ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2006 года Дело N А05-648/2006-10
[Суд отказал обществу в удовлетворении требования о признании незаконным решения таможни об отказе в проведении зачета излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товара в счет будущей уплаты таможенных платежей, так как в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании таможенные сборы уплачиваются по обычной (общей) ставке, установленной пунктом 1 постановления Правительства РФ N 863]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Подвального И.О., судей: Зубаревой Н.А., Кочеровой Л.И., при участии от открытого акционерного общества "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" Пиличевой О.А. (доверенность от 27.03.2006 N 17-411), рассмотрев 02.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение от 10.03.2006 (судья Пигурнова Н.И.) и постановление апелляционной инстанции от 10.05.2006 (судьи: Тряпицына Е.В., Бушева Н.М., Кузнецова О.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-648/2006-10, установил:
Открытое акционерное общество "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании "решения Архангельской таможни (далее - таможня) от 18.10.2005 N 14-01-26/5284 об отказе в проведении зачета 1490000 руб. излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товара в счет будущей уплаты таможенных платежей". В заявлении общество просит суд обязать таможню провести соответствующий зачет.
Решением от 10.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.05.2006, суд признал "незаконными действия таможни, выраженные в письме от 18.10.2005 N 14-01-26/5284 "Об уплате таможенных сборов за таможенное оформление", об отказе в удовлетворении заявления общества от 04.10.2005 N 17-1293, произвести зачет 1490000 руб. излишне уплаченных сумм сборов за таможенное оформление в счет будущей уплаты таможенных платежей". На основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по зачету названной суммы сборов в счет будущей уплаты таможенных платежей. При этом в решении от 10.03.2006 суд первой инстанции указал на то, что "отказ в проведении зачета не оформлен в виде решения, а письмо таможни от 18.10.2005 N 14-01-26/5284 по существу означает совершение таможенным органом действий, выразившихся в отказе обществу зачесть 1490000 руб. излишне уплаченных таможенных сборов".
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение в связи с неправильным, по ее мнению, применением судами норм материального права. Податель жалобы считает, что подача каждой декларации (и временной, и полной) должна сопровождаться уплатой таможенного сбора. При этом правила уплаты таможенных пошлин, налогов при временном периодическом декларировании не распространяются на таможенные сборы за таможенное оформление, имеющие иную правовую природу. Правовая позиция таможенного органа мотивирована ссылками на положения статей 11, 124, 132, 138, 149, 152, 153, 318, 322, 357.6, 357.7 и 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В отзыве на жалобу общество просит оставить решение и постановление суда без изменения.
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы жалобы и возражал против ее удовлетворения.
Представители таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в 2005 году общество как отправитель и декларант вывозило с таможенной территории Российской Федерации морским транспортом товары (лесоматериалы), заявив в отношении этих товаров таможенный режим "экспорт". В связи с невозможностью представления точных сведений о товарах до их фактической погрузки на морские суда таможенное оформление товаров производилось в порядке периодического временного декларирования (статья 138 ТК РФ).
В период с 21.01.2005 по 08.09.2005 общество подало в таможню 61 временную грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) и 61 полную ГТД. При этом заявитель уплачивал таможенные сборы за таможенное оформление как при подаче временных, так и при подаче полных ГТД по ставкам, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - постановление Правительства РФ N 863). Общая сумма таможенных сборов, уплаченных по всем временным и полным ГТД, составила 2915500 руб.
Полагая, что сборы за таможенное оформление взимаются однократно при подаче временной ГТД, общество обратилось в таможню с заявлением от 04.10.2005 о зачете 1490000 руб. излишне уплаченных таможенных сборов в счет будущей уплаты таможенных платежей. По мнению заявителя, 64500 руб. таможенных сборов излишне уплачены им по временным ГТД, а 1425500 руб. - по полным ГТД (исходя из корректировки стоимости фактически вывезенных товаров в сторону уменьшения и однократности взимания сбора за "совокупность всех таможенных операций" в рамках таможенного оформления товаров).
В письме от 18.10.2005 N 14-01-26/5284 таможенный орган сообщил заявителю об отсутствии правовых оснований для зачета таможенных сборов за таможенное оформление.
Не согласившись с решением (действиями) таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявление общества, установив, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается размер уплаченных таможенных сборов, и исходя из того, что сборы за таможенное оформление взимаются однократно при подаче временной таможенной декларации за таможенное оформление товаров. Судебные инстанции сделали вывод о том, что "главным и единственным исходным элементом таможенного оформления являются сами товары, перемещаемые через границу Российской Федерации, их таможенная стоимость". При этом суды применили положения статей 11, 60, 138, 357.1, 357.7 и 357.10 ТК РФ, а также постановления Правительства РФ N 863.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия считает, что суды неправильно применили нормы материального права (неверно истолковали их).
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Виды, ставки, правила исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных сборов установлены главой 33.1 Таможенного кодекса Российской Федерации - статьи 357.1-357.10 ТК РФ. Эти нормативные положения введены Федеральным законом от 11.11.2004 N 139-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2005.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.
К таможенным сборам относятся таможенные сборы за таможенное оформление (статья 357.1 ТК РФ). Лицами, ответственными за уплату таможенных сборов за таможенное оформление, являются лица, определенные пунктом 1 статьи 320 ТК РФ (пункт 1 статьи 357.2 ТК РФ). Таможенные сборы уплачиваются по ставкам, предусмотренным пунктом 1 постановления Правительства РФ N 863 (пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров. Согласно пункту 1 статьи 357.6 ТК РФ уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.
В силу пункта 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.
Из приведенных норм права следует, что таможенный сбор является возмездным обязательным платежом за совершение в отношении его плательщиков таможенными органами Российской Федерации юридически значимых действий, предоставляющих участнику таможенных правоотношений (после принятия таможенной декларации, представления и проверки документов и сведений) право перейти к последующим таможенным операциям в рамках таможенного оформления. При этом каждое декларирование товара (подача каждой декларации) должно сопровождаться уплатой таможенного сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг. Поэтому таможенный сбор должен уплачиваться каждый раз в случае оказания таможенным органом "публичной услуги" - принятия (проверки и оформления) таможенной декларации, что имеет место как в случае подачи временной, так и полной ГТД.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства РФ N 863 в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.
Из данной правовой нормы следует, что в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании таможенные сборы уплачиваются по обычной (общей) ставке, установленной пунктом 1 постановления Правительства РФ N 863.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ. Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей.
Таким образом, по смыслу приведенных положений статьи 137 ТК РФ и главы 33.1 Таможенного кодекса Российской Федерации в их системном единстве выбор декларантом соответствующего порядка декларирования призван обеспечить максимально выгодный экономический результат для участника внешнеэкономической деятельности, но в то же время создает для декларанта определенный комплекс прав и обязанностей, реализация которых с учетом баланса публичных и частных интересов не всегда может привести только к позитивным для него правовым последствиям.
В данном случае выводы судебных инстанций не отвечают приведенному толкованию материального закона (пункт 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). По делу не требуется дополнительного исследования и повторной оценки доказательств.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 286, 287 (пункт 2 части 1), 288 (часть 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение от 10.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 10.05.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-648/2006-10 отменить.
Открытому акционерному обществу "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Архангельской таможни, выраженных в письме от 18.10.2005 N 14-01-26/5284 "Об уплате таможенных сборов за таможенное оформление", об отказе в проведении зачета 1490000 руб. излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в счет будущих таможенных платежей и об обязании Архангельской таможни провести соответствующий зачет отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" в доход федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий
И.О.Подвальный
Судьи:
Н.А.Зубарева
Л.И.Кочерова
Текст документа сверен по:
рассылка