Отражение в бухгалтерском учете
операций по приобретению
недвижимости
Вопрос.
Как документально оформить приобретение недвижимости под офис и отразить эти операции в бухгалтерском учете пенсионного фонда?
Ответ.
Приобретение недвижимого имущества оформляется договором купли-продажи недвижимого имущества (договором продажи недвижимости), согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 549, ГК РФ).
Договор продажи недвижимости составляется в письменной форме, путем составления одного документа, подписанного сторонами (статья 550, ГК РФ), несоблюдение формы договора влечет его недействительность.
Право собственности на недвижимое имущество у покупателя возникает с момента государственной регистрации этого договора (статьи 164, 219, 551, ГК РФ) в органах, уполномоченных на эти действия (Городское Бюро Регистрации).
До момента государственной регистрации продавец обязан предоставить информацию о своих правах на недвижимость, не находится ли недвижимость в залоге или под арестом, а также договор продажи недвижимости следует нотариально удостоверить (статья 7 Федерального Закона от 26 октября 1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие второй части Гражданского Кодекса").
После приобретения права собственности недвижимость передается продавцом покупателю по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче (статья 556, ГК РФ). Наличия договора продажи недвижимости, свидетельства о государственной регистрации недвижимости, передаточного акта, понашему мнению, достаточно для постановки недвижимости на баланс покупателя.
Для отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению недвижимости следует руководствоваться письмом Минфина РФ от 29 октября 1993 года N 118 с изменениями от 3 апреля 1996 года N 37.
Особенности отражения в бухгалтерском учете этих операций определяются конкретно объектом недвижимости. При приобретении отдельных квартир в объектах жилого фонда организация-покупатель отражает их стоимость на дебете счета 04 "Нематериальные активы" в корреспонденции со счетами учета расчетов в договорной оценке (Письмо N 118 п.2, аб.3).
Для учета нежилых помещений, встроенных в здания (включая жилые дома) и являющихся с ними неделимым объектом, открывается отдельный субсчет счета 01 "Основные средства" соответствующего наименования "Нежилые помещения" (Письмо N 118 п.4, аб.1).
Организация-покупатель отражает стоимость приобретенных нежилых помещений по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08 "Капитальные вложения". Аналогично описанному порядку отражается на счете 01 "Основные средства" покупка отдельного здания.
Директор по аудиту О.Д.Сотникова
Менеджер по аудиту Д.В.Осипов
30 октября 1996 года N А134
"Союз аудиторских фирм"
Совместное российско-американское
предприятие "Международное консультирование,
производство, учет"
Санкт-Петербург