Отражение в бухгалтерском учете приобретения
недвижимости под офис
Вопрос:
Как документально оформить приобретение недвижимости под офис и отразить эти операции в бухгалтерском учете?
Ответ:
Приобретение недвижимого имущества оформляется договором купли-продажи недвижимого имущества (договором продажи недвижимости), согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 549, ГК РФ).
Договор продажи недвижимости составляется в письменной форме, путем составления одного документа, подписанного сторонами (статья 550 ГК РФ), несоблюдение формы договора влечет его недействительность.
Право собственности на недвижимое имущество у покупателя возникает с момента государственной регистрации этого договора (статьи 164, 219, 551, ГК РФ) в органах, уполномоченных на эти действия (Городское Бюро Регистрации).
До момента государственной регистрации продавец обязан предоставить информацию о своих правах на недвижимость, не находится ли недвижимость в залоге или под арестом.
После приобретения права собственности недвижимость передается продавцом покупателю по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче (статья 556, ГК РФ). Наличие договора продажи недвижимости, свидетельства о государственной регистрации недвижимости, передаточного акта, по нашему мнению, достаточно для постановки недвижимости на баланс покупателя.
Для отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению недвижимости следует руководствоваться письмом Минфина РФ от 29 октября 1993 года N 118 с изменениями от 3 апреля 1996 года N 37.
Особенности отражения в бухгалтерском учете этих операций определяются конкретно объектом недвижимости. При приобретении отдельных квартир в объектах жилого фонда организация-покупатель отражает их стоимость на дебете счета 04 "Нематериальные активы" в корреспонденции со счетами учета расчетов в договорной оценке (Письмо N 118 п.2, аб.3).
Для учета нежилых помещений, встроенных в здания (включая жилые дома) и являющихся с ними неделимым объектом открывается отдельный субсчет счета 01 "Основные средства" соответствующего наименования "Нежилые помещения" (Письмо N 118 п.4, аб.1).
Организация-покупатель отражает стоимость приобретенных нежилых помещений по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08 "Капитальные вложения". Аналогично описанному порядку отражается на счете 01 "Основные средства" покупка отдельного здания.
Амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств по нежилым помещениям и отдельному зданию начисляются по нормам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 года N 1072, установленным для соответствующей категории зданий (Письмо N 118 п.4, аб.4).
25.10.96 N А133
Совместное российско-американское
предприятие "Международное
консультирование, производство, учет"
Санкт-Петербург
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В соотв. с п. 4.2 Приказа Минфина от 03.09.97 N 65н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97", с 01.01.98 амортизация объектов основных средств производится одним из четырех указанных в этом пункте способов.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------