ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2007 года Дело N А42-1315/2007
[Суд признал незаконным требование об уплате ввозной таможенной пошлины и НДС, а также пеней, поскольку факсимильный приемник карт погоды ввезен на территорию РФ на борту теплохода, указан в таможенной декларации судна и предназначен для получения карт погоды, передаваемых всемирной службой метеообеспечения мореплавания, то есть ввезен с целью его установки и последующей эксплуатации на судне, не предназначен для введения в гражданский оборот на территории РФ]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Подвального И.О., судей: Любченко И.С., Михайловской Е.А., при участии: от Мурманской таможни Романова Е.Д. (доверенность от 11.10.2005 N 25-19/124), от открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" Савельева А.Н. (доверенность от 01.01.2007 N юр 7/7), рассмотрев 20.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2007 по делу N А42-1315/2007 (судья Посыпанко Е.Н.), установил:
Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании требования Мурманской таможни (далее - таможня) от 29.12.2006 N 176 об уплате таможенных платежей.
Решением суда от 28.04.2007 заявление удовлетворено, оспариваемое требование признано недействительным как не соответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ). Суд обязал таможню устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права - положений статей 11, 124, 274, 319, 350 ТК РФ. По мнению подателя жалобы, факсимильный приемник карт погоды "FURUNO FAX 207" в момент ввоза не являлся штатным оборудованием, не входил в состав транспортного средства, а следовательно, перемещался как иностранный товар. После установки на судне данный приемник получил статус товара, находящегося в свободном обращении, однако таможенные платежи в порядке статьи 319 ТК РФ уплачены не были, что и послужило основанием для выставления оспариваемого обществом требования.
В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представитель общества отклонил их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в сентябре-декабре 2006 года таможня провела специальную таможенную ревизию общества за период с 20.09.2005 по 19.09.2006 (акт от 28.12.2006 N 10207000/281206/00031; листы дела 12-36) и установила, в числе прочего, следующие обстоятельства.
05.11.2005 общество (покупатель) и компания-продавец "STT INTERNATIONAL LIMITED" (Великобритания) заключили контракт N STT-17/10/05 купли-продажи оборудования согласно приложению 1, в том числе судового факсимильного приемника карт погоды "FURUNO FAX 207". Указанный приемник погружен на борт теплохода "Александр Суворов" в порту Тернезен (Нидерланды) с целью его последующей установки и использования на судне. В соответствии с актом приема-передачи объекта основных средств от 08.11.2005 N 1840 приемник принят к бухгалтерскому учету обществом и отражен на балансовом счете 01 "Основные средства".
14.11.2005 судно прибыло в порт Мурманск (зона действия таможни) с целью погрузки товара для дальнейшей перевозки в порт Антверпен (Бельгия). Таможенное оформление судна осуществлялось в упрощенном порядке на основании поданной в таможню генеральной (общей) декларации от 14.11.2005 (лист дела 49) и в соответствии с положениями статей 274, 276 и 279 ТК РФ (обратный ввоз временно вывезенных транспортных средств). Наличие на борту судна приемника "Furino Fax 207" указано в графе 16 декларации. Отдельная грузовая таможенная декларация на данный приемник не подавалась, его оформление произведено таможней в соответствии с пунктом 2 статьи 278 ТК РФ (в качестве временно ввозимого оборудования) с предоставлением полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно пояснениям капитана от 16.11.2005 приемник 15.11.2005 установлен на судне специалистами БТОФ ОАО "Мурманское морское пароходство". Установка приемника произведена взамен факсимильного аппарата "Иней" ("Фиалка"), который не списан и находится на борту судна. Приемник введен в эксплуатацию для получения судном карт погоды, передаваемых всемирной службой метеообеспечения мореплавания.
16.11.2005 теплоход "Александр Суворов" вышел из порта Мурманск в порт Антверпен (Бельгия). При этом факсимильный приемник карт погоды "FURUNO FAX 207" к вывозу не заявлялся (в качестве вывозимого оборудования).
По результатам ревизии таможенный орган сделал вывод о том, что поскольку на момент обратного ввоза судна (14.11.2005) приемник карт погоды "FURUNO FAX 207" является дополнительным, а не штатным оборудованием (неотъемлемой частью судна, не смонтирован), он должен был оформляться в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" с уплатой соответствующих таможенных платежей.
Данные обстоятельства послужили таможне основанием для направления заявителю требования от 29.12.2006 N 176 об уплате 29415 руб. 02 коп. таможенных платежей, в том числе 12359 руб. 25 коп. ввозной таможенной пошлины и 17055 руб. 77 коп. налога на добавленную стоимость, а также 4726 руб. 50 коп. пеней за период с 16.11.2005 по 29.12.2006.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, указав, что спорный приемник предназначался для замены штатного оборудования, необходимого для эксплуатации судна, и не может рассматриваться как товар, выступающий самостоятельным объектом декларирования.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Суд правильно применил нормы материального права.
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 14 ТК РФ).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 11 ТК РФ транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.
Как указано в статье 270 ТК РФ, транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 ТК РФ.
Главой 22 ТК РФ предусмотрены как правила временного ввоза и временного вывоза транспортных средств, так и отдельные правила временного ввоза и временного вывоза оборудования и запасных частей (статья 278 ТК РФ).
Таможенное оформление транспортных средств, запасных частей и оборудования производится в упрощенном порядке в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или месте убытия с этой территории (пункт 1 статьи 279 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 276 ТК РФ при обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации временно вывезенного транспортного средства таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если транспортное средство не подвергалось за пределами таможенной территории Российской Федерации операциям по переработке (за исключением операций, указанных в данном пункте).
Согласно пункту 2 статьи 278 ТК РФ временно ввозимые запасные части и оборудование, которые предназначены для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства, подлежат полному условному освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов.
По смыслу приведенной нормы права (в системном единстве с другими положениями Таможенного кодекса Российской Федерации) по факту временного ввоза "предназначение" материального объекта (целевой критерий) является единственным условием для возникновения определенных правовых последствий.
Тот же критерий ("предназначение" материального объекта) имеет юридическое значение и в силу Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденного приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12.09.2001 N 892 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.10.2001 за N 2958; далее - Положение).
Как указано в пункте 2 Положения, судовое снаряжение - предметы, за исключением запасных частей, находящиеся и предназначенные для использования на судне, которые являются движимыми, но не имеют потребительского характера, в том числе такие принадлежности судна, как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебель и другие предметы судового снаряжения и обстановки; судовые запасные части - предметы, предназначенные для ремонта или замены частей оборудования судна, на котором они перевозятся (подпункты "г" и "д").
Положение утверждено на основании Конвенции по облегчению международного морского судоходства от 09.04.65 (Лондон), участницей которой является Российская Федерация, в целях внутригосударственной реализации норм международного договора. В разделе 1 Конвенции определяются и разграничиваются понятия "груз", "судовое снаряжение", "судовые запасные части". Правовое значение такого разграничения для таможенных правоотношений подтверждается, прежде всего, общей целью Конвенции, указанной в ее преамбуле: облегчить морское судоходство путем упрощения и сокращения до минимума формальностей, требований в отношении документов и процедур при приходе, стоянке и отходе судов заграничного плавания.
Судом первой инстанции установлено, что факсимильный приемник карт погоды "FURUNO FAX 207" ввезен на территорию Российской Федерации на борту теплохода "Александр Суворов", указан в графе 16 общей таможенной декларации судна и предназначен для получения карт погоды, передаваемых всемирной службой метеообеспечения мореплавания, то есть ввезен с целью его установки и последующей эксплуатации на судне.
Приемник смонтирован на судне именно с целью максимально безопасного и эффективного международного судоходства, а следовательно, не предназначен для введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации. Функциональные признаки такого приемника со всей очевидностью позволяют сделать вывод о его статусе применительно к пункту 2 статьи 278 ТК РФ.
Таким образом, следует признать, что у таможенного органа отсутствовали правовые и фактические основания для направления оспариваемого требования заявителю. Доводы жалобы сопряжены с неверным истолкованием материального закона.
Процессуальные основания для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 102, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2007 по делу N А42-1315/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Взыскать с Мурманской таможни в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий
И.О.Подвальный
Судьи:
И.С.Любченко
Е.А.Михайловская