О порядке документального оформления внесения исправлений
в регистры бухгалтерского учета
Вопрос:
Каков порядок документального оформления внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета?
Ответ:
Исправления искажений бухгалтерской отчетности текущего года производятся путем сторнировочных записей по счетам бухгалтерского учета, по которым допущены искажения. В случае установления фактов неправильного составления бухгалтерской отчетности прошлых лет исправления в такую отчетность не вносятся, а отражаются в текущем году. Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.
Исправительные записи в бухгалтерском учете производятся одним из двух способов:
-неправильно сделанная в предыдущем периоде бухгалтерская запись сторнируется и производится правильная запись;
-производится дополнительная запись на сумму, не отраженную на счетах бухгалтерского учета.
В разделе Инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства (Инструкция Минфина СССР от 7.03.60 N 63) указывается, что исправление обнаруженных в регистрах ошибок, до проставления итогов, осуществляется в следующем порядке: ошибочная запись зачеркивается красными чернилами, а правильная сумма приводится над зачеркнутой - черными чернилами. Если ошибка обнаружена в журнале-ордере после проставления в нем итогов, но до внесения их в Главную книгу, исправление должно быть сделано в предусмотренных после итогов свободных строках или графах.
После записи в Главную книгу итогов журналов-ордеров никакие исправления в них не допускаются. Необходимые уточнения оборотов оформляются специально составляемой бухгалтерской справкой. Данные справки заносятся в Главную книгу обособленно.
Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в журналах-ордерах дополнительной записью /уменьшение оборотов - красным/.
В Методических указаниях по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники (П. 3.3.7 Методических указаний по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники. Письмо Министерства финансов СССР от 20.02.81 г. № 35. Инструкция Госкомстата СССР от 20.02.81 34-Р/426) подчеркивается, что машинные носители по единому макету по разовым хозяйственным операциям, исправительным записям и в других соответствующих случаях могут формироваться на основании бухгалтерской справки. Каждая запись в бухгалтерской справке должна быть обоснована документально, а исправительная запись - ссылкой на основание для ее составления и данные об исправляемой записи (номер пачки, дата операции).
В бухгалтерской справке должен фиксироваться факт неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и, кроме того, обосновывается необходимость произведенных в учетных регистрах исправительных записей. Указанная справка в данном случае выполняет роль первичного бухгалтерского документа, на основании которого производится запись в учетных регистрах.
Оформление бухгалтерской справки должно соответствовать требованиям, предъявляемым к первичным учетным документам и содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа (бухгалтерская справка;
- дату составления;
- содержание операции (подробное описание неправильно отраженной операции; содержание неверно произведенной записи; раскрытие причин неверного произведения записи и способа ее исправления на счетах бухгалтерского учета; содержание исправительной записи);
- измерители операции ( в денежном и, при исправлении записей об операциях, связанных с движением товарно-материальных ценностей, натуральном выражении);
- наименование должностей лиц, ответственных за бухгалтерский учет данной операции;
- личные подписи должностных лиц и их расшифровки.
Тартаковская Н.Ф.
ЗАО "Аудиторская фирма "Сервис-Аудит",
г. Москва
8 апреля 1999 года N А426