Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/814066588.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2007 года Дело N А13-118/2007


[Удовлетворяя заявление о признании недействительным требования таможни, суд установил, что ввезенные заявителем транспортные средства не являются подакцизным товаром, относятся к основным производственным фондам и ввезены для увеличения уставного капитала, в связи с чем у общества отсутствует обязанность по уплате таможенной пошлины, обеспечение исполнения которой требует таможенный орган]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Хохлова Д.В., судей: Бухарцева С.Н., Мунтян Л.Б., рассмотрев 30.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вологодской таможни на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.01.2007 по делу N А13-118/2007 (судья Логинова О.П.), установил:
    
    Общество с ограниченной ответственностью "Нордбус" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным требования Вологодской таможни (далее - таможня) от 28.12.2006 о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей.
    
    Решением суда от 22.01.2007 оспариваемое требование таможни признано недействительным. Суд обязал таможенный орган принять решение об условном выпуске автобусов.
    
    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
    
    В кассационной жалобе таможня просит отменить решение от 22.01.2007 в связи с неправильным, по ее мнению, применением судом положений статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Податель жалобы полагает, что он вправе требовать от заявителя предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в случае условного выпуска товара.
    
    Таможенный орган также считает ошибочным истолкование судом положений пункта 4 распоряжения Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 17.03.2004 N 118-р "О размере обеспечения уплаты таможенных платежей" (далее - Распоряжение ГТК РФ от 17.03.2004 N 118-р) как исключающих право требования обеспечения уплаты таможенных платежей в иных случаях, не предусмотренных названным актом.
    
    Кроме того, по мнению таможни, суд превысил свои полномочия, обязывая таможенный орган произвести условный выпуск автобусов, так как такое решение находится в исключительной компетенции таможенного органа.
    
    Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
    
    Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
    
    Из материалов дела видно, что общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - два бывших в употреблении туристических автобуса в качестве вклада в уставный капитал. Товар оформлен по грузовой таможенной декларации N 10204050/281206/0006556 в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления с условным начислением ввозной таможенной пошлины. Таможенный орган направил заявителю требование от 28.12.2006 о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 2141592 руб. 48 коп.
    
    Признавая оспариваемое требование таможни недействительным, суд посчитал, что в данном случае у общества отсутствует обязанность по уплате таможенной пошлины, обеспечение исполнения которой требует таможенный орган.
    
    Кассационная инстанция считает, что суд правильно применил нормы материального права.
    
    В силу статьи 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.
    
    В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что такие товары:
    
    не являются подакцизными;
    
    относятся к основным производственным фондам;
    
    ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
    
    Судом установлено, что ввезенные заявителем транспортные средства не являются подакцизным товаром, относятся к основным производственным фондам и ввезены для увеличения уставного капитала, в связи с чем у общества отсутствует обязанность по уплате таможенной пошлины, обеспечение исполнения которой требует таможенный орган.
    
    Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 151 и подпункту 2 пункта 1 статьи 337 ТК РФ товары подлежат условному выпуску, если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжения товарами. Исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях условного выпуска товаров.
    
    Пунктом 4 Распоряжения ГТК РФ от 17.03.2004 N 118-р таможенным органам предписано применять обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении товаров, выпущенных условно в связи с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 151 ТК РФ, только в случаях отсутствия необходимых документов, подтверждающих правомерность применения таких льгот.
    
    В силу пункта 3 статьи 14 ТК РФ требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.
    
    По мнению кассационной инстанции, ограничительное толкование положений подпункта 1 пункта 1 статьи 151 и подпункта 2 пункта 1 статьи 337 ТК РФ, изложенное в пункте 4 Распоряжения ГТК РФ от 17.03.2004 N 118-р, согласуется с требованиями пункта 3 статьи 14 ТК РФ, исключающими административный произвол в области таможенного дела.
    
    Судом установлено, что общество представило в таможенный орган все необходимые документы и сведения, подтверждающие право на льготу по уплате таможенной пошлины.
    
    Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 337 ТК РФ обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.
    
    Согласно материалам дела уставный капитал общества почти целиком сформирован за счет транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию и условно выпущенных для внутреннего потребления. Случаев их использования не по целевому назначению таможенный орган не выявил. Следовательно, в рассматриваемом случае имеются основания полагать, что требования таможенного законодательства будут выполнены заявителем.
    
    В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным и обязанность устранить допущенные нарушения права и законных интересов заявителя.
    
    В данном случае в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества судом избрано решение об условном выпуске ввезенных автобусов, приятие которого находится в исключительной компетенции таможенного органа. Суд в пределах собственных полномочий обязал таможню упомянутое решение принять.
    
    Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
    
    Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.01.2007 по делу N А13-118/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Вологодской таможни - без удовлетворения.
    
    Взыскать с Вологодской таможни в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
    
    

Председательствующий
Д.В.Хохлов

Судьи:
С.Н.Бухарцев
Л.Б.Мунтян