ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2006 года Дело N А56-20349/2006
[Дело об оспаривании постановления таможни по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.16.11 КоАП РФ, направлено на новое рассмотрение, так как суд неправомерно признал постановление таможни незаконным, отменив его и не учел, что повреждение средств идентификации и выгрузка товаров представляют собой совокупность последовательно совершаемых юридически значимых действий, каждое из которых является оконченным юридическим актом]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Подвального И.О., судей: Бухарцева С.Н., Малышевой Н.Н., при участии: от Балтийской таможни Байковой Л.С. (доверенность от 28.12.2005 N 04-19/29468), Орловой И.В. (доверенность от 09.06.2006 N 30-15/10507), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Ивановой О.В. (доверенность от 23.08.2006 N Ю-11/117), рассмотрев 25.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2006 по делу N А56-20349/2006 (судья Трохова М.В.), установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Балтийской таможни (далее - таможня) от 14.02.2006 по делу об административном правонарушении N 10216000-966/2005, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 25.04.2006 дело передано по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (пункт 2 части 2 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 19.09.2006 постановление таможни признано незаконным и отменено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права - положений статьи 4.4 КоАП РФ. По мнению подателя жалобы, применение судом части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в данном случае неправомерно, поскольку вмененное обществу правонарушение "вместе с выгрузкой груза без разрешения таможенного органа составляет идеальную совокупность двух административных правонарушений", в связи с чем действия заявителя не могут рассматриваться как одно действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ). Вместе с тем таможенный орган считает обоснованными выводы суда о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ.
В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы жалобы, а представитель общества отклонил их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что 30.10.2005 на территорию железнодорожной станции "Новый порт" (станция назначения) в вагоне N 28017044 прибыл товар - сплав алюминиевый, следовавший по процедуре внутреннего таможенного транзита (далее - ВТТ) согласно транзитной декларации N 10616060/191005/0012198 и железнодорожной накладной N 90682902 за пломбами отправителя - ОАО "Братский алюминиевый завод". Вагон следовал в адрес грузополучателя - ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - порт) от станции "Багульная" (Иркутская обл.) до станции "Новый порт". Доставка товара осуществлялась обществом (перевозчик).
Таможня установила, что по прибытии товар помещен в постоянную зону таможенного контроля ЗАО "Первая стивидорная компания" (далее - ПЗТК, ЗАО "ПСК"); с вагона N 28017044 снято "таможенное обеспечение"; товар выгружен и размещен на территории ПЗТК без разрешения таможенного органа.
Таможенный орган 01.11.2005 возбудил дело об административном правонарушении (не в отношении конкретного субъекта, а по факту события противоправного деяния) и провел административное расследование по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ, - уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации.
В рамках административного производства таможня запросила у общества следующие сведения: при принятии товара к перевозке были ли на вагон наложены пломбы (кем, в каком количестве и за какими номерами); кем и когда снято ЗПУ (фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон); почему не получено разрешение таможенного органа на снятие пломб с вагона; составлялся ли акт общей формы о нарушении ЗПУ. В ответе на запрос (письмо от 29.11.2005 N МГК-50/П-302) перевозчик сообщил о том, что решение о выгрузке товара из вагона принято владельцем зоны таможенного контроля без участия представителей железной дороги, а в качестве основной причины случившегося сослался на отсутствие согласованной совместной технологии взаимодействия таможни, порта и перевозчика в рамках конкретной ПЗТК. Ответ не содержит сведений об обстоятельствах конкретной перевозки товара и причинах "утраты" наложенного таможенного обеспечения на вагон N 28017044, что не оспаривается таможенным органом и отражено в его постановлении.
Таможенный орган в ходе административного расследования опросил ряд сотрудников (должностных лиц) организаций, осуществляющих свою деятельность в ПЗТК (заместителя начальника складской группы и коммерческого ревизора ЗАО "ПСК"; сотрудников таможенного поста; заместителя начальника станции "Новый порт" и пр.) с целью выяснения обстоятельств дела и фактических действий конкретных лиц (не свидетелей, а лиц, в той или иной степени связанных с ними служебными или иными отношениями) в связи с объективными признаками правонарушения.
Ответ на запрос и показания этих свидетелей послужили административному органу доказательственной основой для окончательных выводов по итогам административного производства. Иные средства доказывания в ходе административной процедуры таможня не оценила.
По результатам административного расследования таможней принято оспариваемое постановление от 14.02.2006, согласно которому заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ. Действия общества квалифицированы как "повреждение средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа" (в нарушение требований статей 88, 92, 390 ТК РФ). По мнению таможенного органа, общество не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, необходимую при выгрузке товара, находящегося под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа. Причинами и условиями совершения правонарушения "явился ненадлежащий контроль руководства общества за сохранностью средств идентификации, используемых таможенным органом, ненадлежащая организация перевозчиком проведения грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с внутренним таможенным транзитом". Заявителю назначено административное наказание в виде 5000 руб. (50 МРОТ) штрафа.
В силу пункта 1 статьи 85 ТК РФ место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (пункт 1 статьи 92 ТК РФ). При этом товары, перевозимые из места их прибытия (статья 69 ТК РФ), доставляются в место нахождения таможенного органа (статья 405 ТК РФ).
Согласно требованиям статьи 88 ТК РФ при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;
3) не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 89 ТК РФ.
В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля. Размещение транспортных средств в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток (пункт 4 статьи 92 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 ТК РФ зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов (пункт 4 статьи 362 ТК РФ).
Для идентификации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, могут быть использованы пломбы, печати, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, проставлены штампы, взяты пробы и образцы товаров, произведено подробное описание товаров и транспортных средств, составлены чертежи, изготовлены масштабные изображения, фотографии, иллюстрации, другие средства идентификации. Средства идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или о повреждении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, утверждаемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела (пункты 1 и 2 статьи 390 ТК РФ).
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ, могут выступать как лица, совершившие конкретные противоправные действия, так и лица, которые обязаны обеспечить сохранность средств идентификации: перевозчики, владельцы складов временного хранения и пр.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, применив норму права, закрепленную в часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ); при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В данном случае суд исходил из того, что по фактам прибытия и размещения спорного вагона в ПЗТК и его выгрузки таможней возбуждено два дела об административном правонарушении (по признакам деяний, предусмотренных статьей 16.11 и частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ) и вынесено два постановления. Поскольку "выгрузка товаров без разрешения таможенного органа невозможна без повреждения средств идентификации, заявителем совершено одно действие, содержащее составы разных административных правонарушений". Следовательно, по мнению суда, в рамках спорных правоотношений на основании части 2 статьи 4.4 КоАП РФ "требуется вынесение одного постановления"; таможней допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит отмене.
Кассационная коллегия не может согласиться с такой правовой позицией суда первой инстанции, так как повреждение средств идентификации и выгрузка товаров представляют собой совокупность последовательно совершаемых юридически значимых действий, каждое из которых является оконченным юридическим актом. Самостоятельное правовое значение каждого указанного действия, имеющего определенные хронологические рамки и в той или иной степени различные волевые (субъективные) элементы (мотивы, цели совершения), не позволяет рассматривать их во взаимосвязи как одно действие (бездействие) применительно к части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
В связи с этим у суда первой инстанции не имелось оснований для отмены оспариваемого постановления в силу соответствующих выводов.
В то же время в обжалуемом решении суд первой инстанции сделал вывод о наличии правовых и фактических оснований для признания общества совершившим правонарушение, предусмотренное статьей 16.11 КоАП РФ. Суд указал, что факт повреждения средств идентификации без разрешения таможенного органа подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, который не принял всех зависящих от него мер по соблюдению обязанностей перевозчика. Перед выгрузкой товаров из вагона N 28017044 "таможенные пломбы сняты с согласия заявителя". При этом суд не дал оценки ни средствам доказывания, представленным участниками спора, ни их доводам по существу спора (листы дела 27-29; 53-56).
Вместе с тем при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу (часть 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
В силу основ доказательственного права отсутствие между сторонами спора относительно тех или иных фактических обстоятельств не исключает судебной проверки соответствующих фактов, если таковые входят в предмет доказывания по делу. Признание же сторонами обстоятельств дела имеет особое процессуальное значение и требует соответствующего оформления судом (статья 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (части 4 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению (часть 1 статьи 25.6 КоАП РФ).
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом процессуальное значение имеют относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимная связь доказательств в их совокупности (части 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В то же время по смыслу положений статей 25.6 и 26.11 КоАП РФ свидетельские показания являются субъективными средствами доказывания, в связи с чем особое значение приобретает их оценка правоприменителем в совокупности и взаимной связи с учетом обязательного выяснения источника осведомленности каждого свидетеля. При этом корпоративный статус свидетеля (его принадлежность к определенному коллективному субъекту) также не может оставаться без должного внимания со стороны юрисдикционного органа.
Из содержания решения от 19.09.2006 не следует, что суд установил (исследовал вопросы), когда и какие конкретные таможенные пломбы сняты с конкретного вагона (повреждены, удалены), какими лицами и при каких обстоятельствах; кто из сотрудников общества давал соответствующее "согласие", в какой форме, кому и в какой ситуации; каким образом таможенный орган осуществлял контрольные и надзорные мероприятия в ПЗТК; каковым был реальный характер взаимодействия соответствующих организаций (органов, должностных лиц) в условиях круглосуточного поступления вагонов (товаров), требующего от таможни, общества, порта и иных организаций-участников соответствующего процесса особой мобилизации трудовых усилий и соблюдения целого ряда законодательных положений и ведомственных правил (вероятно, и инструктажа определенных сотрудников).
Исследование судом этих вопросов имеет значение для правильного рассмотрения спора по существу с учетом доводов таможни и общества, а также положений статей 1.5, 2.1 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции допускает, что в большинстве случаев выгрузка определенных товаров из определенного вагона (с учетом его конструктивных особенностей и технического состояния) возможна только после предшествовавшего тому удаления (повреждения) пломб (в случаях, когда такие пломбы фактически находились на вагоне и не были ранее утрачены в силу тех или иных причин). В связи с этим при рассмотрении данного спора необходимо выяснить, находились ли соответствующие пломбы (таможенное обеспечение) на вагоне при его прибытии в ПЗТК и непосредственно перед выгрузкой товара; кто из участников таможенных правоотношений (в данный момент) обязан был обеспечить их сохранность исходя из требований таможенного законодательства, ведомственных правил, реальных условий деятельности ПЗТК и разумных мер, направленных на соблюдение административных норм (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать факты, имеющие значение для рассмотрения спора по существу (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). По делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда подлежит отмене как незаконное с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит в соответствии с требованиями статей 65, 71 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценить представленные участниками спора доказательства в их совокупности и взаимной связи, повторно установить фактическую сторону дела, после чего (при наличии к тому процессуальных оснований) принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2006 по делу N А56-20349/2006 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий
И.О.Подвальный
Судьи:
С.Н.Бухарцев
Н.Н.Малышева
Текст документа сверен по:
рассылка