Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/814086467.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2007 года Дело N А44-643/2007


[Суд отменил решение и постановление суда и передал дело о признании незаконным и отмене постановления ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о назначении обществу административного наказания на основании части 4 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку определением Росфиннадзора протокол об административном правонарушении возвращен в налоговый орган для устранения выявленных недостатков]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Хохлова Д.В., судей: Любченко И.С., Мунтян Л.Б., при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Амкор Ренч Новгород" Сигарева Ю.А. (доверенность от 31.08.2007), Голованова А.Г. (доверенность от 31.07.2007), от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области Антонова М.М. (доверенность от 05.09.2007 N 30), рассмотрев 12.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05.04.2007 (судья Бочарова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2007 (судьи: Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Потеева А.В.) по делу N А44-643/2007, установил:
    
    Общество с ограниченной ответственностью "Амкор Ренч Новгород" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области (далее - Росфиннадзор) от 06.03.2007 N 49-07/14 о назначении обществу административного наказания на основании части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
    
    Решением суда от 05.04.2007 заявленные обществом требования удовлетворены.
    
    Постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2007 решение суда оставлено без изменения.
    
    В кассационной жалобе Росфиннадзор просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что протокол об административном правонарушении составлен в присутствии главного бухгалтера общества, полномочия которого подтверждены доверенностью.
    
    В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения.
    
    В судебном заседании представитель Росфиннадзора поддержал доводы кассационной жалобы, а представители общества возражали против ее удовлетворения.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
    
    Как видно из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности послужило несвоевременное выполнение обязанности по получению на свой счет в уполномоченном банке 170075,92 евро денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары. По данному факту Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области составила в отношении заявителя протокол от 20.02.2007 N 2.16-11/2 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ. Постановлением Росфиннадзора от 06.03.2007 N 49-07/14 резиденту назначено административное наказание в виде 4396581 руб. штрафа.
    
    Обжалуемые судебные акты мотивированы тем, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества, не извещенного о времени и месте совершения данного процессуального действия. Суд апелляционной инстанции также отметил составление по одному и тому же факту правонарушения двух протоколов, что, по его мнению, не предусмотрено действующим законодательством.
    
    Кассационная коллегия считает, что суды обеих инстанций неправильно применили нормы процессуального права.
    
    Согласно частям 3-5 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
    
    В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
    
    Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что протокол об административном правонарушении составлен в присутствии главного бухгалтера общества Самсоновой Т.Г., уполномоченной генеральным директором Каплуном Б.И. на представление интересов заявителя в налоговом органе согласно доверенности от 16.02.2007, то есть лица, не являющегося законным представителем правонарушителя.
    
    Вместе с тем в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении являются существенные процессуальные нарушения, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
    
    Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
    
    Согласно материалам дела законному представителю общества была предоставлена возможность компенсировать его отсутствие при составлении протокола участием в рассмотрении дела. Копия определения Росфиннадзора от 21.02.2007 о назначении времени и места рассмотрения дела направлена заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении.
    
    Однако генеральный директор общества не пожелал лично присутствовать при рассмотрении дела, направив в Росфиннадзор представителей - Самсонову Т.Г. и Сигарева Ю.А., уполномоченных на защиту интересов резидента в соответствии с доверенностями от 06.03.2007 с правами на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений, представление доказательств, заявление ходатайств, отводов.
    
    Таким образом, общество не было лишено соответствующих процессуальных гарантий ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни в ходе рассмотрения дела. В каждой из названных стадий производства по делу права и законные интересы заявителя защищались его представителями, уполномоченными на то генеральным директором, следовательно, отсутствие законного представителя общества при составлении протокола и вынесении оспариваемого постановления не отразилось на полноте, всесторонности и объективности рассмотрения дела. Допущенное Росфиннадзором процессуальное нарушение не является существенным, поскольку для защиты интересов заявителя имелись все необходимые возможности и средства.
    
    Вывод суда апелляционной инстанции о том, что составление двух протоколов об одном административном правонарушении не предусмотрено действующим законодательством, является ошибочным.
    
    В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ неправильное составление протокола служит основанием для его возвращения в орган, должностному лицу, которые составили протокол, о чем выносится определение.
    
    Как следует из материалов дела, определением Росфиннадзора от 19.02.2007 протокол об административном правонарушении от 16.02.2007 возвращен в налоговый орган для устранения выявленных недостатков, после чего соответствующим должностным лицом составлен протокол от 20.02.2007.
    
    Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
    
    При новом рассмотрении дела суду необходимо установить наличие либо отсутствие в поведении общества состава вменяемого ему в вину административного правонарушения и принять законное и обоснованное решение.
    
    Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Новгородской области от 05.04.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2007 по делу N А44-643/2007 отменить.
    
    Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области.
    
    

Председательствующий
Д.В.Хохлов

Судьи:
И.С.Любченко
Л.Б.Мунтян