ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2007 года Дело N А56-228/2007
[Судом установлено наличие у заявителя переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, предназначенному для страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в пенсионный фонд на выплату страховой части трудовой пенсии, поэтому налоговая инспекция неправомерно отказала предпринимателю в удовлетворении заявления о возврате указанной суммы страховых взносов]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Мунтян Л.Б., судей: Подвального И.О., Троицкой Н.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Коряго Е.В. (доверенность от 03.10.2006 N 03-06/9018), рассмотрев 10.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2007 по делу N А56-228/2007 (судья Мирошниченко В.В.), установил:
Индивидуальный предприниматель Карпов Сергей Львович обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области (далее - Инспекция) возвратить ему 5567 руб. излишне уплаченных страховых взносов и об обязании Инспекции принять решение о возврате ему указанной суммы.
Решением суда первой инстанции от 16.03.2007 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает на то, что страховой взнос на обязательное пенсионное страхование не является налогом и положения статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежат применению при возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) не определены ни орган, уполномоченный проводить зачет (возврат) страховых взносов, ни порядок проведения такого зачета.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 6 Закона N 167-ФЗ предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Платежными поручениями от 18.04.2006 N 3 и от 26.06.2006 N 4 Карпов С.Л. излишне перечислил 5567 руб. страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.
В заявлении от 13.09.2006 предприниматель просит Инспекцию возвратить на его расчетный счет указанную сумму излишне уплаченных страховых взносов.
Налоговый орган в письме от 19.09.2006 N 283 отказал страхователю в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что Законом N 167-ФЗ не определен орган, уполномоченный на проведение зачета (возврата) страховых взносов.
Общество оспорило отказ Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление и обязал налоговый орган возвратить предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы.
Кассационная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Согласно абзацу 6 статьи 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не соответствуют понятию "налог", определение которого дано в статье 8 НК РФ.
Однако в соответствии со статьей 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ) и приложением 11.1 к этому Закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.2004 N 116н, которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из приведенных норм права следует, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Судом установлено и сторонами не оспаривается наличие у заявителя 5567 руб. переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по коду 18210202030061000160, предназначенному для страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии. Таким образом, Инспекция неправомерно отказала предпринимателю в удовлетворении заявления о возврате указанной суммы страховых взносов.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным отказ Инспекции в возврате страховых взносов и обязал налоговый орган возвратить Обществу 5567 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется.
В связи с тем, что с 01.01.2007 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с Инспекции следует взыскать в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2007 по делу N А56-228/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий
Л.Б.Мунтян
Судьи:
И.О.Подвальный
Н.В.Троицкая