Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/875425714.htm

    
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2007 года Дело N Ф09-9765/07-С1


[Поскольку обязанность представить транспортный документ возникает в момент представления основной, а не временной декларации, то непредставление декларантом вместе с грузовыми таможенными декларациями железнодорожных накладных не является основанием для отказа в применении упрощенной системы декларирования, судебные акты отменены, заявление удовлетворено]
(Извлечение)

    
    
    Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.03.2007 (резолютивная часть от 13.03.2007) по делу А47-16956/05 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2007 по тому же делу.
    
    В судебном заседании принял участие представитель общества - Антоненко Ж.В. (доверенность от 01.01.2007 N 207).
    
    Представители Оренбургской таможни (далее - таможня) и Приволжского таможенного управления (далее - управление), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
    
    Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным письма таможни от 26.07.2005 N 40-13/8759 и решения управления от 30.08.2005 N 06-04-11/50, которыми ему было отказано в применении упрощенного порядка декларирования - временного периодического декларирования товаров в августе 2005 года по таможенным декларациям N 37856141, 37856163, 37856164 (с учетом уточнения заявленных требований).
    
    Решением суда от 15.03.2007 (резолютивная часть от 13.03.2007; судья ...) в удовлетворении заявленных требований отказано.
    
    Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2007 (судьи: ...) решение суда оставлено без изменения.
    
    В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст.ст.4, 137, 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе.
    
    Таможня в отзыве указала, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласна, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
    
    Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Электроспецсервис" в лице Оренбургского филиала, действующее в качестве таможенного брокера от имени общества, 18.07.2005 представило в таможню временные таможенные декларации N 37856141, 37856163, 37856164 для оформления поставок на экспорт нефти сырой в течение августа 2005 года. При этом таможенные платежи исчислены обществом исходя из ставки пошлины, действующей на момент подачи деклараций (136,2 долларов США).
    
    Таможня письмом от 26.07.2005 N 40-13/40-13/8759 сообщила таможенному брокеру о непринятии указанных таможенных деклараций и, соответственно, об отказе в применении упрощенного порядка декларирования в связи с тем, что, по мнению таможни, обществом нарушены положения п.2 ст.137 Кодекса (планируемое повышение экспортной пошлины) и п.2 ст.132 Кодекса (отсутствие железнодорожных накладных).
    
    Общество обжаловало данное постановление в управление. Решением управления от 30.08.2005 N 06-04-11/50 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
    
    Не согласившись с постановлением таможни и решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
    
    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемых обществом ненормативных актов требованиям действующего законодательства.
    
    Выводы судов являются ошибочными.
    
    Согласно п.1 ст.137 Кодекса при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со ст.ст.135, 136 и 138 названного Кодекса.
    
    В соответствии с п.п.1, 4 ст.138 Кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
    
    Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (п.2 ст.137 Кодекса).
    
    Из содержания указанных правовых норм следует, что условиями, при которых декларант вправе осуществлять периодическое временное декларирование, являются: отсутствие возможности представления точных сведений о товаре, необходимых для таможенного оформления, если это обусловлено обычным ведением внешней торговли; отсутствие препятствий для таможенного контроля; полная и своевременная уплата таможенных платежей; соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; соблюдение таможенных режимов.
    
    При наличии указанных условий таможня не вправе препятствовать декларанту в осуществлении права на периодическое временное декларирование товара.
    
    В данном случае таможня в качестве одного из оснований для отказа в применении упрощенного порядка декларирования указывает на несоблюдение обществом условия о полноте уплаты вывозной таможенной пошлины по ставке, действующей на день фактического вывоза товара с территории Российской Федерации.
    
    В силу п.1 ст.4 Кодекса акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются только к отношениям, возникшим после введения их в действие.
    
    Из п.1 ст.325 Кодекса следует, что для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.150, 312, п.1 ст.327 названного Кодекса.
    
    Согласно п.п.5, 6 ст.138 Кодекса ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган.
    
    В соответствии с абз.5 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих при применении норм Таможенного кодекса Российской Федерации о периодическом временном декларировании российских товаров (кроме товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи)" при применении названных норм судам следует учитывать, что в случае, если на момент подачи временной таможенной декларации опубликован нормативный правовой акт, не введенный в действие в соответствии со ст.4 Таможенного кодекса, которым установлены новые таможенные пошлины на период, в течение которого предполагается вывозить российские товары, применение периодического временного декларирования означало бы освобождение от полной уплаты таможенных платежей. В связи с этим в указанном случае упрощенный порядок декларирования российских товаров в виде периодического временного декларирования применен быть не может.
    
    Постановление Правительства Российской Федерации N 432, которым такие ставки с 01.08.2005 действительно были повышены, принято 15.07.2005, а официально опубликовано 19.07.2005.
    
    Поскольку на 18.07.2005 - день подачи временные таможенные декларации N 37856141, 37856163, 37856164 - нормативный правовой акт, которым бы были изменены ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, официально не опубликован, доводы таможни о несоблюдении обществом п.2 ст.137 Таможенного кодекса имели предположительный характер, а решение об отказе в применении упрощенного порядка декларирования не имело законного основания.
    
    Как следует из материалов дела, на момент подачи временных таможенных деклараций N 37856141, 37856163, 37856164 таможенные пошлины исчислены и уплачены обществом в полном объеме по ставкам, действовавшим на 18.07.2005, то есть соблюдены все требования и условия, определенные таможенным законодательством в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей.
    
    В качестве самостоятельного основания непринятия деклараций таможня указывает нарушение обществом п.2 ст.132 Кодекса, в частности на непредставление с таможенными декларациями железнодорожных накладных.
    
    В силу требований ст.131 Кодекса при декларировании товаров декларант обязан представить основные документы, в том числе транспортные (перевозочные) документы.
    
    Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с п.5 ст.131 Кодекса (п.2 ст.132 Кодекса).
    
    Взаимодействие правил, закрепленных в ст.ст.131, 132 Кодекса, с правилами, регламентирующими порядок периодического временного декларирования российских товаров (ст.138 Кодекса), означает признание не обязательным для декларанта требования представлять транспортные (перевозочные) документы при подаче временной грузовой таможенной декларации. Такое требование может и должно быть исполнено им впоследствии при подаче полной грузовой таможенной декларации. Иное толкование материального закона означало бы нивелирование целей и задач периодического временного декларирования российских товаров как процедуры, имеющей не только правовую сторону, но и четкую экономическую основу (деловую целесообразность).
    
    Таким образом, обязанность представить транспортный документ возникает в момент представления основной, а не временной декларации. Следовательно, непредставление декларантом вместе с грузовыми таможенными декларациями N 37856141, 37856163, 37856164 железнодорожных накладных не является основанием для отказа в применении упрощенной системы декларирования.
    
    Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты судами на основании неправильного толкования положений ст.ст.4, 132, 137, 138 Кодекса применительно к установленным обстоятельствам дела, в связи с чем они подлежат отмене. Поскольку дополнительного исследования обстоятельств дела не требуется, суд кассационной инстанции считает возможным в соответствии с п.2 ч.1 ст.287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
    
    Государственная пошлина в соответствии с ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, исходя из наличия в материалах дела подлинных платежных поручений общества об уплате государственной пошлины в общей сумме 7000 руб. В связи с удовлетворением заявленных требований с таможни в пользу общества подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам в сумме 3500 руб., с управления в пользу этого же общества - 3500 руб. судебных расходов по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
    
    Руководствуясь ст.ст.286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.03.2007 по делу А47-16956/05 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2007 по тому же делу отменить.
    
    Заявленное открытым акционерным обществом "ТНК-ВР Холдинг" требование удовлетворить.
    
    Признать недействительными письмо Оренбургской таможни от 26.07.2005 N 40-13/8759 и решение Приволжского таможенного управления от 30.08.2005 N 06-04-11/.
    
    Взыскать с Оренбургской таможни в пользу открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" 3500 руб., а с Приволжского таможенного управления в пользу этого же общества 3500 руб. судебных расходов по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
    
    

Председательствующий
...

Судьи
...