Об обложении НДС услуг предприятия
по экспедиционному обслуживанию продовольственных товаров,
ввозимых в Россию в качестве товарного кредита из США
Вопрос:
Облагаются ли НДС услуги предприятия по экспедиционному обслуживанию продовольственных товаров (далее - товары), ввозимых в Россию в первом полугодии 1999 года в качестве товарного кредита из США, при их импортировании и первоначальном распределении?
Ответ:
АНАЛИЗ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Применение НДС в России регулируется Законом РФ № 1992-1 от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. от 02.01.2000) (далее - Закон РФ № 1992-1). Кроме этого, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Законом РФ № 1992-1, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Международными договорами о поставках товаров в отношении налогов предусмотрено следующее:
"Меморандумом о взаимопонимании об осуществлении безвозмездной поставки продовольственных продуктов" между Европейским сообществом и Российской Федерацией от 20 января 1999 года (далее - Меморандум) предусмотрено, что:
"Продукты, поставленные Европейским Сообществом безвозмездно, будут при их ввозе в Россию, освобождены от таможенных пошлин и других налогов, сборов, ..... уплачиваемых при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации."
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о безвозмездном предоставлении сельскохозяйственных товаров от 23 декабря 1998 г. (далее - Соглашение 1) предусмотрено, что:
"Никакие таможенные пошлины не должны применяться Российской Федерацией к ввозимым товарам, безвозмездно предоставляемым по настоящему Соглашению. Российская Федерация не должна начислять никаких иных налогов во время импортирования или первоначального распределения или продажи этих товаров."
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о продаже сельскохозяйственных товаров от 23 декабря 1998 г. (далее - Соглашение 2) предусмотрено, что:
"Никакие таможенные пошлины не должны применяться страной - импортером к ввозимым товарам, финансируемым в рамках настоящего Соглашения. Страна - импортер не должна начислять никаких иных налогов во время импортирования или первоначального распределения или продажи этих товаров."
Как видно из приведенных выдержек, ни один из международных договоров Российской Федерации не содержит в явном виде условия о том, что не должны начисляться налоги на стоимость услуг по экспедированию товаров, ввозимых в Россию в соответствии с Меморандумом и Соглашениями 1 и 2. В этих условиях применяются правила Законов Российской Федерации, т.е. в данном случае - Закона РФ № 1992-1.
ОБЛОЖЕНИЕ НДС УСЛУГ ПО ЭКСПЕДИРОВАНИЮ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ В КАЧЕСТВЕ ТОВАРНОГО КРЕДИТА США.
Из статуса товаров ("товарный кредит"), указанного в вопросе следует, что эти товары поставляются не на безвозмездной основе и исходя из Закона РФ № 95-ФЗ не являются безвозмездной помощью. Следовательно, действие Закона РФ № 95-ФЗ не распространяется на услуги по экспедированию этих товаров. В этих условиях основания для налоговых льгот можно также искать в Соглашении 2.
Однако, как было указано выше, в Соглашении 2 в явном виде предусмотрено освобождение товаров от ввозных пошлин и "иных налогов", и не предусмотрено освобождение от НДС услуг по экспедированию ввозимых товаров во время их импортирования или первоначального распределения или продажи.
Тем не менее Министерство по налогам и сборам РФ нашло основания для того, чтобы дать разъяснение, что не облагаются НДС работы, связанные с погрузкой, перегрузкой и транспортировкой товаров, ввозимых в соответствии с соглашениями, указанными в п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.02.99 № 130, т.е. по всем трем перечисленным ранее межправительственным соглашениям (Письмо МНС РФ от 19.04.99 № ВГ-6-03/247@).
Возможным мотивом такого разъяснения является то, что расходы государственных агентов на транспортно-экспедиционные цели оплачиваются из бюджета. При этом оплата услуг с НДС увеличивает расходы бюджета, а доходы бюджета в виде НДС, полученного организациями, оказывающими услуги по транспортно-экспедиционной обработке ввозимых товаров от государственных агентов, поступят в бюджет позднее. Тем самым, из бюджета будут отвлечены средства, что не соответствует интересам Министерства финансов и МНС, которое эти интересы в данном случае выражает.
На вопрос, распространяется ли действие Письма МНС РФ № ВГ-6-03/247@ на услуги по экспедированию товаров, можно сказать следующее.
Согласно Налоговому кодексу РФ к обязанностям налоговых органов относится проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах.
В Письме МНС РФ № ВГ-6-03/247@ разъяснено, что налоговые режимы, предусмотренные Соглашением 2, распространяются также и на услуги по их обработке при импортировании и первоначальном распределении. Приведенный в письме перечень работ, освобождаемых от НДС, не является законченным. В соответствии со ст. 801 ГК РФ: "По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза". Исходя из этого, действие разъяснения можно распространить и на экспедиторские услуги.
ВЫВОД
Из формулировки параграфа "L. Налоги и таможенные пошлины" Соглашения 2 невозможно сделать однозначный вывод о том, облагаются или нет налогом на добавленную стоимость услуги по транспортно-экспедиционной обработке ввозимых товаров.
Применение льготы на основании разъяснения, данного в Письме МНС РФ № ВГ-6-03/247@, исключает вину в совершении налогового правонарушения и, соответственно, исключает привлечение к ответственности за налоговое правонарушение, если применение льготы предприятием будет так квалифицировано налоговыми органами.
Кроме этого, в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений). При этом причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета. Поэтому если льгота будет использована, но в дальнейшем налоговыми органами будет предъявлено требование об уплате НДС, то предприятие тем самым понесет убытки и сможет подать жалобу в вышестоящий налоговый орган или обратиться в арбитражный суд с иском об отмене данного решения.
Панютина Н.В.,
ведущий аудитор
Вихарев С.А.,
менеджер отдела консалтинга
"ПРОМ-ИНВЕСТ-АУДИТ",
г.Санкт-Петербург
01.02.2000 N А543