обществом требования удовлетворены.
    
    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
    
    В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, заявитель является лицом, фактически сообщившим таможенному органу недостоверные сведения о товаре, а следовательно, и субъектом состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
    
    В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы.
    
    Дело рассмотрено без участия представителей общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
    
    Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
    
    Из материалов дела видно, что общество оформило в электронном виде копию транзитной декларации, согласно которой для помещения по процедуру внутреннего таможенного транзита заявлены товары - автомобили "Мерседес" и "БМВ". В ходе таможенного досмотра выявлено наличие в контейнере, помимо заявленных автомобилей, других товаров - покрышек для легковых автомобилей и декоративных накладок для дисков.
    
    Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о товарах для получения разрешения на внутренний таможенный транзит послужило основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ. Оспариваемым постановлением таможни на общество наложен административный штраф в размере 50000 руб.
    
    Обжалуемое решение суда мотивировано отсутствием в действиях заявителя состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.
    
    Кассационная инстанция считает такой вывод суда основанным на правильном применении норм материального права и соответствующим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
    
    Согласно пункту 2 статьи 81 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик (экспедитор) представляет в таможенный орган отправления сведения о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или объеме, кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков (подпункт 5); об общем количестве грузовых мест (подпункт 6).
    
    В силу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании товаров для получения разрешения на внутренний таможенный транзит путем представления недействительных документов влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
    
    В соответствии с пунктами 2 и 6 статьи 80 ТК РФ разрешение на внутренний таможенный транзит выдается:
    
    перевозчику;
    
    экспедитору, если он является российским лицом;
    
    лицам, которые будут осуществлять проведение операций с товарами в месте доставки, не являющимся местонахождением таможенного органа.
    
    Как следует из материалов дела, общество не является лицом, получающим разрешение на внутренний таможенный транзит и обязанным в силу правовых норм сообщить таможенному органу сведения о перемещаемом товаре, а следовательно, и субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
    
    Согласно агентскому договору от 30.12.2004 N 1618 заявитель лишь представляет перед таможенными органами, грузоотправителями, грузополучателями и экспедиторами интересы перевозчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги", совершает от его имени юридические действия, в том числе получение разрешения на внутренний таможенный транзит. Возложение определенных обязанностей на основании гражданско-правового договора не влечет перемену лиц в публично-правовом обязательстве, за исключением случаев, прямо предусмотренных нормами публичного права. Лицом, обязанным сообщить таможенному органу сведения о товарах и ответственным за их достоверность, остается перевозчик (экспедитор).
    
    Более того, действующее таможенное законодательство позволяет перевозчику (экспедитору) представить как транзитную декларацию в форме электронного документа, так и одновременно с транзитной декларацией ее электронную копию (пункт 7 статьи 81 ТК РФ, пункты 13.5 и 13.6 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973).
    
    В данном случае общество представило в таможню электронную копию транзитной декларации, оригинал которой для получения разрешения на внутренний таможенный транзит предъявил в таможню экспедитор - закрытое акционерное общество "АЙБИЭС". При этом электронная копия транзитной декларации призвана лишь отразить сведения, содержащиеся в оригинале. Электронная копия документа не может отличаться от его оригинала.
    
    Таким образом, в сложившейся ситуации административную ответственность может повлечь сообщение перевозчиком (экспедитором) таможенному органу недостоверных сведений о товаре путем представления оригинала транзитной декларации, а не ее электронной копии.
    
    При таких обстоятельствах в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
    
    Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
    
    Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2006 по делу N А56-9313/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
    
    

Председательствующий
Д.В.Хохлов

Судьи:
Л.И.Кочерова
Н.Н.Малышева



Текст документа сверен по:
рассылка