Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/842600643.htm


КАК ТОРГОВАТЬ ЗА "НАЛИЧНЫЕ"?


 Вопрос:

    
    Предприятие специализируется на мелкооптовой торговле товарами народного потребления. Договоры купли-продажи заключены с предпринимателями - физическими лицами. Часть расчетов с покупателями осуществляется через Сбербанк, однако зачастую эти расчеты производятся наличными деньгами через кассу нашего предприятия в разовых суммах, превышающих установленный законодательством предельный размер наличных расчетов.
    
    Могут ли быть применены налоговыми органами штрафные санкции к нашему предприятию за превышение лимита наличных расчетов или за отсутствие контрольнокассовых машин при расчетах с предпринимателями - физическими лицами?

    

 Ответ:

    
    Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм взимается штраф в двукратном размере произведенного платежа (пункт 9 Указа).

    При этом, как разъясняется в инструктивном письме Центрального банка Российской Федерации от 16 марта 1995 года N 14-4/95 "Разъяснения по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и условий работы с денежной наличностью", пункт 5, штраф взыскивается в одностороннем порядке с юридического лица, совершившего платеж (с покупателя).

    Однако когда в роли покупателя выступают граждане (физические лица), осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (предприниматель), зарегистрированные согласно Указу Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 года N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" в качестве индивидуального предпринимателя, на них не распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 года N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами". Следовательно, штрафные санкции, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006, пункт 9, абзацы первый и второй, также не распространяются на граждан предпринимателей.

    При совершении сделки купли-продажи между предприятием юридическим лицом и индивидуальными предпринимателями расчеты наличными денежными средствами не требуют применения контрольнокассовых машин в том случае, когда физическое лицо выступает именно как предприниматель с соответствующим оформлением сделки, а не как гражданин.

* * *

 Вопрос:

    
    Наше предприятие, расположенное в Санкт-Петербурге, занимается оптовой торговлей продуктами питания. Время от времени работникам предприятия осуществляется отпуск товаров за наличный расчет. Обязательно ли нам применение контрольно-кассовой машины при расчетах со своими работниками если такие операции производятся несколько раз в месяц с оформлением соответствующих накладных и приходных кассовых ордеров?

    

 Ответ:

    
    В соответствии с Законом Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", статья 1, а также с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями с обязательным применением контрольно-кассовых машин в городах Москве и Санкт-Петербурге с 1 августа 1993 года. Начиная с 1 января 1995 года действие данного Закона распространяется на все без исключения предприятия.

    При этом согласно Положению по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденному постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745, пункт 2, получение от населения денег без применения контрольно-кассовых машин допускается в отдельных категориях предприятий, включенных в Перечень отдельных категорий предприятий, которым в силу специфики их деятельности либо особенностей местонахождения разрешено осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный вышеуказанным постановлением от 30 июля 1993 года N 745, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 года N 1028.

    Названный Перечень, в частности, разрешает осуществление торговой деятельности без применения контрольно-кассовых машин путем реализации товаров населению через мелкорозничную торговую сеть с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин; а также оказание услуг населению с выдачей квитанций, путевок, билетов, талонов или других приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

    Упомянутая в вопросе форма приходного кассового ордера не утверждена Министерством финансов Российской Федерации в качестве документов строгой отчетности, следовательно, она не может являться основанием для получения наличных денег от населения (в рассматриваемой ситуации - от работников предприятия, выступающих в роли покупателей) без применения контрольно-кассовой машины.

    В случае налоговой проверки такому предприятию неизбежно грозят штрафные санкции за нарушение требований Закона о применении контрольно-кассовых машин и Положения по применению контрольнокассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением согласно статье 7 указанного Закона в виде наложения на предприятие штрафа в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, взыскиваемого с предприятия в бюджет в бесспорном порядке на основании пункта 9 статьи 7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 года N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" и инструктивного письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 октября 1993 года N ВГ-4-14/170н "Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".



Эльвира Фаткуллина,
аспирант Санкт-Петербургского
государственного университета


    

Текст документа сверен по:
"КодексINFO - Информационный бюллетень
текущего законодательства", N 7, 05.02.96.



Примечание Центра правовых услуг  


    Центральный банк РФ Письмом от 29 сентября 1997 года N 525 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" установил предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу:
              
    - между юридическими лицами в сумме 3 миллиона рублей;     
         
    - для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье в сумме 5 миллионов рублей;          
         
    - для предприятий и организаций торговли Главного управления исполнения наказаний Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУИН МВД России) при закупке товаров у юридических лиц в сумме 5 миллионов рублей.
              
    Письмом от 29 января 1998 года N 02-14-4/310 Центральный банк РФ сообщил, что при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами следует руководствоваться предельными суммами, установленными письмом Центрального банка Российской Федерации от 29 сентября 1997 года N 525 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" с учетом новой нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен.
        
    

Долженко А.Н.,
юрист Центр правовых услуг