Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/842600263.htm


Штрафные санкции (НДС)


    Вопрос:
    
    Предприятие в отчетном периоде не осуществляло реализацию товаров (работ, услуг), в связи с чем у него не было и оборота, облагаемого налогом на добавленную стоимость (НДС). Задолженности перед бюджетом по уплате НДС по предыдущим периодам также не было. В то же время предприятие ошибочно завысило суммы НДС по материальным ресурсам, стоимость которых не должна была относиться на издержки производства и обращения, и в налоговом расчете по НДС предъявило этот налог на возмещение из бюджета. Однако письменного заявления на возмещение сумм НДС из бюджета предприятие не подавало.

    При проверке правильности исчисления и уплаты НДС налоговая инспекция приняла решение о наложении финансовых санкций в размере налога за сокрытый объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, считая НДС, необоснованно предъявленный предприятием бюджету, сокрытым объектом налогообложения. После проверки предприятие внесло в расчет по НДС соответствующие изменения.


    Правомерно ли наложение финансовых санкций в рассматриваемой ситуации?

    
    Ответ:
    
    В Письме ГНС РФ от 29.10.93 N ВЗ-4-05/169н "О применении штрафных санкций за занижение (сокрытие) налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет" разъясняется, что финансовые санкции, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (сумма налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штраф в том же размере), подлежат применению по отношению к налогоплательщикам, допустившим не только неправильное исчисление НДС по реализованным товарам (работам, услугам), но и налога по покупным материальным ресурсам, отраженным по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом".

    Таким образом, необоснованное отнесение на издержки производства и обращения стоимости приобретаемых материальных ресурсов (работ, услуг) и отражение сумм НДС по ним по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" (предъявление НДС бюджету) является основанием для применения вышеуказанных финансовых санкций.

    Но в соответствии с п.4 ст.11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" налогоплательщик несет ответственность в виде финансовых санкций в случае неисполнения своих обязанностей, а именно своевременной и полной уплаты налогов (п.1 ст.11 Закона "Об основах налоговой системы РФ"). Следовательно, для решения вопроса о применении финансовых санкций необходимо установить факт неуплаты или несвоевременной уплаты налога налогоплательщиком.

    В рассматриваемой ситуации необоснованное отражение сумм НДС по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" и предъявление их бюджету в налоговом расчете не повлекли нарушение предприятием обязанности уплатить налог, поскольку в отчетном периоде у предприятия не возникло обязанности уплатить НДС: в этот период отсутствовал объект налогообложения , а именно - оборот по реализации товаров (работ, услуг).

    Предъявление сумм НДС бюджету в налоговом расчете по НДС не означает того, что эти суммы были возмещены предприятию бюджетом, поскольку такое возмещение возможно только в порядке, установленном Законом "О налоге на добавленную стоимость" (по письменному заявлению налогоплательщика).

    Таким образом в рассматриваемой ситуации необоснованное списание сумм НДС в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" и предъявление НДС на возмещение из бюджета в налоговом расчете не повлекло за собой неуплату налога и нарушение обязанности уплатить налог и, следовательно, отсутствуют основания для наложения финансовых санкций.


Юрисконсульт                               А.В.Аверкиев
9 сентября 1996 года N А102


"Союз аудиторских фирм"
Консультационная фирма "АСП-аудит"
Санкт-Петербург