Распространение рекламной информации торговой организацией
Вопрос:
Наш магазин занимается продажей оргтехники, помимо этого мы распространяем среди покупателей рекламную информацию об изготовителях компьютеров и производителях программных продуктов. Требуется ли нам получать лицензию на осуществление деятельности по распространению рекламной информации и указывать данный вид деятельности в учредительных документах?
Ответ:
В Российской Федерации отдельные виды деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования.
В соответствии с частью 2 п.1 ст. 49 ГК РФ перечень видов деятельности, которыми юридические и физические лица могут заниматься только на основании лицензии, должен быть определен Законом РФ. На сегодняшний день такой закон еще не принят, поэтому необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Указанное постановление Правительства РФ содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Однако в этом перечне не указана деятельность по производству, размещению либо распространению рекламы. В пункте 15 рассматриваемого постановления Правительства отмечается, что действие настоящего постановления не распространяется на те виды деятельности, особый порядок лицензирования которых установлен законодательными актами Российской Федерации и нормативными актами Президента Российской Федерации.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе". Указанный закон называет четырех участников отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы :
рекламодатель - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы;
рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;
рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и(или) распространение рекламной информации путем предоставления и(или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами;
потребители рекламы - юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.
Закон Российской Федерации "О рекламе" не требует ни от рекламодателя, ни от рекламопроизводителя, ни от рекламораспространителя получения лицензии для осуществления деятельности по производству, размещению, последующему распространению рекламы.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что торговой организации для осуществления деятельности по распространению рекламной информации не требуется получать лицензию на указанный вид деятельности.
В соответствии с частью 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Иными словами, в настоящее время коммерческие организации обладают общей правоспособностью (исключением являются банки, страховые организации и некоторые другие организации, прямо предусмотренные законом). Поэтому в учредительных документах не требуется указывать все цели и все виды деятельности, которыми занимается коммерческая организации. Достаточно указать, что основной целью деятельности является извлечение прибыли.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод. Коммерческая организация, занимающаяся торговой деятельностью, вправе осуществлять деятельность по распространению рекламной информации, даже если такой вид деятельности специально не был указан в учредительных документах. Главное, чтобы в учредительных документах не содержалось запрета на осуществление деятельности по распространению рекламной информации.
Долженко А.Н., юрист
Центр правовых услуг
20 декабря 1996 года N Ю20