Государственный таможенный комитет Российской Федерации
Северо-Западное таможенное управление Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
от 24 декабря 2004 года
УТВЕРЖДАЮ
Начальник
Санкт-Петербургской таможни
полковник таможенной службы
И.И.Мушкет
Технологическая схема
проведения радиационного контроля системой радиационного
контроля "Янтарь-2СН" и поисковым микропроцессорным
дозиметром ИСП-РМ1401К-01 на СВХ "Восход" по адресу:
пл.Паровозный Музей, д.1
1. Общие положения
1.1. Настоящая технологическая схема разработана в соответствии с требованиями "Основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСПОРБ-99" и "Нормы радиационной безопасности НРБ-99", "Методическим руководством по технологии таможенного контроля делящихся, радиоактивных материалов и товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения" и другими действующими нормативными документами.
1.2. Все грузы, доставляемые на СВХ "Восход" в рамках таможенного контроля, проходят обязательный радиационный контроль (далее - РК).
1.2.1. Все грузы, доставляемые на СВХ "Восход" автомобильным транспортом, проходят обязательный дозиметрический контроль с использованием системы радиационного контроля "Янтарь-2СН".
1.2.2. Все железнодорожные грузы, доставляемые на СВХ "Восход", проходят обязательный дозиметрический контроль с использованием ИСП-РМ1401К-01.
1.3. Этапы радиационного контроля (первичный РК, дополнительный РК, углубленное радиационное исследование) на СВХ "Восход" осуществляются сотрудниками таможенных органов.
1.4. Поисковый дозиметр ИСП-РМ1401К-01 и система радиационного контроля "Янтарь-2СН" является собственностью владельца склада и передается для использования сотрудникам таможни, осуществляющим таможенный контроль за делящимися и радиоактивными материалами. Организация технического обслуживания и поверки дозиметра ИСП-РМ1401К-01 и системы радиационного контроля "Янтарь-2СН" производится его владельцем. Поверка дозиметра осуществляется с периодичностью 12 месяцев.
1.5. На всех этапах РК в соответствии с законодательством РФ должны быть приняты специальные меры по обеспечению радиационной безопасности. При проведении радиационного контроля необходимо соблюдать "Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСПОРБ-99" и "Нормы радиационной безопасности НРБ-99."
1.6. Для обеспечения выполнения требований законодательства РФ владелец склада:
- утверждает "Инструкцию о порядке действий работников СВХ "Восход" при срабатывании СПРК "Янтарь", которая является неотъемлемой частью настоящей технологической схемы и проходит согласование у ответственного за радиационную безопасность подразделения таможни (приложение 3*);
_______________
* Приложение 3 в рассылке не приводится. - Примечание .
- обеспечивает изготовление предупредительных знаков в соответствии с требованиями ОСПОРБ-99.
2. Первичный РК
2.1. Первичный РК товаров и транспортных средств, поступающих в зону таможенного контроля СВХ "Восход" автомобильным транспортом, осуществляется системой первичного радиационного контроля (далее - СПРК "Янтарь-2СН"), зав. N 9053-04, а при ее неисправности - поисковым дозиметром ИСП-РМ1401К-01, зав. N 40061.
Первичный РК товаров и транспортных средств, поступающих в зону таможенного контроля СВХ "Восход" железнодорожным транспортом, осуществляется поисковым дозиметром ИСП-РМ1401К-01, зав. N 40061.
2.2. Со стороны владельца склада ответственным за организацию технического обслуживания и поверку технических средств РК назначается начальник грузового отдела Самхарадзе B.C. (118-35-11).
2.3. О всех неисправностях средств радиационного контроля ответственные лица таможни незамедлительно докладывают в службу ТКРДМ.
2.4. Движение товаров и транспортных средств на контролируемой территории осуществляется согласно прилагаемой схеме (приложение 2*).
_______________
* Приложение 2 в рассылке не приводится. - Примечание .
2.5. СПРК "Янтарь" (далее - система) должна работать круглосуточно, непрерывно.
2.5.1. Объект, подвергающийся РК системой первичного радиационного [контроля] "Янтарь-2СН", должен двигаться через контролируемую зону равномерно без остановок, со скоростью 5-10 км/час.
2.5.2. Остановка объекта, при необходимости, разрешается не ближе 5 метров от стойки до проезда через контролируемую зону и не ближе 5 метров от стойки после проезда через контролируемую зону.
Если проезд через контролируемую зону невозможен без остановки, то объект должен остановиться в контролируемой зоне на время не менее 10 секунд и после этого равномерно продолжить движение дальше.
2.5.3. При движении через контролируемую зону объекта, подвергающегося РК, запрещается одновременное нахождение с ним в контролируемой зоне любых других объектов (машин, погрузчиков, людей и т.д.).
2.5.4. Если в очереди на проезд находится несколько объектов, то они должны следовать друг за другом с интервалом не менее 30 секунд, соблюдая указанные выше правила.
2.6. Радиационный контроль товаров и транспортных средств, поступающих в зону таможенного контроля СВХ "Восход" железнодорожным транспортом, проводится перед помещением товара на СВХ инспектором отдела таможенного досмотра. Вагон при этом должен находиться на отдельном пути, интервал от других вагонов - не менее 5 метров.
2.7. Выявленные в ходе первичного РК товары и транспортные средства с повышенным уровнем ионизирующего излучения выделяются из общего потока и размещаются на определенном сотрудником таможенного органа участке зоны таможенного контроля (отмеченном заранее) для проведения дополнительного РК.
2.8. Результаты первичного РК, включая информацию по выделенному объекту и параметры "срабатывания" технических средств, документируются.
3. Дополнительный РК
3.1. В качестве основания для проведения дополнительного РК товаров и транспортных средств могут рассматриваться результаты первичного РК, а также:
- получение оперативной информации;
- результаты проверки товаросопроводительных документов;
- выявление иных признаков наличия ДРМ и товаров с повышенным содержанием радионуклидов, в т.ч. обнаружение знаков радиационной опасности, характерных защитных контейнеров и т.д.
3.2. Целями дополнительного радиационного контроля являются:
- выяснение причин срабатывания СПРК "Янтарь-2СН", поиск и локализация объектов, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения;
- измерение радиационных характеристик объекта, включая уровни поверхностного загрязнения альфа- и бета-радионуклидами;
- оценка степени радиационной опасности объекта.
3.3. Дополнительный РК проводится:
- прошедшими специальную подготовку сотрудниками таможенных органов, осуществляющими таможенный досмотр, - только для осуществления предварительной оценки степени радиационной опасности объекта. Самостоятельный поиск и локализация радиационно опасных объектов запрещены.
3.4. В ходе проведения дополнительного РК в целях обеспечения радиационной безопасности должны выполняться следующие требования:
- объект с повышенным уровнем ионизирующего излучения должен быть удален на возможно большее расстояние;
- время пребывания людей вблизи объекта с повышенным уровнем ионизирующего излучения должно быть ограничено;
- должны быть вывешены предупредительные знаки (выставлено ограждение), отчетливо фиксируемые с расстояния не менее 3 метров.
3.5. Результаты дополнительного РК документируются.
3.6. По результатам дополнительного РК, анализа товаросопроводительных документов сотрудниками службы ТКРДМ таможни принимается решение о прекращении проведении РК либо о проведении углубленного радиационного обследования выявленного объекта с повышенным уровнем ионизирующего излучения.
4. Углубленное радиационное обследование
4.1. Целью углубленного радиационного обследования является максимально возможная локализация и первичная идентификация ДРМ, содержащихся в объекте.
4.2. Углубленное радиационное обследование осуществляется сотрудниками службы ТКРДМ таможни, результаты документируются.
4.3. На основании полученных результатов принимается решение о дальнейших действиях с объектом, имеющим повышенный уровень ионизирующего излучения.
5. Экспертиза радиационного груза
5.1. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные знания в науке и технике.
5.2. Решение о назначении экспертизы оформляется в виде:
- поручения о проведении экспертизы;
- постановления о проведении экспертизы.
5.3. По результатам экспертизы сотрудник службы ТКРДМ принимает решение о дальнейших действиях с объектом, имеющим повышенный уровень ионизирующего излучения.
6. Порядок оповещения
6.1. При "срабатывании" аппаратуры радиационного контроля задействуется план оповещения при выявлении в ходе проведения РК товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения (приложение 1).
6.2. При обнаружении в ходе проведения РК признаков радиационной аварии дальнейшие действия предпринимаются в соответствии с Инструкцией по предупреждению радиационных аварий и пожаров, ликвидацией их последствий, а также Планом мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационной аварии и пожара.
И.о. начальника таможенного поста "Шушарский"
подполковник таможенной службы
И.Н.Ерошкин
Руководитель службы ТКДРМ
Н.Г.Кадука
Приложение 1
План оповещения
при выявлении в ходе проведения РК товаров
и транспортных средств с повышенным уровнем
ионизирующего излучения
N |
Кто производит оповещение |
Кого оповещает |
На каком этапе РК | |
|
Основное |
Дублирует |
|
производится оповещение |
1 |
Досмотровый инспектор |
Начальник грузового отдела СВХ |
Ответственного за РК в месте доставки |
Первичный РК |
2 |
Ответственный за РК в месте доставки |
Досмотровый инспектор |
Ответственного за РБ подразделения таможни |
Дополнительный РК |
3 |
Ответственный за РБ подразделения таможни |
Ответственный за РК в месте доставки |
Службу ТКРДМ |
Дополнительный РК |
4 |
Сотрудник службы ТКРДМ |
|
Руководство таможни, оперативного дежурного (в случае возникновения радиационной аварии) |
Углубленное радиационное обследование |
Примечание: Радиационная авария - потеря управления источника ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей сверх установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды.
Текст документа сверен по:
рассылка