Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/813406914.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2007 года Дело N КА-А40/3484-07


[Суд отменил состоявшиеся судебные решения об удовлетворении требования заявителя о признании незаконным решения таможни об отказе возвратить излишне уплаченную ввозную пошлину, т.к. установленный ст.356 ТК РФ срок на подачу заявления о возврате пошлины истек]
(Извлечение)

    
    
    Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:
    
    По делу объявлялся перерыв до 07.05.2007 на 15 час. 55 мин.
    
    Общество с ограниченной ответственностью "Райсио Ньютришн" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московской северной таможни (далее - МСТ), оформленного письмом от 25.04.2006 N 17-09/5714, об отказе возвратить излишне уплаченную ввозную пошлину. Также просило обязать таможню осуществить возврат 1067788 руб. 40 коп. излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины.
    
    Решением названного арбитражного суда от 01.11.2006, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2007, заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
    
    Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МСТ подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные. При этом сослалась на то, что ст.355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) не имеет обратную силу на правоотношения, возникшие до ее принятия. Также указала на то, что освобождение от обложения таможенными пошлинами товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, подпадает под действие п.3 ч.1 ст.356 ТК РФ.
    
    В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
    
    В судебном заседании представитель МСТ поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
    
    Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст.286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит подлежащими отмене обжалованные по делу акты судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
    
    При рассмотрении дела суды двух инстанций установили, что 07.08.2003 общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации оборудование для приготовления растительных жиров, бывшее в употреблении, и платежными поручениями от 30.07.2003 N 110, от 04.08.2003 N 112, от 07.08.2003 N 122 уплатило ввозные таможенные платежи за него. 08.08.2003 товар был выпущен в свободное обращение.
    
    Оспариваемым по делу решением, оформленным письмом от 25.04.2006 N 17-09/5714, МСТ отказала обществу в удовлетворении его заявления от 14.04.2006 N 120/44 о возврате 1067788 руб. 40 коп. излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины, сославшись на истечение годичного срока подачи заявления, установленного ст.125 ТК РФ.
    
    Общество оспорило это решение в судебном порядке.
    
    При рассмотрении спора суды установили, что оборудование ввезено в качестве вклада иностранного участника при увеличении уставного капитала общества. Установленная ст.37 Закона Российской Федерации от 13.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе", постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883 льгота не была предоставлена в связи с уплатой обществом таможенных платежей, в том числе 1067788 руб. 40 коп. ввозной таможенной пошлины. Регистрация изменений в учредительные документы в части вклада в уставный капитал произведена налоговым органом 22.09.2003. Технологическое оборудование приобрело статус основных производственных средств после его установки и принятия на баланс - 31.12.2004, т.е. после введения в действие нового ТК РФ. До принятия на баланс оборудования в качестве основных средств у общества не имелось оснований для обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
    
    В связи с чем пришли к выводу о том, что исходя из периода постановки технологического оборудования на баланс в качестве основных средств предприятия правоотношения по возврату таможенных платежей возникли с 31.12.2004 и должны регулироваться нормами нового ТК РФ, в частности, ст.355 Кодекса, согласно которой возврат излишне уплаченных таможенных платежей производится в течение трех лет со дня их уплаты или взыскания. Также указали, что в случае отсутствия монтажа оборудования и неотнесения его к производственным основным средствам по бухгалтерским проводкам у таможенного органа не было бы оснований для возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
    
    Утверждение судов двух инстанций о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы нового ТК РФ, является правильным.
    
    Вместе с тем суд кассационной инстанции считает неправомерным применение к спорным правоотношениям положений ст.355 ТК РФ по следующим основаниям.
    
    Названной нормой Кодекса установлены общие основания и порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных пошлин. Согласно ч.2 этой статьи заявление о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных пошлин подается в таможенный орган не позднее трех лет со дня уплаты или взыскания.
    
    Согласно ст.356 ТК РФ законодатель выделил отдельные (иные) случаи возврата таможенных пошлин и установил иной срок их возврата - обращение о возврате в таких случаях подается в таможенный орган не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.
    
    В частности, п.3 ч.1 ст.356 ТК РФ установлена возможность возврата таможенных пошлин, налогов в случае предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины.
    
    Статьей 34 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 (с изменениями) "О таможенном тарифе" предусмотрено, что под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.
    
    Согласно ст.37 названного Закона тарифные льготы предоставляются, в частности, на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий. Предоставление тарифных льгот производится в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины или освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении отдельных товаров.
    
    В соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" порядок предоставления льгот определяется Правительством Российской Федерации.
    
    Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от уплаты таможенной пошлины, если они не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам, ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала, ввозятся в качестве вклада в уставный капитал.
    
    Как правильно установили суды двух инстанций, на ввезенный обществом товар распространяются тарифные льготы.
    
    В связи с чем порядок возврата таможенных платежей должен регулироваться не ст.355 ТК РФ, предусматривающей трехлетний срок для обращения за возвратом, а ст.356 ТК РФ, устанавливающей иной - годичный срок для возврата таможенных платежей.
    
    На момент обращения общества в МСТ с заявлением о возврате таможенных платежей, уплаченных за ввезенный товар, на который установлены тарифные льготы, установленный ст.356 ТК РФ срок истек.
    
    В связи с чем у суда не имелось правовых оснований для признания незаконным оспариваемого по делу отказа таможни в возврате обществу 1067788 руб. 40 коп. излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины.
    
    При изложенных обстоятельствах принятые по делу судебные акты не соответствуют требованиям законодательства и подлежат отмене с вынесением нового решения по делу об отказе обществу в удовлетворении заявленного по делу требования.
    
    По правилам ст.110 АПК РФ с общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 18838 руб. 94 коп. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой (16838 руб. 94 коп.), апелляционной (1000 руб.) и кассационной (1000 руб.) инстанций.
    
    Руководствуясь ст.ст.284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
    
    Решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.11.2006 по делу N А40-51161/06-2-214, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2007 N 09АП-18413/2006-АК по тому же делу отменить.
    
    Отказать ООО "Райсио Ньютришн" в признании незаконным оформленного письмом от 25.04.2006 N 17-09/5714 решения Московской северной таможни об отказе возвратить обществу 1067788 руб. 40 коп. излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины и обязании возвратить таможенные платежи в указанном размере.
    
    Взыскать с ООО "Райсио Ньютришн" в доход федерального бюджета 33677 руб. 88 коп. госпошлины по делу.
    
    Резолютивная часть постановления объявлена 7 мая 2007 года.
    
    Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2007 года.
    
    

Председательствующий
...

Судьи
...