ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2007 года Дело N Ф03-А59/07-2/4122
[Признано незаконным и отменено постановление ТУ ФСФБН о назначении наказания по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, поскольку правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 данной статьи отсутствуют, так как нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от заявителя: ООО "Сикор Марин Сахалин" - представитель не явился; от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области - представитель не явился, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сикор Марин Сахалин" на решение от 14.05.2007, постановление от 09.07.2007 по делу N А59-1237/2007-С5 Арбитражного суда Сахалинской области, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., в суде апелляционной инстанции судьи: ..., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сикор Марин Сахалин" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления от 05.04.2007 N 64-07/39, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сикор Марин Сахалин" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области (далее - территориальное управление; административный орган) от 05.04.2007 по делу об административном правонарушении N 64-07/39 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.07.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что административным органом допущены нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении, а именно: постановление о привлечении ООО "Сикор Марин Сахалин" принято неуполномоченным лицом, нарушен порядок привлечения к административной ответственности.
Территориальное управление в отзыве на кассационную жалобу доводы общества отклоняет, считая состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает необходимым принятые по делу судебные акты отменить.
Как установлено судом, общество 21.02.2006 заключило договор фрахтования N Y-02056 морского судна "Мисс Сибил" с нерезидентом - компанией "Sakhalin Energy Investment Company Limited" (Бермуды). В ЗАО "АБН АМРО Банк" оформлен паспорт сделки N 06040018/2594/0000/3/0. В рамках указанного договора осуществлялись валютные операции. За оказанные услуги нерезиденту 21.12.2006 выставлены счета N 06/10119 на сумму 1073,80 долл. США и N 06/10118 на сумму 109725,84 долл. США. Справка о подтверждающих документах представлена уполномоченному банку 22.01.2007, то есть с нарушением срока ее представления на 6 дней.
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, указания услуг).
Из материалов дела следует, что территориальным управлением проведена проверка деятельности общества, в ходе которой было установлено нарушение требований пункта 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
Административным органом в отношении ООО "Сикор Марин Сахалин" составлен протокол от 22.03.2007 и вынесено постановление от 05.04.2007 по делу об административном правонарушении N 64-07/39, которым последнее привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб. Нарушение, как следует из протокола и оспариваемого постановления, выразилось в несоблюдении установленного срока представления уполномоченному банку справки о подтверждающих документах.
Проверяя по заявлению общества указанное постановление, суд не усмотрел оснований для его отмены и признал правильной квалификацию административным органом действий резидента по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Однако судом не учтено следующее.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Указанный порядок установлен Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы относительно нарушения административным органом порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в данном случае не имеют правового значения, поскольку отсутствует событие административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суды неправильно применили нормы материального права, поэтому принятые по делу решение первой и постановление апелляционной инстанций подлежат отмене, а заявление общества о признании незаконным и отмене постановления от 05.04.2007 N 64-07/39 следует удовлетворить.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.05.2007, постановление от 09.07.2007 по делу N А59-1237/2007-С5 Арбитражного суда Сахалинской области отменить, заявление ООО "Сикор Марин Сахалин" - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области от 05.04.2007 по делу об административном правонарушении N 64-07/39 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в отношении ООО "Сикор Марин Сахалин".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2007 года.
Председательствующий судья
...
Судьи
...